Александр Невский
 

9.6. Действие

После отклонения финала, предложенного во втором варианте сценария «Руси», сценарий «Александра Невского», по сути, совпал с первоначальной редакцией Петра Павленко. Фильм включает двенадцать эпизодов, объединенных двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: конфликт двух богатырей, Василия Буслая и Гаврилы Олексича, из-за руки и сердца новгородки Ольги Даниловны и борьба новгородцев («русского народа») во главе с их вождем Александром Невским с Тевтонским орденом1.

В двух начальных эпизодах представлена предыстория действия фильма. Титры повествуют о нападении монголов на русскую землю, кадры рисуют поле после боя: черепа мертвых, брошенные шлемы и оружие. О Невской битве против шведов поется в песне, сопровождающей кадры второго эпизода2. На Плещеевом озере кипит работа кораблестроителей и рыбаков. Идиллию нарушает прибытие монгольского посланника. Дело доходит до рукопашной, после того как крестьянский мальчик Савка не оказывает послу полагающихся тому почестей. Александр, один из рыбаков, приказывает окончить драку. Князь отклоняет предложение посла стать воеводой в Орде и наставляет своих людей, что прежде монголов следует сначала побить «немцев».

После этого введения место действия меняется. Зрители видят Новгород и его жителей: Василия Буслая, жизнерадостного богатыря, Гаврилу Олексича, его спокойного и задумчивого визави, кузнеца Игната, воплощение народной мудрости и юмора, и Ольгу Даниловну, скромную девушку (эпизоды 3.1—3.3). Василий и Гаврило устали от борьбы. Ольга никак не может принять решение в пользу одного из них. Разговор их прерывается звуками вечевого колокола. На площадь перед Софийским собором стекается народ. Беженцы из Пскова рассказывают о разорении их города немцами и угрозе для Новгорода. Их рассказ приводит к жарким спорам на вече о том, как следует реагировать на угрозу. С одной стороны, выступают бояре, купцы и монах Ананий. Они напоминают о мирном договоре Новгорода с немцами и предлагают в крайнем случае сдаться врагам. Собирать силы для борьбы они призывают боярина Домаша Твердиславича. Последний, однако, отказывается от поручения и присоединяется к требованиям новгородской бедноты и патриотов, которых представляют Игнат, Ольга и Гаврило Олексич. Домаш требует позвать на помощь Александра Невского:

Беда идет на нас большая, больших людей от нас потребует. Не я, другой нужен! И рука крепче, и голова посветлей...3

В четвертой картине представлены ужасы правления Тевтонского ордена во Пскове. Предатель Твердило сдает город магистру ордена, мужское население Пскова связано и поставлено на колени. «Один Рим должен быть властителем земли... Все, что непокорно Риму, должно быть умерщвлено!» — провозглашает католический епископ4. Выступившего против него воеводу Павшу Твердилу приговаривает к смерти. Он умирает повешенным на фасаде церкви. Вместе с Павшей в огне умирают псковские дети, ужасную смерть которых благословляет католический монах (ил. 31).

Последние слова воеводы обращены к дочери Василисе и населению Пскова: «Мсти! Мсти!.. Идите к Александру в Переяславль! Мертвый Псков зовет тебя, Ярославич»5.

Камера следует призыву Павши и показывает Александра Ярославича в рыбацкой хижине. Он подавлен, и лицо его просветляется лишь по прибытии делегации из Новгорода. Послы, среди них Домаш Твердиславич и Гаврило Олексич, просят князя забыть старую вражду с городом, выступить в защиту Новгорода и вывести дружину против немцев. Ответ Александра однозначен: он будет сражаться не за Новгород, а за честь земли русской. Он не умеет защищать, но лишь «бить». Для этого недостаточно его дружины, потребуется помощь народа, «мужиков»6. Под звуки песни «Вставайте, люди русские!» в шестом эпизоде собирается народное войско. Во главе этой массы становится Александр Невский, в седьмом эпизоде торжественно въезжающий в Новгород. Не все горожане рады его приезду, но сопротивление сходит на нет после первой большой речи Александра (эп. 7.3), произнесенной в атмосфере ликования, эйфории, готовности к борьбе. Ремесленники, и впереди всех Игнат, раздают оружие жителям. Женщины тоже вооружаются для битвы. Среди них Василиса, дочь убитого псковского воеводы.

Пока новгородцы снаряжаются к бою, войско рыцарей собирается на мессу (эп. 8). Богослужение прерывает православный монах Ананий. Он сообщает Твердиле о новгородском авангарде, притаившемся в ближайшем лесу. Благословленные епископом и ведомые Ананием рыцари вступают в бой. Они неожиданно нападают на авангард, возглавляемый Василием Буслаем и Домашем Твердиславичем (эп. 9.1). В это время Александр Невский в новгородском лагере обдумывает стратегию предстоящей битвы (эп. 9.2). Сказка о лисе и зайце, рассказанная воинам у костра кузнецом Игнатом7, подает Александру идею взять врага в тиски, усилив фланги. Местом битвы он выбирает замерзшее Чудское озеро. Александр рассчитывает на то, что лошади немецких рыцарей будут скользить и тонкий лед расколется под их весом (эп. 9.4). Врага не пустят на свою землю, но побьют на его территории, объясняет князь Василию Буслаю, который хочет после атаки на авангард отвести своих солдат на западный берег Чудского озера: «Не в силах драться на чужой земле, неча делать тебе и на отчей. На чужой будем биться. Поняли?»8 Нападение ордена на авангард Александра приводит к первым жертвам с русской стороны. Домащ Твердиславич, отказавшийся возглавлять новгородские войска и выступивший за призвание Александра Невского, погибает первым из главных героев фильма. Перед тем как призвать войско к битве и еще раз объяснить ему тактику, Александр торжественно прощается с павшим (эп. 9.6, см. ил. 26).

Десятый эпизод посвящен битве на льду Чудского озера. Он длится около тридцати минут — почти треть всего фильма — и считается одной из самых длинных батальных сцен в истории кино. Эйзенштейн показывает ожидающее новгородское войско — среди воинов Василиса и крестьянский мальчик Савка. С вершины Вороньего камня Александр, Гаврило, Василий и Игнат осматривают поле битвы и видят приближающееся войско Тевтонского ордена. Пока Василий со своим отрядом принимает первый удар тевтонского клина, Гаврило и Александр нападают со своими отрядами на врага с флангов. Новгородцы сражаются храбро, особенно Василий, после потери меча схвативший оглоблю и бросившийся на рыцарей. Однако сражение требует еще одной жертвы: Савка падает под ударами немецкой секиры. Переломным моментом битвы становится бой между Александром и магистром ордена, в котором побеждает новгородский князь. Предводитель рыцарского войска взят в плен, а его солдаты пускаются в бегство. Штурмуя католическую походную церковь, Василиса захватывает и убивает предателя Анания. Взяв в плен Твердилу, кузнец Игнат, отвлекшись на мгновение, погибает от удара предателя. Он — третья значимая жертва с русской стороны. Под ногами бегущих рыцарей ломается лед Чудского озера, в котором и тонут враги. Битва выиграна.

Два заключительных эпизода составляют эпилог фильма. Утром после битвы Ольга выходит на поиски своих героев (эп. 11). Она находит Василия и Гаврилу ранеными, но живыми. Во Пскове горожане празднуют победу (эп. 12). Впереди возвращающегося домой войска едут сани с убитыми Домашем, Савкой и Игнатом. За ними идут победители во главе с полководцем Александром Невским. В конце шествия в город вступают пленные, впряженные в сани вместо лошадей, впереди всех «коренник» Твердило. После краткой речи к жителям Пскова Александр Невский вершит суд над врагами. Он отпускает кнехтов ордена, поскольку их принудили к битве силой. Пощадив и рыцарей, Александр решает поменять их в ордене на мыло (sic!)9. Самый строгий приговор выносится Твердиле. Александр передает предателя народу, и его убивают на месте. В заключительной сцене разрешается и вторая сюжетная линия фильма, любовная. Ольга просит князя Александра решить ее судьбу, тогда Василий уступает ее руку своему другу Гавриле. Сам он решает жениться на Василисе, проявившей беспримерную храбрость в битве. Соединением обеих пар и пламенной речью Александра к кнехтам Тевтонского ордена заканчивается фильм:

Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!10

Примечания

1. Фильм разделен на двенадцать «глав». Начало восьми эпизодов маркировано также текстуальными вставками. Нумерация глав и сцен в тексте данной главы соответствует протоколу эпизодов в приложении к работе (гл. 14.6).

2. Тексты песен Владимира Луговского.

3. (Эп. 3.4). См.: Эйзенштейн, Павленко. Александр Невский. Литературный сценарий. С. 163.

4. (Эп. 4.2). См.: Там же. С. 166.

5. (Эп. 4.5). См.: Там же. С. 165—166.

6. «...за обиду Русской земли встану... Защищать не умею... Сами бить должны и без меры бить будем... Мало одной дружины. Мужиков подымем...» (эп. 5.2). См.: Там же. С. 168—169.

7. «Заяц, значит, в овраг, лиса следом. Заяц в лесок, лиса за ним. Тогда, заяц, между двух березок сигани. Лиса следом, да и застрянь. Заклинись меж березок-то, трык-брык, трык-брык, ни с места. То-то и беда, а заяц стоит рядом и сурьезно говорит ей: — Хочешь, — говорит, — я твою девичью честь сейчас нарушу... — Ах что ты, что ты, сусед, разве можно, срам-то какой мне. Пожалей, — говорит. — Тут жалеть некогда, — заяц ей, — и нарушил» (См.: Эйзенштейн, Павленко. Александр Невский. Литературный сценарий. С. 176).

8. См.: Там же. С. 177.

9. «А господа рыцари... в обмен пойдут. На мыло менять будем». См.: Там же. С. 193.

10. См.: Там же. С. 196.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика