Александр Невский
 

Святой благоверный великий князь Александр Невский и его государственная деятельность на пользу родной земли

Из речи в собраниях, посвященных торжественному воспоминанию 650-летия со дня кончины Святого Александра Невского в Обществе ревнителей истории, 13 ноября 1913 г., и в Александро-Невской лавре, 24 ноября 1913 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича

Память святого благоверного великого князя Александра Невского призывает всех русских людей к самоотверженному служению родной земле в нерушимом согласии, при котором только и может успешно строиться великое государственное дело.

Святой Александр Невский, сын великого князя Ярослава Всеволодовича, родился 30 мая 1219 года в городе Переяславле-Залесском, где в то время княжил удельным ещё князем его отец. Отец святого Александра Невского был, по отзыву современников, кроткий, милостивый, благочестивый князь. Мать, княгиню Феодосию, за её благочестие и подвижничество, ещё при жизни называли святою княгиней. Святой князь Александр вырос, таким образом, в благочестивой семье и был, по выражению церковного песнопения, «благочестиваго корене пречестная отрасль». Воспитание шло по благочестивому укладу тогдашнего русского быта. Обучение по Евангелию и Псалтири, постоянно удерживавшее мысль в сфере высоких образов религиозного общения с Богом, возвышало душу и выковывало крепость воли. Шедшее рядом приучение к ратному делу — искусство скакать на коне, владеть мечом и копьём, развивало и закаляло физическую мощь. При природной красоте и богатырском росте вырастал «непобедимый витязь», образец ратной доблести, всегда бывший впереди своих соратников, и в то же время верный сын Церкви — имевший любимым занятием чтение священных книг, твёрдый в вере, пламенный в молитве, любивший услаждать душу пением церковных песнопений, постом и воздержанием соблюдавший себя в чистоте.

Обстоятельства жизни рано призвали святого князя Александра к государственной деятельности и поставили у кормила правления народом. Великий Новгород предложил Переяславльскому князю Ярославу Всеволодовичу свой княжеский стол. Ярослав Всеволодович принял это предложение — переехал в Новгород, но не мог ужиться в вольнолюбивом городе и, «разгневавшись» на непокорных новгородцев, вернулся в Переяславль, а в Новгороде, не порывая с ним связи, оставил на попечении бояр двух сыновей — Феодора и Александра. В 1233 году княжич Феодор скончался и в Новгороде остался один Александр. А через 5 лет, в 1238 году, когда Ярослав Всеволодович принял великое княжение, Александр Ярославич стал Новгородским князем и начал своё государственное служение Русской земле, имея от роду 19 лет.

Политическое положение того времени для Русской земли было крайне тяжёлое. Началось так называемое татарское нашествие. Долго дремавший в степях Средней Азии могучий вулкан дикой человеческой силы прорвался и своею губительною лавиной затопил необозримую равнину нашей земли. Несчастная для русских князей битва с монголами на реке Калке в 1224 году повергла всю Русскую землю в печаль на целых 200 лет. Зимою 1237—1238 годов монголы пронеслись тёмною тучей по Волге, Каме, разрушили Рязань, Москву и другие русские города со стольным городом Владимиром, шли и на Новгород, где в то время пребывал князь Ярослав Всеволодович со своими сыновьями; но «молитвами Новгородских святителей, князей и преподобных» Господь спас Новгород: не доходя до Новгорода вёрст 100, неприятель, по-видимому, опасавшийся ранней весны в новгородских болотах, поворотил и пошёл, сметая все на своем пути, на Киев. В битве на реке Сити пал в 1238 году великий князь Юрий Всеволодович. Великокняжеский престол перешёл к отцу святого Александра Невского князю Ярославу Всеволодовичу. И он уже должен был ехать в Орду, чтобы получить утверждение на своём великокняжеском столе. Русская земля была обложена татарами поголовною данью. Пронёсшись по Руси, монголы заняли степи по Волге и Дону, здесь основали своё царство — Золотую Орду со столицею Сараем на нижнем течении Волги — и, как чудовище, раскинув свои щупальца по Русской земле, высасывали жизненные её соки, стягивая к себе её материальные и рабочие силы.

Нашествие монголов, как стихийное бедствие, не было бы столь ужасно для русских, если бы в самой Русской земле не было разъедающей её язвы. Русские люди всегда были крепкие люди. И когда Батый прислал Рязанским князьям предложение добровольно дать ему дань — «десятое в князех и в людех и во всем скоте», Рязанские князья ответили, как должны были ответить русские люди: «коли нас не будет, тогда всё ваше будет». Но затем открылся и столь частый в славянстве недуг, не допускающий его до мирового владычества, — отсутствие согласия. Позволю себе прочитать об этом характерную страницу из древнего сказания. «Послаша же Рязанстии князи к великому князю Юрию Владимирскому, да пойдет с ними противу безбожных агарян. Он же сам не поиде и силы не посла. Поглощена бысть премудрость могущих строити ратнаа дела. Ни един же от князей русских не поиде на помощь друг другу, ни совокупишася вси, ни поидоша противу безбожных. Безбожнии же, не имуще многи супротивники себе, на когождо отечество находяще, грады приимаху, князя и люди мечу и огню предаваху». И затем начинается ужасный мартиролог: «бысть сеча зла и одолеша безбожнии», «град взяша», «церкви и монастыри разграбиша и огневи предаша», «князя убиша и вся люди изсекоша и поплениша, прочих же с собою поведоша, босых и безкровных, издыхающе от мраза, жены же и инокиня оскверняху и девица пред всем народом». «И поидоша на многиа грады, с многою злобою вся испровращая, якоже лютый некый зверь вся поядая, останки же ноготми растерзая. Велико зло сотворися множеству русскаго языка: матери обесчадствовашася, и сосцы их млечнии источники уставиша, вместо же тех слезныя струя от очию низвожахуся, видяще младенца своя на земли повержены и мягкаа их удеса коньскими ногами стираеми. И кто может словом сказати болезни их утробныа и ины неисчетныя напасти? Чертожница повлачимы и всюду обводимы, девы растлеваемы, синклитскиа жены, иже и никогда же руками своими работному делу касахуся, но рабом своим повелевааху преже, последи же сами повелеваеми варварскими женами, работному игу выю преклоняюще, предстояху жерновом и горньцу руце придержаще, огня возжигающи, с черпалом рыщюще источники обходяще и воду носяще, трапезе предстоящи и храмину пометающе. Иногда быша горды, тогда же, работою склячени, смиришася; иже иногда златыми монисты и свиляными одеждами красящеся, тогда же рубищи раздраны оболочены, боси же и алчны присно. Священныя же девы нудими и обругаеми, мужие жен разлучаеми, чада родителю лишаеми, юноша в плен ведоми, юныя же и старцы мечи пронзаеми, храбрыя же князи оружием падающе, священницы же в жертвеницех закалаеми. Земля рускаа очервленися кровию, реками лиющися от телес; мужие, яко снопие в день жатвы, повержены; и не бе кто погребая их, враном же и псом пища паче предлагаема; воплеве во градех, рыдания на улицах, плачеве в домех, повсюду стонание, страх на распутиях; вси ужасошася и изнемогоша, истаявше печальми. Вся же сия наведе нам Бог за грехи наша, понеже не исправихомся и непотребни быхом, зависти же и гордости, неправды не лишихомся. И дрьжавнии наши, аще и благочестивый бяху, но обаче друг пред другом начальство получити желаше и един единаго от отеческаго достояниа из гоня ше, и кождо самочинне тщашеся самодрьжавство восхитити, и сам старейшинствовати хотяше руским царствием».

Беда не приходит одна. Несчастья приходят семьею. Разоренная и побитая с юго-востока, Русская земля стала пред неменьшею опасностью с северо-запада. Здесь, пользуясь ослаблением Руси татарами, стали теснить её шведы, немцы и литовцы. Опасность тем более была велика, что отсюда грозило Руси не только поглощение её политической самостоятельности, но и православной веры, ставшей искони основою и твердынею, на которой зиждилась и политическая самостоятельность Русской земли. Римский папа Григорий IX уже 2 года призывал своих ревностных сынов — народы германского племени — к ополчению на православную Русь. Юный Новгородский князь, зорко следивший за врагом, занялся в предвидении опасности укреплением своих границ, строя крепости по реке Шексне. С женитьбою в 1239 году на дочери Полоцкого князя Брячислава он приобрёл себе, хотя и не сильного, но дорогого союзника пред грядущею опасностью. Как большею частью бывает, прежде чем система защиты была осуществлена, началась война. Но здесь враги Русской земли встретили в лице князя Александра достойный могущественного русского народа отпор. Битвы и победы на Неве в 1240 году над шведами, на Чудском озере в 1242 году над ливонскими немцами, далее над литовцами во многих встречах в 1242—1245 годах покрыли молодого князя неувядаемою славой. В этих битвах князь Александр Ярославич проявил выдающуюся способность быстрой оценки положения, личную храбрость и все те качества, совокупность которых создаёт понятие военного гения. Когда шведы под предводительством Биргера расположились грозною армадой на Неве и послали князю Александру гордый вызов на бой, он не стал дожидаться, пока стянуты будут все военные силы земли, и с небольшою храброю дружиной неожиданно, как орёл, налетел на неприятельский стан и разбил его одним ударом, причём лично врезался в середину сечи и своим копьём «наложил печать» на лицо Биргера. Битва с ливонскими немцами вызвала тщательную подготовку усиленной разведкой и особенную тактику боя. Когда закованные в доспехи рыцари железным клином бросились на русское войско, князь Александр противопоставил другое построение рати: он замаскировал центр и все силы перевёл на оба крыла, которыми и раздавил неприятеля, как клещами, до конца. Литовцев он разбивал по отдельным отрядам, не допуская их соединиться в одну грозную силу. При всех воинских своих делах святой князь прибегал к горячей молитве о помощи Божией, и Бог помогал ему. Поражения, нанесённые князем Александром шведам, немцам и литовцам, надолго уничтожили опасность, грозившую Русской земле с северо-запада. Эти победы князя Александра имели для Русской земли огромное значение, историческое, так как отстояли и веру, и народность.

Не добившись покорения православной Руси силою оружия, римское папство обратилось к тактике другого порядка. В дни невзгод особенно ценно бывает сочувствие, участие и помощь. И вот могущественное папство раскрывает пред князем Александром свои объятия. Папа Иннокентий IV в 1252 году отправляет к князю Александру посольство с предложением искать спасения в латинстве. Папа перечислял выгоды, которые будто бы доставит Русской земле обращение князя Александра к папству, и предупредительно указывал, что это обращение нисколько не унизит князя: «Мы будем считать тебя наилучшим между католическими государями и всегда с особенным усердием будем стараться об увеличении твоей славы». Два учёных кардинала, привезшие князю Александру папское послание, получили краткий, но полный достоинства ответ крепкого русского и православного человека: от Адама и до потопа, от потопа до разделения народов, от разделения народов до Авраама, от Авраама до прошествия Израиля через Чёрное море, и от исхода израильтян до Давида царя, и от Соломонова царствования до Августа и до Рождества Христова, до Христовых страданий и воскресения, и от воскресения и восшествия на небеса до царствования Константина, до 1-го и до 7-го собора, — всё это хорошо мы сами знаем и от вас учения не требуем».

Победоносное отражение врагов с северо-запада не обеспечило князю Александру свободы от покорения татарам, и ему пришлось разделить общую участь Русской земли. В 1243 году он предпринял путешествие в Орду. Батый сам потребовал приезда его на поклон. Летопись объясняет причину вызова в том, что имя князя Александра было весьма популярно на Руси, и передаёт требование Батыя в таких словах: «Бог покорил мне многие языки и все повинуются державе моей, — и паче ли всех ты един не радиши покоритися силе моей? Аще мыслиши соблюсти землю твою невредиму, то потщися немедленно прийти до мене».

Нелегко было «непобедимому витязю» поклониться «богомерзкому псу» Батыю. Княжеский венец становился поистине тяжёл. Однако выбирать можно было только одно из двух: или отправиться в Орду, или навлечь на княжество и всю Русскую землю новое татарское нашествие со всеми его ужасами.

Летопись отмечает полное достоинства поведение князя Александра в Орде. По татарскому придворному порядку требовалось совершить поклонение кусту, теням умерших ханов. Князь Александр отказался выполнить эти обряды. «Я христианин, — сказал он, — и мне не подобает кланяться твари». И вел себя с таким разумом и достоинством, что нарушением строгосложившихся обычаев не вызвал ханского гнева.

В 1246 году скончался в Орде, отравленный, великий князь Ярослав Всеволодович, отец князя Александра. По тогдашнему порядку право на великокняжеский престол принадлежало старшему после покойного его брату Святославу. За утверждением он должен был направиться в Орду. За ним отправились и другие князья. Поехал и Александр Ярославич.

Это путешествие князя Александра продолжалось около 4 лет. Из Орды князья должны были отправиться вглубь Азии, за Байкал, в Каракорум, к верховному владыке монголов. Вернулся князь Александр в 1250 году с ханским соизволением ему на Киев и Новгород. Великокняжеский престол за кончиною Святослава был отдан ханом младшему брату Александра Андрею. Киев был совершенно разорён, и князь Александр вернулся в Новгород. Новгородцы с радостью встретили своего любимого князя. Благодаря его подвигам они теперь наслаждались миром. Воинственные соседи — шведы, немцы и литовцы — не беспокоили более новгородцев. По временам новгородские пределы подвергались набегам норвежцев, но князь Александр сумел обезопасить свою землю и с этой стороны, заключив с норвежским королём Гаконом союз.

Затем скоро началось государственное служение князя Александра Ярославича на великокняжеском престоле.

Великий князь Андрей Ярославич не ужился с татарами. Преемник Батыя Сартак отправил против него свои полчища под предводительством Неврюя. Андрей Ярославич, заслыша о татарском нашествии, бежал из Владимира в Новгород, а когда там его не приняли, направился в Швецию.

Чтобы избавить родину от татарского нашествия, князь Александр опять отправился в Орду, остановил начавшееся уже на Руси кровопролитие и получил от хана ярлык на великое княжение. Это было в 1252 году. 11 лет великого княжения Александра Невского были посвящены напряженной внутренней государственной деятельности.

Ставши великим князем, Святой Александр самые живые заботы обратил на уврачевание тех ран, какие были нанесены Русской земле татарским погромом. Не щадил средств на выкуп пленных. В заботе о том, чтобы пленные не были лишены утешения в вере, он вместе с митрополитом Кириллом выхлопотал у хана разрешение на учреждение в роде православной Сарайской епархии. Восстанавливал разрушенные Неврюевым нашествием храмы, устраивал разорённые города, собирал разбежавшихся жителей: как отец великой семьи, воссозидал разорённое родное пепелище, всеми мерами заботился облегчить для народа тяжкое положение, охранить от опасности.

Охрана Русской земли от опасности нового нашествия вызывала в особенности много испытаний. И русские люди с трудом мирились с татарским игом, и иго было очень тяжкое. Между тем всякая попытка противодействия татарам по недостатку сил явно могла быть только гибельной. Великому князю пришлось взять на свои плечи в особенности тяжёлый крест покорности и всеми мерами убеждать русских людей не выходить из-под ига, чтобы не прийти к худшему, — пришлось самому, принося себя в жертву за родную землю, испить до дна чашу унижения в изъявлении покорности хану и в то же время выслушивать благородные в сущности клики новгородцев, что лучше умереть за Святую Софию, чем подчиниться хану, — пришлось пойти против горевшего благородною юношескою отвагой сына (Василия), поддерживавшего рыцарский дух новгородцев, — не щадить себя, всем жертвовать ради одной великой цели — охранения земли Русской в мире, чтобы дать ей возможность оправиться, окрепнуть, сплотиться и только тогда уже начать речь с врагом.

Тяжкие невзгоды родной земли рано свели великого князя в могилу. Путешествие в Орду было для него всегда крайне тяжёлым. После первой поездки князь тяжко болел в Новгороде, а последняя, предпринятая для умилостивления хана по поводу избиения татарских сборщиков дани, привела его к смертному одру. Мудрость великого князя предотвратила татарское нашествие и добыла русскому народу даже некоторую льготу: освобождение от воинской повинности в ханских войсках. Но великому князю уже не суждено было более княжить. Заболев ещё в Орде, на обратном пути в Городце, на Волге, нынешней Нижегородской губернии, он почил 14 ноября 1263 года, приняв пред кончиною схиму с именем Алексия, — почил во цвете лет, на 45 году жизни.

Рано призван он был к государственной деятельности, рано и отнят у Русской земли.

Кончина великого князя тяжким ударом поразила Русскую землю. Когда владимирский владыка в поэтическом образе оповестил о ней народу: «зайде солнце земли Суждальскиа!», раздался вопль в ответ: «погибаем». Русская земля поняла, что она лишилась великого печальника своего, особенно дорогого, незаменимого в тяжёлые дни невзгоды. Плач при похоронной процессии покрывал голоса духовенства и певчих. Казалось, что от стона воплей должна была сотрястися земля.

Погребение было совершено во Владимире, в церкви Рождественского монастыря, 23 ноября.

Великий князь-богатырь сошёл в могилу в ореоле народных симпатий. Летописцы не могут найти слов для описания его образа, и для характеристики его выдвигают целый сонм самых славных в истории имён: по красоте он Иосиф Прекрасный, по силе Сампсон, по уму Соломон, по доблести Веспасиан. Голос его звучал, как труба. Милость его не знала меры. Когда он был ещё в Новгороде, он обаянием своей личности пленил новгородцев; они полюбили его, гордились им, называли «наш князь» и говорили обыкновенно: «Князь наш без греха». Видевший его в Новгороде немецкий рыцарь отозвался о нём, что, прошедши много стран, он видел много людей, но ни среди царей, ни среди князей не встречал ни одного, который мог бы сравниться с князем Александром. Его видом и поведением пленён был Батый. Душою он был не менее прекрасен, как и внешним видом. Он был близок к несчастьям бедного люда, был истинным другом нуждающихся и обездоленных, отцом сирот, вдовиц, питателем нищих и убогих. Его княжеский дом был как бы источником неиссякающей благотворительности. Он внимательно следил за тем, чтобы близкие к нему лица не вызывали своими действиями неудовольствия народа. Он наставлял: от Бога получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день Суда Божия должны будем дать отчет в пользовании данною нам властью. Вершите суд в страхе Божием, помня день праведного суда. Не глядите на лица и на положение тяжущихся, будьте одинаковы в отношении и к богатому, и к бедному. При наложении наказания не будьте жестоки, срастворяйте суд милостью. Ничего не предпринимайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите нещадную милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию.

Исторические заслуги святого благоверного великого князя Александра Невского достаточно видны были и его современникам. История, рассматривающая действительные явления в перспективе возможностей и вероятностей, даёт им только более ясное освещение. Святому благоверному великому князю Александру Невскому Русская земля обязана двойным спасением. Если бы этот непобедимый витязь не отразил натиска германского племени, одушевлённого крестовым походом папства, то, нет сомнения, наш край был бы поглощён от нас и мы не имели бы царствующего града на берегах Невы. С другой стороны, только благодаря великому князю Александру Ярославичу наша земля не погибла при нашествии татар. При явной невозможности борьбы изъявление покорности устранило завоевателей от необходимости непосредственного управления покорённою землёй; и, оставшись в далёком соседстве, убаюканные данью, в дремотном расслаблении, они проглядели бодрый рост Русской земли и были разбиты окрепшею Русью.

Погребение великого князя Александра Невского было ознаменовано чудом: разогнулась рука усопшего и приняла разрешительную грамоту. И он сошёл в могилу живым для потомства, как небесный предстатель и молитвенник за Русскую землю. Всегда местно чтимый, он был признан святым для всей русской Церкви на соборе 1547 года. Первая русская победа над татарами князя Димитрия Ивановича Донского в 1380 году связана была чудесною нитью с небесною помощью великого князя Александра Ярославича. В 1552 году царь Иоанн Васильевич Грозный, отправляясь на покорение Казанского татарского царства, молился у мощей святого Александра во Владимире. И при покорении татарского царства Астраханского, при отражении Крымского хана в 1571 году были явны чудесные обнаружения небесной помощи великого князя. Когда Русская земля, свергнув татарское иго, покорила своих поработителей, пришедших с юго-востока, и столкнулась с врагами, когда-то угрожавшими ей с северо-запада, в титанической борьбе двух северных монархов, царя Петра и короля Карла XII, — подобный святому Александру Невскому царственный богатырь, родившийся в один день с ним, 30 мая, Пётр Великий, как только укрепился на берегах Невы, положил основать в новом царствующем граде монастырь во славу Святой Троицы и Святого благоверного великого князя Александра Невского. В день заключения славного для России мира со Швецией, 30 августа, были перенесены в 1724 году в нашу столицу святые мощи великого князя, — и он лёг на берегу ему знакомой Невы, как неусыпный страж родной земли от вражеского нашествия.

Каждое русское сердце, согретое любовью к Родине, в недоумении становится пред вопросом: каким образом произошло, что Русская земля, имея такого славного богатыря, каким был великий князь Александр Невский, вынуждена была склонить голову пред татарскою силой. Ответ дан в прочитанном ранее отрывке из летописного сказания.

Память святого благоверного великого князя Александра Невского призывает всех русских людей к самоотверженному служению родной земле в нерушимом согласии, при котором только и может успешно строиться великое государственное дело.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика