Ф.Б. Шенк. «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263—2000)»
В уникальной по охвату источников книге немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк исследует семивековую толщу памяти об одной из самых легендарных фигур русской истории. Перед читателем разворачивается панорама образов Александра Невского, запечатленных в летописях, агиографии и иконах, идеологии и официальной пропаганде, исторических трудах и политической публицистике, живописи, скульптуре, кинематографе и коммерческой рекламе. Анализируя, как предание об Александре Невском конструировалось и использовалось различными историческими авторами — государственной властью, православной церковью, интеллигенцией, русским национализмом, исследователь приходит к заключению о вкладе этого длящегося мифотворчества в выработку альтернативных версий коллективной идентичности.
Содержание
1. Введение
- 1.1. Постановка проблемы
- 1.2. Теоретические основания и определение понятий
- 1.3. Источники и современное состояние исследований
- 1.4. Структура работы
2. Александр Ярославич: Исторический очерк
- 2.1. Фон времени
- 2.2. Александр Ярославич. Князь Новгородский
- 2.3. Александр Ярославич. Великий князь Владимирский
3. Сакрализация Александра (XIII—XV века)
- 3.1. Святой князь и местное почитание во Владимире
- 3.2. Александр и борьба за новгородские вольности
- 3.3. «Московский» образ Александра Невского в новгородской литературе
- 3.4. Борьба за историю Руси
4. Россиезация Александра (XV—XVII века)1
- 4.1. Церковный и династический дискурсы
- 4.2. Церковный дискурс
- 4.3. Династический дискурс
- 4.4. Terra sancta Московское царство
5. Этатизация Александра (XVIII век)
- 5.1. Александр Невский и Петр I
- 5.2. Имперский дискурс
- 5.3. История и общество
- 5.4. Государство — церковь — нация
6. Национализация Александра (XIX век)
- 6.1. Национальный, имперский и церковный дискурсы
- 6.2. Национальный дискурс
- 6.3. Имперский дискурс
- 6.4. Церковный дискурс
- 6.5. Национализированный Александр
- 6.6. Александр Невский и крушение империи
7. Свержение Александра (1917—1937)
- 7.1. Изменившийся исторический нарратив
- 7.2. Десакрализация святого
- 7.3. Борьба с великорусским шовинизмом
- 7.4. Александр Невский в эмиграции
8. Советизация Александра: 1937 год
9. Экранизация Александра (1938)
- 9.1. Советский патриотизм и кино
- 9.2. «Александр Невский» в контексте биографии Эйзенштейна
- 9.3. Сценарий фильма
- 9.4. Борьба за «истинный» образ Александра Невского
- 9.5. К истории создания фильма
- 9.6. Действие
- 9.7. Фильм как интертекст
- 9.8. Сообщество: боевая семья
- 9.9. Возможные интерпретации «Александра Невского»
- 9.10. История восприятия фильма
10. Александр призван (1939—1945)
- 10.1. Временное увольнение Александра
- 10.2. «Зимняя война» Александра
- 10.3. Великая Отечественная война
11. Консолидация и критика: послевоенный период (1945—1985)
- 11.1. Советский патриотизм и память о войне
- 11.2. Критика культа личности
- 11.3. Александр Невский в эпоху «холодной войны»
- 11.4. Новые формы памяти
- 11.5. Расколдовывание с помощью государства
12. Плюрализация памяти (1985—2000)
- 12.1. Перестройка и история
- 12.2. В поисках новой знаковой системы (1985—1993)
- 12.3. Патриотический консенсус в эпоху постмодерна (1993—2000)
Источники и литература
Приложение. Протокол эпизодов фильма «Александр Невский» (1938)
Иллюстрации: справка об источниках
Иллюстрации
Примечания
1. Данный окказионализм требует разъяснения. В оригинальном тексте фигурирует слово «Russifizierung». Устоявшийся термин «русификация», с его неизбежным значением этнонациональной ассимиляции или аккультурации, относится к более позднему периоду российской истории и не подходит для передачи смысла, вкладываемого автором в «Russifizierung», — выход памяти об Александре Невском за рамки «региональных» (новгородского, московского) повествований и включение ее в протонациональный российский мастер-нарратив. (Примеч. ред.).