Приоритеты восточной политики Иннокентия III
Общий анализ политики Иннокентия III в Восточной и Юго-Восточной Европе в конце XII — начале XIII вв. также подтверждает возможность контактов папы с галицко-волынским князем Романом Мстиславичем. Одним из важных приоритетов этой политики было распространение церковной юрисдикции Рима путем своего рода сделки с правителями некатолических государств, стремившихся к укреплению своего международного авторитета: в обмен на признание власти Римской церкви папа предоставлял таким правителям королевский титул, признаваемый во всем христианском мире.
Политическое ослабление Византии в конце XII в. способствовало сближению с Римом некоторых правителей балканских государств и, в частности, Сербии. Сохранилось несколько документов, относящихся к 1199—1204 гг., свидетельствующих о контактах папы Иннокентия III с правителем Зеты Вуканом Неманичем, а также с его младшим братом, великим жупаном Сербии Стефаном, выразившим готовность в обмен на королевский титул признать церковную власть Рима.1
В дело вмешался ревностный сторонник Римской церкви венгерский король Имре I, пытавшийся с помощью папы установить свой протекторат над славянскими государствами Юго-Восточной Европы, включая Сербию и Болгарию. Имре вступил в сговор с братом Стефана Вуканом, уже носившим королевский титул прежних правителей Зеты и стремившимся стать единоличным правителем всей Сербии. В 1202 г. с помощью венгров Вукан совершил переворот в Рашке, принудил Стефана бежать. На деле это означало установление верховной власти над Сербией Венгерского королевства: Имре I добавил к своему титулу титул короля Сербии («rex Rasciae»), который затем носили все венгерские короли вплоть до 1918 г.2
Провенгерский режим Вукана и меры по распространению католичества вскоре вызвали широкий протест в сербском обществе. Этим воспользовались сторонники свергнутого Стефана из числа сербской православной знати и духовенства. С помощью болгарского правителя Ивана Калояна в 1204 г. Стефану Неманичу удалось вернуть власть над Сербией, после чего контакты с Римом правителей Рашки на некоторое время прекратились.3
В январе 1200 г. по инициативе курии начались контакты папы Иннокентия III с болгарским царем Иваном Калояном. Ведя переговоры с Римом, Калоян преследовал исключительно политические цели, добиваясь для себя императорского титула, а для главы болгарской церкви — Тырновского архиепископа Василия — титула патриарха.4
Ил. 37. Сербский царь Стефан Неманич Первовенчанный. Фреска из Собора Вознесения Христова Милешевского монастыря. Первая половина XIII в. (Милешева, округ Златибор, Сербия)
После взятия крестоносцами Константинополя переговоры активизировались, и между сторонами был достигнут компромисс: Калоян согласился на титул короля, а Василий — примаса. В ноябре 1204 г. в болгарской столице состоялся обряд коронации Калояна, проведенный папским легатом кардиналом Санта Кроче Львом. Болгарская церковь признала верховную юрисдикцию Рима, получившего право утверждения епископов.5
Миссионерская деятельность Римской церкви в начале XIII в. все далее продвигалась на восток. Об этом свидетельствуют, в частности, попытки распространения христианства среди кочевников южнорусских степей и создания половецкого епископства.6 Особой страницей в истории восточной политики Римской церкви является христианизация народов Прибалтики: в начале XIII в. здесь были созданы Рижское епископство и орден меченосцев, деятельность которого вызвала вооруженный отпор местного населения и в скором времени привела к открытому противостоянию с Русью.7
Папские эмиссары достигли даже далекой от Рима Армении. В январе 1198 г. был коронован правитель Киликии Левон II, признавший унию с Римом. Это событие произошло всего за несколько дней до избрания Иннокентия III, который затем настойчиво добивался неукоснительного исполнения условий унии и подчинения армянской церкви созданному Римом антиохийскому патриархату.8
Разумеется, что в подобных условиях в Риме не могли оставить без внимания земли Юго-Западной Руси и их правителя, ставшего одним из сильнейших русских князей. В этой связи посольство папы Иннокентия III к галицко-волынскому князю Роману Мстиславичу представляется не только вероятным, но и вполне закономерным звеном восточной политики Рима начала XIII в.
Примечания
1. VMSM. Romae, 1863. Nr. 9, 11, 57. Подробнее см.: Станојевић Ст. Борба за самосталност католичке цркве у Неманьиској држави. Београд, 1912. С. 78 и сл.
2. Јиречек К. Историјя Срба. Књ. I. Београд, 1952. С. 164 и сл.
3. См.: Сречковић П.С. Историјя српскога народа. Књ. I. Београд, 1884. С. 408—411; Ружичић Н. Историјя српске цркве. Т. II. Загреб, 1895. С. 45—51; Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII—XV вв.: динамика социальной и политической системы сербского феодализма. М., 1975. С. 189, 194 и др.; Благојевић М., Попов Ч. (и др.). Историјя српске державносте Књ. I. Нови Сад, 2000. С. 123—126;
4. Ход переговоров отражен в обширной переписке Иннокентия III с Калояном, в которой также принимал участие архиепископ Василий. См.: Латински извори за българската история. Т. III. София, 1965. С. 309—335 и др.
5. Златарский В.Н. История на българската държава през средните векове. Т. III. София, 1972. С. 150—211; История на България: В 14 т. Т. III / Ред. В.И. Велков, В. Паскалев. София, 1979. С. 135 и сл.; Овчаров Н. Победите на цар Калоян (1197—1207 гг.). Историческият избор на България между православие и католицизъм. София, 2000.
6. Пашуто В.Т. Половецкое епископство // Ost und West in der Geschichte des Denkens und der Kulturrellen Beziehungen. Festschrift für E. Winter zum 70. Geburtstag. Berlin, 1966.
7. Новейший анализ источников и литературы поданному вопросу см.: Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: тексты, перевод, комментарий. М., 2002.
8. См.: Сукиасян А.Г. История Киликийского Армянского государства и права (XI—XIV вв.). Ереван, 1969. С. 49—50.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |