Александр Невский
 

Видения и чудеса у гроба. Местное прославление 1380 года. Общецерковное прославление Собором 1547 года. Перенесение мощей в Петербург. Завет Св. Александра

Через 117 лет после кончины Св. Александра Невского в субботу, 8 сентября 1380 года, в ту самую ночь, когда Димитрий Донской со своей ратью стоял станом на Куликовом поле перед решительной сечей с Мамаевой ордой, — пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы было видение. Свечи возгорелись сами собою, два старца, выйдя из алтаря, подошли к гробу Св. Александра и сказали: «О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников». Св. Александр восстал из гроба и стал невидим.

В 1491 году, во время владимирского пожара, сгорела церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но мощи Св. Александра, в это время уже местно прославленные и перенесённые из гробницы в открытую раку, у которой совершались многие чудеса1, сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась нетронутой.

В 1552 году Иоанн Грозный, шедший со своей ратью на завоевание Казани, остановился во Владимире. Во время молебна о даровании победы, служившегося перед ракой, один из приближённых царя, по имени Аркадий, имевший до тех пор больную руку, исцелился. В этом исцелении Иоанн Грозный увидел предзнаменование победы. Исцеленный Аркадий написал впоследствии житие Св. Александра.

Под 1571 годом мы снова встречаем рассказ о видении у гроба Св. Александра во время нашествия на Москву крымского хана Девлет Гирея, подобном видению в ночь перед Куликовой битвой. По этому рассказу, один из иноков обители при храме Рождества Пресвятой Богородицы, по имени Антоний, молился ночью об избавлении Руси от татар. В видении он увидел двух всадников в светозарных одеждах, таких, какими на иконах изображают Свв. Бориса и Глеба, которые, сойдя с коней и войдя в храм, сказали: «Восстани, брате Александре! Поспешим на помощь сроднику нашему, царю Иоанну, коему ныне предстоит брань с иноплеменниками». Св. Александр восстал из гроба. Потом Свв. Борис и Глеб сказали: «Пойдём ко Пресвятой Богородице, к сродникам нашим великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, дабы и они с нами подвигайся на помощь». Далее инок передавал, что Свв. Борис, Глеб и Александр с восставшими из гробницы Андреем, Георгием и Ярославом, высоко переносясь на своих конях через городские стены по направлению к Ростову, сказали: «Пойдём в Ростов к поборнику нашему, царевичу Ордынскому Петру, да и тот с нами поможет на безбожных агарян сроднику нашему царю Иоанну». В ночь этого видения татары сняли осаду Москвы и ушли в Крым.

Новое исцеление у гроба совершилось в следующем, 1572 году.2 После этого чудеса продолжали повторяться. Последнее, занесённое в житие чудо, значится под 1706 годом.3

Почитание Св. Александра, как святого, началось, по-видимому, сейчас же после его кончины вследствие чуда с разрешительной грамотой при погребении, о котором «проповедано бысть всем от Кирилла митрополита и иконома Севастьяна». В духовном завещании 1256 года великий князь Московский Иоанн Иоаннович оставил сыну своему Димитрию Донскому икону «Св. Александр».4 Над гробницей служили панихиды и молебны, но почитание это не было закреплено официальным церковным актом.

В 1380 году, после Куликовской победы, узнав о видении, бывшем у гроба Св. Александра, митрополит Московский приехал во Владимир и велел открыть гробницу. Тело Св. Александра осталось нетленным после 117 лет пребывания в земле. Мощи с честью положили в открытой раке в том же храме Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же было установлено местное почитание Св. Александра и составлена церковная служба.

После усиления Москвы, совпавшего с ослаблением Византии, Русская церковь получила особенное, первенствующее значение. Москва становилась Третьим Римом. Славу Церкви составляют её святые. На Руси уже было много святых, прославленных местно, но память которых не почиталась ещё всей Русской церковью. Для составления общерусских святцев, свидетельства о чудесах и установления общецерковного почитания митрополит Макарий созвал церковный Собор. Собор этот состоялся 26 февраля 1547 года, через 40 дней после венчания Иоанна Грозного на царство. Иоанн Грозный говорил Собору: «...— взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство от многих времен при прародителях наших сокровенно и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославлены Богом».5 Среди других святых Собор установил общецерковное почитание Св. Александра Невского и составил житие, службу и похвальное слово, в котором была засвидетельствована истинность чудес: «...— известно со всецем испытанием о чудесех, бывающих от честныя его раки».6 Днём празднования Св. Александра было установлено не 14 ноября, день его кончины, а 23 ноября, день его погребения во Владимире.

Таким образом, прославление Св. Александра сначала совершилось без особого церковного акта. В 1380 году он был прославлен Церковью, но почитался лишь местно, во Владимирской епархии. Собор 1547 года подтвердил местное прославление и установил почитание его памяти всей Русской церковью.

Почти через шесть веков после смерти Св. Александра по окончании шведской войны Пётр Великий в ознаменование Невской битвы, происходившей на месте основанной им столицы, построил Александро-Невскую лавру и велел перенести в неё мощи Св. Александра. В 1723 году крестный ход, несший мощи, вышел из Владимира в Новгород по дороге, много раз пройденной Св. Александром при его жизни. В Новгороде рака была поставлена на ладью и двинулась вниз по течению Волхова к Ладоге. На Неве ладью встретил Пётр Великий. Мощи были перенесены на галеру. На руле сидел сам Император, а на веслах его сановники и сенаторы. Члены Св. Синода во главе с новгородским архиепископом Феодосием встретили крестный ход у ворот лавры. В годовой день заключения мира со шведами — 30 августа 1794 года — мощи были внесены в храм и переложены в новую серебряную раку. День перенесения мощей — 30 августа — был установлен днём празднования памяти Св. Александра.7

Церковное прославление (канонизация) — это зримое прославление и установление почитания уже прославленных Богом угодников, внесение в церковные святцы тех, кто своей жизнью в Боге уже внесён в святцы небесные. Не все угодники и подвижники торжествующей небесной Церкви прославлены земной Церковью. Многие из них пребудут непрославленными до конца века. Зримо прославляются те святые, на прославление которых есть особые указания. Церковь прославляет святых на основании особых признаков, вследствие явного указания на то Божией воли, которая почти во всех случаях канонизации проявляется или в чудесах у гроба, или нетлении мощей. Поэтому канонизации всегда предшествует тщательная проверка записей о чудесах. Чудеса у гроба — это как бы печать и свидетельство святости, уже достигнутой всей жизнью угодника.

В каждом прославлении есть глубочайшая поучительность. В нём заключается явное указание, что не только внутренняя жизнь угодника, но и тот путь, на котором он стяжал святость, и его служение благословлено Богом. Каждый святой своим прославлением оставляет живущим свои благодатные заветы.

То, что Св. Александр достиг святости, которая и была явлена чудом при погребении, своим княжеским служением, было осознано ещё летописцем, описавшим его погребение: «Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую... и за всю землю Русскую живот свой полагаа за православное христианство». Завет Св. Александра говорит, что защита родины и труд для неё, если он совершается во имя Бога, есть исполнение Божией воли. В нём и через него мы видим благословение мирского и государственного пути и приятие жизни. Его жизненный путь не есть отвержение аскетических, монашеских путей, но лишь свидетельство многообразия путей спасения в зависимости от личного дара и призвания, как и свидетельство того, что среди этих путей есть и путь служения государству. Но его жизнь — обличение тех, кто, сам не становясь на трудный и великий путь монашества и аскетизма, пренебрежительно отвергает государственное служение и родину, как служение, не совместимое с религиозным деланием, кто проповедует дурную отрешённость от мирских дел. Св. Александр шёл путём мирского служения, через все его трудности, через все искушения и грехи, связанные с миром, но он в сонме праведных, в едином духе с теми, кто достиг святости подвижничеством в пустыне. Пример его жизни говорит, что постоянное памятование о Боге подвигло его не на бездействие и не на забвение России, но что, наоборот, именно в вере и церкви он черпал силу для своего государственного труда. Пример его жизни говорит далее, что только самоотвержение и жертвенный подвиг отдачи себя своему служению могут принести подлинные плоды, что и мирское делание требует подвижничества. Наконец, он говорит, что не противоречит Писанию и не уклоняется от учения Церкви стремление созидать свою страну на вечных истинах церковного учения. Его пример зовёт к бодрости, к ясности, к простоте духа, к подлинному реализму в жизни духовной и земной, к неустанной твёрдости, к непоколебимой вере.

Св. Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благословляет путь праведного ей служения. Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий. В годы испытаний Св. Александр всегда был предстателем и защитником Руси. И теперь, в годы новых бедствий, он не оставляет России, как не прекращаются и моления к нему о предстательстве и защите. В эти последние годы многочисленны, чем когда-либо, несмотря на гонения, толпы богомольцев, приходящие крестным ходом в Александро-Невскую лавру ко дню его памяти. Св. Александру возносятся те же моления, которые ему возносились многими поколениями. Но в страшный час России эти моления горячей и прошения их значительней, чем в годы мира и благополучия.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца, преславна и благоприятна: и днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцеления: Его же моли спасти град сей, и Державе сродник твоих богоугодней быти, и сыновом Российским спастися...» «Охраняй всех нас молитвами твоими, огради ходатайствы твоими град твой и вся люди земли Российския, да тихое и безмолвное житие пожив в нынешнем веце, блаженство вечное наследим и купно с тобою и всеми святыми выну сподобимся воспевати Богу: Аллилуиа».

Примечания

1. Житие передает следующие случаи исцеления в период 1380—1571 гг. У раки Св. Александра прозрели две слепые женщины. Хромой, имевший сухую ногу, начал ходить. Расслабленный стал снова владеть руками и ногами. После молебна у раки исцелились два инока Рождественской обители, а также сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин. Живший в обители чернец Терентий и два крестьянина, одержимые беснованием, были насильно приведены к раке и исцелились.

2. В 1572 году бесноватый Феодул был привезён в обитель и получил исцеление. В том же году прозрела слепая женщина из пригородного владимирского села Красного.

3. Последним исцелённым был крестьянин Владимирского уезда, из монастырской деревни Угрюмовой, по имени Афанасий Никитин. Исцеление произошло 10 марта 1706 года.

4. Проф. Е. Голубинский. «История канонизации святых в русской Церкви». Сергиев Посад, 1894. С. 41.

5. Ibid. С. 64.

6. Ibid. С. 65.

7. День памяти Св. Александра Невского несколько раз менялся. В 1724 году было повелено праздновать 30 августа; в 1727 году по-прежнему 23 ноября, в 1730 году снова, и уже окончательно, 30 августа. В настоящее время Церковь празднует наряду с 30 августа также и 23 ноября, но главным праздником считается 30 августа. В этот же день совершается престольный праздник Церквей, воздвигнутых во имя Св. Александра.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика