Александр Невский
 

Архитектура Древней Руси

В Древней Руси традиционным строительным материалом, из которого возводились все культовые и гражданские постройки, крепостные стены и башни, было дерево, как правило, дуб или сосна. С принятием христианства на Русь проникает каменное зодчество, что во многом было вызвано потребностями Русской православной церкви в укреплении своей значимости и положения на Руси.

В отличие от романского Запада, где переход от традиционных деревянных конструкций к каменным постройкам проходил медленно, Киевская Русь быстро восприняла изощренную систему византийских сводчатых и купольных перекрытий, изысканных пространственных конфигураций, характерную форму куполов и т. д. Именно благодаря этому обстоятельству характерной чертой древнерусской архитектуры стал монументализм. С началом каменного строительства на Руси получил распространение старовизантийский архитектурный стиль, в основе которого была крестово-купольная композиция. Классические культовые здания, построенные в этом стиле, представляли собой прямоугольные сооружения, расчлененные четырьмя столбами, на которых покоился центральный световой барабан, увенчанный большим куполом. Прямоугольные в плане концы пространственного креста, образующие саму композицию здания, перекрывались цилиндрическими сводами, которые были сделаны из камня или кирпича. Угловые части храма также покрывались купольными сводами. С восточной стороны, где размещался алтарь с иконостасом, к храму пристраивали полуокружные выступления — апсиды, а внутри все пространство храма делилось не межрядные пространства — нефы. Русские зодчие, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее многие элементы русской деревянной архитектуры и придали самим храмам многоглавие и пирамидальность.

Среди самых значительных памятников древнерусской архитектуры конца X — первой половины XI вв. следует назвать следующие постройки.

Десятинную Богородичную церковь в Киеве, которая была построена в 989—996 гг. русскими и греческими мастерами из первоклассного белого камня — туфа и знаменитого тонкостенного кирпича — «греческой» плинфы. Первоначально эта церковь, посвященная культу Успения Богородицы, являлась кафедральным собором Киева и представляла собой небольшой шестистолпный трехнефный храм, увенчанный семью куполами. Затем за счет боковых пристроек Десятинная церковь значительно расширилась и превратилась в пятинефный крестовокупольный храм, увенчанный 25 куполами. К большому сожалению, этот шедевр древнерусской архитектуры был полностью разрушен в годы Батыева нашествия (1240). Судя по раскопкам археологов, которые смогли реконструировать отдельные части Десятинной церкви, при ее строительстве и отделке широко использовали мрамор, а также смальтовую мозаику и фрески, технология производства которых была принесена из Византии.

Храм Святой Софии, или Софийский собор в Киеве. В исторической науке до сих пор нет единой точки зрения относительно даты постройки этого собора. Одни историки (Н. Никитенко, В. Корниенко) датируют время закладки этого собора 1011 г., т. е. временем правления великого киевского князя Владимира Святого. Другие авторы (А. Шахматов, В. Кусков) считают, что этот собор был заложен Ярославом Мудрым в 1017 г., сразу после грандиозного пожара в Киеве. Третья группа авторов (А. Рогов) утверждает, что строительство этого храма было начато только в 1040-х гг. Однако большинство историков (М. Каргер, П. Толочко, А. Муравьев) датирует начало строительство Софийского собора 1037 г. и напрямую связывают это эпохальное событие с сокрушительным разгромом печенегов на реке Альте в 1036 г.

В своем первоначальном виде Софийский собор представлял собой огромное пятинефное крестово-купольное здание, окруженное с трех сторон одноэтажной галереей. Двенадцать крестообразных столбов делили внутреннее пространство всего храма на пять продольных нефов, при этом центральный неф был вдвое шире всех остальных. Все пять нефов в восточной части собора заканчивались апсидами. В центральной части апсиды размещался алтарь с иконостасом, в северной части — жертвенник, где находились хлеб и вино, которыми во время богослужения причащались прихожане и духовенство, а в южной части — диаконник, где хранились парадные ризы священников и разнообразная церковная утварь, в том числе кадила, миро, братины, ковши и т. д.

Киевскую Софию венчали 13 параболических куполов, которые были покрыты тонким слоем свинца. Центральный и самый большой купол храма находился выше всех остальных. На один уступ ниже его располагались еще четыре купола меньшего размера, а по боковым апсидам — остальные восемь куполов. Софийский собор имел оригинальное позакомарное покрытие. Эти закомары представляли собой полукруглое завершение верхней части стены, которые соответствовали внутренней форме храмовых сводов.

Киевская София, как и многие монументальные постройки той поры, была построена из камня и оранжево-розовой плинфы, а сам фасад этого храма был украшен красным кварцитом и серым гранитом, что придавало всему зданию особую торжественность и нарядность. Внутреннее пространство храма было украшено смальтовой мозаикой и фресками. По мнению всех знатоков древнерусской архитектуры, подлинным шедевром киевской Софии была мозаичная фигура Марии-Оранты — молящейся богоматери. Кроме того, в технике мозаики были выполнены фигуры Христа-Вседержителя, который размещался на купольной части храма, и двенадцати апостолов, помещенные в простенках между окнами центрального (купольного) барабана.

На стенах киевской Софии было много фресок. Наряду с чисто библейскими сюжетами среди фресок был изображен групповой портрет семьи Ярослава Мудрого из двенадцати персон. На южной стене храма были представлены фигуры младших дочерей великого киевского князя — Елизаветы, Анны и Анастасии, будущих королев Норвегии, Франции и Венгрии, и самой младшей дочери Ярослава, имя которой осталось неизвестным. На западной стене размещались портреты самого Ярослава Мудрого, его старшего сына новгородского князя Владимира, сестры великого князя Ирины и его безымянной старшей дочери, которые фланкировали (обрамляли) с двух сторон фигуру Иисуса Христа, сидящего на троне. А на северной стене храма были помещены фигуры четырех сыновей великого князя — Изяслава, Святослава, Всеволода и Вячеслава. На стенах киевской Софии было много чисто бытовых сценок, например, такие известные фрески, как «музыканты», «скоморохи», «борьба ряженых», «кулачный бой», «акробаты», «гигант с шестом» и другие. К большому сожалению, Софийский собор был сильно разрушен в ходе монгольского нашествия в 1240 г., и через несколько столетий, в 1685—1707 гг., был подвергнут значительной перестройке в стиле так называемого украинского, или грушевидного барокко.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054) в столице Древней Руси было построено много разнообразных монументальных построек культового и гражданского назначения, в частности, Великокняжеский дворец (1024—1036), Золотые ворота (1037), церковь Ирины и Георгия (1037), церковь Богородицы (1052), Юрьев и Ирининский монастыри (1037—1039) и т. д.

• Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Чуть раньше строительства монументальной киевской Софии в соседнем Чернигове, втором по значению городе «Русской земли», по приказу великого князя Мстислава Храброго (1024—1036), бывшего соправителем всей Киевской Руси вместе с Ярославом Мудрым, был построен знаменитый Спасо-Преображенский собор (1031—1036), который многие годы был кафедральным храмом всего города. К большому сожалению, в ходе монгольского нашествия в 1239 г. этот пятиглавый восьмистолпный храм был сильно разрушен, а затем дважды, в 1675 г. и 1792—1798 гг., подвергнут значительной перестройке.

• Новгородский Софийский собор, построенный русскими мастерами в 1045—1050 гг. По своей композиции новгородская София была близка к киевской Софии: тоже огромное пятинефное крестово-купольное здание с двухэтажными боковыми галереями и арками. Однако новгородская София имела и ряд существенных особенностей. Например, вместо 13 куполов новгородскую Софию венчали всего 5 куполов, которые были сгруппированы в центре храма. Внешнее убранство новгородского храма также отличалось от своего «двойника», поскольку он совершенно не имел декоративных украшений и выделялся традиционной для северной архитектуры «суровой монументальностью». Три апсиды в алтарной части храма заканчивались купольными перекрытиями, а двускатные перекрытия чередовались с цилиндрическими сводами. Кроме того, в отличие от киевской Софии в новгородском храме не было смальтовой мозаики, кварцита и мрамора. Все внутреннее убранство этого храма соответствовало простым и строгим формам объема: вместо многочисленных колонн и тройных арок в новгородской Софии были двуарочные пролеты и четырех- или восьмигранные столбы.

Первоначально новгородская София не была украшена фресками, и только в 1108 г. началась роспись центральной части собора, а в середине XII в. — его притворов. В отличие от киевских фресок новгородская живописная традиция отличалась плоскостной манерой, а также тем, что новгородские живописцы уделяли особое внимание самому силуэту и вырисовке контуров изображаемой фигуры.

Новый взлет каменного строительства на Руси пришелся на вторую половину XI в. — начало XII вв. По мнению ряда советских историков (Н. Воронин, А. Кузьмин), он был непосредственно связан с окончательным утверждением византийской ортодоксии в русском христианстве. В этот период были построены такие шедевры древнерусской архитектуры, как:

• Софийский собор в Полоцке, сооруженный русскими зодчими и мастерами в 1040—1060-х гг. Этот собор представлял собой большое пятинефное семикупольное здание с тремя апсидами и одноэтажной галереей по всему его периметру. К большому сожалению, этот храмовый комплекс не сохранился до наших дней, поэтому судить о его внутреннем убранстве достаточно сложно. Важно отметить тот факт, что появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке стало знаменательным событием той поры и особо подчеркивало политическое, духовное и культурное единство Древней Руси.

• Кафедральный собор в киевском Дмитриевском монастыре (1070—1075), собор архангела Михаила в киевском Выдубицком монастыре (1070—1088), кафедральные соборы Михайло-Златоверхого и Кирилловского монастырей под Киевом (1080-е гг.) и другие монументальные постройки. В этот период особенно интенсивно стал застраиваться Киево-Печерский монастырь, основанный Феодосием Печерским в 1062 г. В частности, именно тогда в этой древнейшей киевской обители, ставшей главным центром русского ортодоксального православия, был построен главный храм монастыря — однокупольный Великий Успенский собор (церковь Богородицы) (1073—1078), а затем Надвратная и Михайловская церкви (1106—1108), где находилось прекрасное мозаичное полотно с изображение Дмитрия Солунского.

Первая треть XII в. стала временем расцвета новгородского культового зодчества. В этот период по «просьбе» новгородского князя Мстислава Великого (1110—1125) архитектор Петр построил в городе и его окрестностях церковь Николы на Ярославовом дворище (1113), Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119), собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117—1119) и другие культовые здания.

Выдающиеся памятники древнерусского зодчества середины — второй половины XII в. были созданы и в Чернигове, в частности, изящный Борисоглебский собор (1128) с изумительным аркатурным резным поясом и церковь Пятницы на Торгу (1130—1133), архитектура которой отличалась своим особым динамизмом и устремленностью ввысь.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика