Политика римской курии в отношении Галичины в первые десятилетия XIII в.
Не подлежит сомнению настойчивое стремление Иннокентия III распространить власть Римской церкви на земли православных государств Европы и, в том числе, Руси. Этому способствовало признание власти папы значительной частью греческих иерархов: после смерти константинопольского патриарха Иоанна летом 1206 г. греческое духовенство по собственному почину обратилось к папе за разрешением избрать нового патриарха.1
В этой обстановке 7 октября 1207 г. последовало специальное обращение папы Иннокентия III к духовенству и народу Руси, переданное через не названного в этом письме по имени кардинала-пресвитера (в папской булле значатся только его инициал «G» и титул «tituli S. Vitalis»), которого исследователи отождествляют с кардиналом Сан Витали Григорием, отправленным папским легатом в Венгрию.2 Ссылаясь на то, что «почти вся Греческая империя и Греческая церковь» подчинились папскому престолу и «смиренно принимают его предписания» и что «часть не может отделяться от целого», папа предлагал принять его легата, которому даны все необходимые полномочия, чтобы «привести дочь к матери» и «часть тела к его главе».3
Чем закончилась миссия кардинала Григория, не известно. Но папа не оставил попыток утвердить власть Римской церкви на Руси. Предметом его особого интереса была Галичина, которую Рим явно выделял среди прочих русских земель. Во время понтификата Иннокентия III было предпринято несколько попыток установить власть католической церкви именно в Галиче.
Ил. 36. Папа Иннокентий III. Фрагмент фрески из Нижней церкви монастыря Сакро Спесо. XIII в. (Субиако, провинция Рима, Италия)
Не найдя поддержки среди русских князей, папа сделал ставку на венгерских правителей, имевших собственные виды на Галич. Не случайно начиная с 1206 г. Галич и Владимир были включены в официальный титул венгерского короля («Rex Galiciae et Lodomeriae», «Galitiae Lodomeriaeqae Rex» и т. п.),4 а еще в 1205 г. (вскоре после гибели Романа Мстиславича) в Галич был направлен большой венгерский гарнизон под командованием палатина Мога.5
Условием получения королевского титула (предоставление которого было одной из прерогатив Рима) являлось, разумеется, признание протектората Римской церкви. В качестве новоиспеченного «короля Галиции» венгерский король Андрей (Эндре) II при первом же удобном случае приступил к обращению в католичество своих новых подданных в Галиче, исполняя тем самым обязательства перед папой. Осенью 1210 г. венгерские войска силой захватили Галич, и король Андрей стал править в нем через своего наместника — трансильванского воеводу Бенедикта Бора. О попытке насильственного подчинения галичан Римской церкви можно судить по свидетельству русского летописца о грубых притеснениях, чинимых православным попам и их женам по приказу Бенедикта, названного в летописи «антихрестом».6
У исследователей не вызывает сомнений свидетельство древнерусского источника. Окцидентализация населения Галичины вообще была одной из главных целей политики Андрея II.7 Можно согласиться с предположением о том, что венгерские войска сопровождали католические миссионеры.8 В последнее время обнаружены многочисленные археологические подтверждения активной миссионерской деятельности Римской церкви на территории древнего Галича, относящиеся к началу XIII в.9
В 1214 г., после нового захвата венграми власти в Галиче, галицкая епархия была полностью подчинена Римской церкви. Галицко-Волынская летопись (Летописец Даниила Галицкого) обходит этот факт молчанием. О случившемся узнаем из сообщений других источников. В Московском летописном своде конца XV в. читаем:
Король Угорьскыи посади сына своего в Галичи, а епископа и попы изгна из церкви, а свое попы приведе Латиньскые на службу.10
Это известие повторяется и в ряде других летописей.11 Как устанавливает А.Н. Насонов, оно восходит к летописному своду, составленному при дворе великого князя владимирского Юрия Всеволодовича.12 Исходя из этого, можно заключить, что агрессивные действия римской курии в отношении Галича вызвали широкий резонанс на Руси.
Сохранились также два послания венгерского короля Андрея II, адресованные папе Иннокентию III. В первом письме, отправленном, вероятно, осенью 1214 г., король извещает о том, что «вельможи (principes) и народ Галиции» просят сделать своим новым королем его сына Коломана (Кальмана), желая быть «в единстве со Святой Римской церковью», и просит со своей стороны, чтобы папа предоставил архиепископу эстергомскому Иоанну необходимые полномочия для коронования Коломана.13 Этот документ давно известен исследователям и не раз публиковался еще в XVII—XIX вв.14 Однако никаких документальных свидетельств о реакции папы на просьбу короля до сих пор не найдено.
О том, что просьба Андрея II была удовлетворена, явствует лишь из его нового письма к Иннокентию III, сравнительно поздно попавшего в поле зрения исследователей.15 В этом письме Андрей II сообщил, что против его сына, нового галицкого короля Коломана, начался мятеж и просил папу побудить малопольского князя Лешка Белого выступить с войсками для его подавления, обещая, что после умиротворения галичан он сам поможет доставить русских епископов (вероятно, галицкого и перемышльского) на собор Римской церкви, а присланного за ними папского легата отослал обратно ни с чем.16 Речь в письме шла, несомненно, о IV Латеранском соборе, открытие которого было назначено на 1 ноября 1215 г. Даже без участия русских епископов собор, по некоторым данным, принял решение о переходе населения Галичины под протекторат Римской церкви.17
По-видимому, коронация Коломана в Галиче состоялась на рубеже 1214—1215 гг.18 Ранее о ней было известно только по сообщениям польских историков XV—XVI вв., подчеркивавших, что обряд был совершен польскими священниками во главе с краковским епископом Винцентием Кадлубком.19 Однако из второго письма венгерского короля к папе следует, что предназначенная для Коломана корона прибыла только с папским легатом, уполномоченным доставить русских епископов на Латеранский собор. Андрей II остался недоволен этим венцом и просил папу прислать другой, сделанный из золота.20
Примечания
1. Gill I. Byzantium and the papacy. 1198—1400. New Jersey, 1979. P. 32—34.
2. Abraham W. Powstanie organizacyii kościoła łacińskiego na Rusi. T. I. Lwów, 1904. S. 101; Zimmermann H. Die päpstliche Legation in der ersten Hälfte des 13. Jh. Paderborn, 1913. S. 204, 208.
3. HRM. T. I. Petropoli, 1841. Nr. 3.
4. CDH. T. III, vol. 1. Budae, 1829. P. 31—32, 57. См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 242.
5. CDH. T. III, vol. 1. P. 32; ПСРЛ. Т. II. М., 1998. Стб. 717.
6. ПСРЛ. Т. II. Стб. 721—722.
7. Дашкевич Н. Первая уния юго-западной Руси с католичеством. Киев, 1884. С. 2; Мурковский К. Даниил Романович Галицкий в сношениях с Римом. Киев, 1898. С. 2—3; Пашуто В.Т. О политике папской курии на Руси (XIII век) // ВИ. 1949. № 5. С. 59; Winter E. Russland und das Papsttum. Bd. 1. Berlin, 1960. S. 83—84; Чубатий М. Історія християнства на Руси-Україні (до р. 1353): В 5 т. Т. 1. Рим; Нью-Йорк, 1965. С. 578—580; Історія християнської Церкви на Україні / Відп. ред. О.С. Онищенко. Київ, 1991. С. 22; Prochásková N. Postavenie haličkého král'a a slavónskeho kniežat'a Kolomana z rodu Arpádovcov v uhorskej vnútornej a zahraničnej politike prvej polovici 13. storočia // Medea — Studia MEDiaevalia Et Antiqua / Red. rada M. Demko. T. 2. 1998. S. 64—75; Волощук M. M. Венгерское присутствие в Галиции в 1214—1219 годах // ВИ. 2005. № 12. С. 100—102.
8. Чубатий М. Західна Україна і Рим у XIII ст. ... С. 14; Свідерський Ю.Ю. Боротьба Південно-Західної Русі проти католицької експансії... С. 81.
9. См.: Томенчук Б.П. 1) Прицерковні кладовища княжого Галича // Галич і Галицька земля. Київ; Галич, 1998. С. 131; 2) Давній Галич в історії Церкви (XII — поч. XVII ст.) // Вісник Прикарпатського університету. Історія. Вип. 3. 2000. С. 7—8.
10. ПСРЛ. Т. XXV. М., 2004. С. 110.
11. Там же. Т. VII. М., 2000. С. 119; Т. XXIV. М., 2000. С. 87; Т. XXXIV. М., 1978. С. 82.
12. Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 212—213.
13. Szent Istvántol Mohácsig. Források a középkori Magyarországról / Szer. L. Blazovics. Szeged, 1994. O. 89—90.
14. Raynaldo O. Annales ecclesiastici ab anno 1198 ubi desinit cardinalis Baronius / Ed. J.D. Mansi. T. XIII. Lucae, 1747. P. 236; CDH. T. III, vol. 1. P. 163; VMH. T. I. Romae, 1859. Nr. 1. P. 1.
15. CDA. T. VI. Pest, 1867. P. 227. См.: Грушевський М.С. Історія України—Руси. Т. III. С. 33, примеч. 3.
16. MPV. T. III. Cracoviae, 1914. Nr. 3. Подробнее см.: Włodarski B. Polityka ruska Leszka Białego. Lwów, 1925. S. 295—299.
17. Чубатий М. Західна Україна і Рим у XIII ст. ... С. 22—24.
18. Датировка коронации вызывает разногласия у исследователей, см.: Kállay U. Mirok koronázták meg Kálmánt Halics felkent királyát, a pápától küldött koronával // Századok. Budapest, 1903. Évf. 37; Prochásková N. Postavenie haličkého král'a a slavónskeho kniežat'a Kolomana...
19. Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Книги I—VI): текст, перевод, комментарий. М., 2004. С. 353; Kronika Polska Marcina Kromera, biskupa Warmińskiego: W 3 t. T. 1. Sánok, 1857. S. 376—377.
20. MPV. T. III. Nr. 3.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |