Александр Невский
 

Сообщение Феодора Скутариота1

Помощь Романа, оказанная империи перед лицом постигшей ее смертельной опасности, надолго осталась в памяти византийцев. Вслед за Никитой Хониатом восторженные строки посвящают правителю Галича другие византийские писатели и поэты XIII—XIV вв. Можно сказать, что ни один из русских князей никогда не удостаивался столь высокой оценки византийцев за всю историю империи.

Живейший интерес к подвигам галицкого князя, верного союзника империи и самоотверженного защитника христианской веры, пробудился в Византии в связи с патриотическим подъемом, начавшимся после отвоевания у латинян Константинополя и возрождения Византийской империи в эпоху Палеологов, когда были созданы новые монументальные исторические произведения, заново переосмысливавшие мировую историю и историю Византии.

Создатель одной из таких исторических хроник — всемирной истории от Адама до возвращения Константинополя в 1261 г., иногда называемой в литературе Хроникой Анонима Сафы (Άνωνύμου Σύνοφις χρονική), посвящает Роману Мстиславичу такие строки:

А в следующем году после Куманов, Влахи, выйдя в поход, без ущерба вернулись восвояси. И они не переставали бы выходить против нас в поход, если бы христианнейший народ, Росы, не выступили мужественно против них по приглашению царя. Ведь правитель Галиции Роман, собрав многочисленное и достославное войско, внезапно напав на землю Куманов, разорил и уничтожил ее, и много раз он это делал во славу христианской веры. И так он остановил набеги Куманов.2

Согласно новейшим данным, автором этого произведения с большой вероятностью мог быть известный византийский историк и церковный деятель второй половины XIII в. Феодор Скутариот (ок. 1230 — после 1283). Скутариот принадлежал к окружению Никейского императора Феодора II Ласкаря (1254—1258) и состоял в дружеских отношениях с патриархом Арсением Авторианом (1254—1260, 1261—1265), в 1260-е гг. был сакелларием собора Св. Софии в Константинополе и поддерживал церковную политику императора Михаила VIII (1259—1282) в вопросе заключения унии с Римом и объединения церквей. Вершины своей карьеры Феодор Скутариот достиг после 1274 г., когда он был избран митрополитом Кизика.3

Феодор Скутариот принимал активное участие в политической жизни империи. Как сообщает Георгий Пахимер, в 1275 г. по его настоянию был смещен константинопольский патриарх Иосиф I (1267—1275, 1282—1283), противник сближения с папством.4 Это произошло вскоре после того, как на Лионском соборе 1274 г. византийская делегация, возглавляемая еще одним видным историографом и царедворцем, великим логофетом Георгием Акрополитом, заключила унию с католической церковью, признав верховенство римского папы.5

В 1277 г. Феодор Скутариот вместе с Георгием Метохитом и Константином Мелитениотом ездили в качестве делегатов греческой церкви в Рим к папе Иоанну XXI (1276—1277). Положение изменилось с приходом к власти нового императора, Андроника II (1282—1328), решительного противника унии. Константинопольским патриархом вновь был избран Иосиф I, созвавший новый церковный собор, на котором уния с Римом была признана недействительной.6 Опале подверглись многие ее сторонники, в том числе и Феодор Скутариот: в начале 1283 г. он был лишен митрополичьей кафедры.7 Дальнейшая его судьба неизвестна.

Перу Скутариота (известного также под именем Феодора Кизикского), очевидно, принадлежат также историографические дополнения к хроникам Иоанна Скилицы и Георгия Акрополита.8

Сведения Скутариота о Романе Мстиславиче основываются на сообщении Никиты Хониата. Как и Хониат, Скутариот говорит о беспрепятственных набегах болгар и половцев на земли империи, подчеркивает особую приверженность росов и их правителя христианской вере и долгу помощи единоверному народу, отмечает, что удары росов по половцам совершались неоднократно и только благодаря этому были остановлены нападения кочевников на Византию.

Вместе с тем, отступая от известия Хониата, подчеркивавшего особую роль церкви в организации похода русских князей против половцев (по Хониату, Роман и другие князья принимают решение встать на защиту Византии, «уступая мольбам своего архипастыря»), Феодор Скутариот говорит, что росы действовали «по приглашению царя», то есть по прямой просьбе византийского императора. Кроме того, Скутариот пренебрегает упоминанием о других русских князьях, участвовавших в походах на половцев, отдавая всю заслугу победы над ними «правителю Галиции Роману».

Свидетельство Феодора Скутариота (как и некоторых других византийских авторов) о Галицко-Волынском князе Романе Мстиславиче, к сожалению, практически неизвестно современным историкам-русистам. Впрочем, иногда все же встречаются попытки использовать его наряду с известиями Никиты Хониата. При этом, однако, не обходится без курьезов. По-видимому, именно приведенное выше свидетельство автора Хроники Анонима Сафы (то есть Феодора Скутариота) имел в виду Н.Ф. Котляр, когда описывал подвиги Романа в борьбе с кочевниками.9 Неясным остается, на каком основании новейший исследователь считает цитируемого им автора, писавшего на греческом языке, «одним из западноевропейских хронистов».10

Примечания

1. Ранее материалы настоящей главы опубликованы: Майоров Л.В. 1) Малоизвестное поэтическое свидетельство по истории русско-византийских отношений начала XIII в. // ДР. 2008. № 3 (37); 2) Малоизвестные источники по истории русско-византийских отношений начала XIII века: текст, перевод, комментарий // Український історичний зб. Вип. 12. Київ, 2009.

2. «Τῳ̑ δ́ ἑξη̑ς ἔτει μετὰ Κομάνων οἱ Βλάχοι ἑξιόντες, απαθει̑ς ὑπέστρεψαν εἰς τὰ ἴδια. Τάχ́ ἂν οὐ διέλιπον καθ́ ἠμω̑ν ἐξιόντες, εἰ μὴ τὸ χριστιανικώτατον ἔθνος, οἱ Ρω̑σοι, του̑ βασιλέως εἰσηγήσεσι, γενναίως κατὰ τούτων παρεκινήθησαν́ ὁ γὰρ τη̑ς Γαλίτζας ἡγεμὼν Ρωμανὸς, πολλὴν καὶ ἀξιόλογον στρατιὰν ἠθροικὼς, τὴν γη̑ν τω̑ν Κομάνων εὐπετω̑ς ἑπιὼν ἔφθειρε καὶ ἠφάνισε, καὶ του̑το πλειστάκις διαπραξάμενος εἰς καύχημα τη̑ς τω̑ν χριστιανων πίστεω̑ς, οὕτω τὰς τω̑ν Κομάνων ἐφόδους ἓστησεν» (Άνωνύμου Σύνοφις χρονική // Μεσαιωνική βιβλιοθήκη. Bibliotheca Graeca medii aevi / Ed. K.N. Sathas. Vol. VII. Athen, 1972. P. 428.4—12).

3. См.: Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiener. Bd. I. München, 1978. S. 477—478; Завражин В.Н. К вопросу о толковании одного фракмента из «Приложений» Феодора Скутариота // ВВ. Т. 41. М., 1980. С. 252—255; Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. С. 470—471.

4. Georges Pachymeres. Relations historiques / Éd., intr. et notes par A. Failler. Vol. I—II. Paris, 1984. P. 509. См. также: Власов А.В. Иосиф Исповедник, патриарх Константинопольский (1267—1275, 1282—1283) // Власть, общество и церковь в Византии: Сб. науч. ст. / Отв. ред. С.Н. Малахов. Армавир, 2007.

5. О роли Георгия Акрополита на соборе в Лионе см.: Richter G. Des Georgios Akropolites Gedanken über Theologie, Kirche und Kirchenheit // Byzantion. Revue internationale des études Byzantines. T. 44. Bruxelles, 1984. S. 294—299.

6. Подробнее см.: Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II Konzil von Lyon (1274). Bonn, 1964; Gill J. Byzantium and the Papacy. 1198—1400. New Brunswick, 1979. P. 132 sqq.

7. Georges Pachymeres. Relations historiques. Vol. III—IV. Paris, 1999—2000. P. 65.

8. См., например: Theodori Scutariotae Additamenta // Georgii Akropolitae Opera / Rec. A. Heisenberg. T. I. Stuttgart, 1979.

9. Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование / Под ред. Н.Ф. Котляра. СПб., 2005. С. 181.

10. Котляр М.Ф. 1) Данило Галицький. Біографічний нарис. Київ, 2002. С. 47; 2) Даниил, князь Галицкий. Документальное повествование. СПб., 2008. С. 43.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика