И.С. Чичуров. «Политическая идеология средневековья (Византия и Русь)»
В монографии впервые дана развернутая характеристика тех памятников византийской политической мысли, которые, будучи переведенными на старославянский язык, вошли в идеологический арсенал Древней Руси. Вместе с тем в работе показано, как византийские идеологические традиции преломляются применительно к древнерусским условиям даже в сочинениях греческих митрополитов на Руси.
Для историков и филологов, всех интересующихся историей Древней Руси.
Содержание
Часть первая. Представления о характере императорской власти в византийской литературе VII — начала IX в.
Часть вторая. Византийская идеология IX—XI вв. (от «политической ортодоксии» к аристократизации политической мысли)
- Глава первая. Концепция власти в Послании Фотия Михаилу Болгарскому
- «Политическая ортодоксия» и «порядок» у Фотия
- Общие положения Фотия о власти
- Князь, религия и церковь
- Власть князя и правосудие
- Правитель и подданные
- Интеллектуальные достоинства и внешний облик
- Место характеристики в представлениях о власти (общее и конкретно-историческое)
- Глава вторая. Церковь и государство в политической мысли конца IX в.
- Эволюция политической мысли в содержании «княжеских зерцал»
- Отражение эволюции в «княжеских зерцалах» на формальном уровне
- Глава третья. Закон и справедливость в «византийских княжеских зерцалах» VI—IX вв.
- Глава четвертая. Новаторство «Учительных глав» Василия I
- Глава пятая. Соотношение общего и частного в политической мысли
- Глава шестая. Место «Жизнеописания Василия I» в идеологической традиции Македонской династии
- Глава седьмая. Аристократизация политического мышления
Часть третья. Древнерусская политическая мысль (XI — начало XII вв.)
- Глава первая. Концепция власти в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона
- Глава вторая. Русский князь в «Посланиях» митрополита Никифора
- Глава третья. Идеал князя в «Поучении» Владимира Мономаха