Б.А. Романов. «Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки XI—XIII вв.»
Очерки ленинградского профессора Бориса Александровича Романова (1889—1957) — книга примечательная и оригинальная. Она посвящена рядовому человеку древней Руси, с его житейскими невзгодами и радостями, мытарствами и раздумьями, человеку, как он есть — во всем его прозаическом обличье.
Содержание
О книге и ее авторе (Н.Е. Носов)
От автора
Глава первая. «Мизантроп» XII—XIII веков
- «Слово» Даниила Заточника. Свободный муж в беде
- Князь X в. и князь XII в.
- «Послание» Заточника XIII в. и «Русская Правда». «Дворянин» XIII в.
- Он верный сын церкви, но чернечество не для него
- Неравный брак тоже не для него. «Злая жена»
- Внутренняя цельность афоризмов Заточника
Глава вторая. Феодальная «челядь»
- Чага и кощей «Слова о полку Игореве»
- Челядин и холоп X в. «Челядь» и «скот»
- Холоп в быту господ
- Дифференциация холопства. «Челядин полный» и «челядин наймит». Церковь и холопство
- Освобождение холопов. Порабощение через закабаление
- Холоп в бегах. «Переимщики». Холоп на воле по делам господина. Холоп «в бегах» меняет фирму и расширяет свои операции. Холоп бежит, покрав соседей
- Жена холопа. «Роба»
- Бедняк продается в холопы. Свободный милостыник
- Закупы: побежал — холоп, продан — волен уйти
- Закуп на своем дворе. Он на дворе господина. Закуп и живой господский инвентарь
- Его жизненный уровень. Он не платит продаж, как и холоп
Глава третья. «Свободные» смерды
- «Продажа». Виры
- Убийство — бытовое явление. Убийство — источник государственного дохода
- «Продажа» и вервь. «Творимые» виры и продажи
- Смерд — это как бы и не человек. «Правда» Ярославичей подымает его до холопа. Ян Вышатич на Белоозере
- Полемический характер рассказа 1071 г.
- Смердолюбие Мономаха в летописных записях 1103 и 1111 гг.
- «Протокольная» трактовка этих текстов у Б.Д. Грекова и С.В. Юшкова
Глава четвертая. Светские феодалы
- Дружинные нравы. Дифференциация в княжом «огнище»
- Предания о дохристианских князьях и дружинниках: Игорь, Святослав, Ольга, Святославичи, Владимир
- Святошины бояре. Дружина Игоря Ольговича
- «Ловы»
- Мономах в своем «Поучении». Его советы в сфере личной жизни. Политические. Клятвы и крестоцелования. «Устранение» от церкви
- Князь в своем «доме». На походе. «Труды» Мономаха. Читатели Заточника и Мономаха
- Приемы междоусобной борьбы
- Эпизод из феодальной борьбы 1194—1196 гг. «Слово о полку Игореве» продолжает традицию Мономаха. Заточник стоит вне ее
Глава пятая. «Отцы духовные»
- Епископы XI—XII вв.
- Низы черноризчества
- Печерский монастырь. Феодальный быт и «Студийский» устав. Феодосий в жизни и хозяйстве монастыря
- Печерские иноки
- Монастырь под напором искушений извне. Церковники на мирских ассамблеях
- Поп, какой он есть и каким должен быть
- Поп в своем домостроительстве. Среди прихожан
- Его борьба с язычеством. Поп и женщина — духовная «дщерь». Епитимья. Исповедь. Причащение
- Грех в личной жизни попа
Глава шестая. «Жизнь человека»
- Рождение. Кормление. Крещение. Причащение. Дети «язычной девицы». Христианские дети, не надлежаще зачатые. Младенец, неродившийся: а) по вине церкви; б) по вине матери
- Дети в великом посту. Продажа детей. Пробуждение пола
- Отрок холостой. Девица в лоне семьи. Венчальный брак любой ценой
- Единобрачие и многобрачие. «Мужеска жена», «чужая жена». Жена «злая» и жена «добрая»
- Вопрос о разводе. Многоженство. Параллельная семья. Моногамия
- Имущественные отношения в семье
- Семья как основная ячейка древнерусского общества
Глава седьмая. На распутье
- Заточник за чтением «Слова о полку Игореве»
- Работное ярмо в «Послании» Заточника. Общественная формула Заточника
- Законодательные тревоги XII в. Церковь и «Послание» Заточника
- Заточник в закупах. «Устав о закупах» не удовлетворяет господ. «Устав о холопах» вскрывает их маневры
- Мнение об этом уставе В.О. Ключевского и А.Е. Преснякова. Основная тенденция «Устава о холопах»
- Две ситуации в ст. 110 «Пространной Правды». Милостыники 111-й статьи ее. Заточник в милостыниках
- Заточник на распутье
- «Поучение исповедающемуся» учит его смириться и принять жизнь, как она есть