Александр Невский
 

Галицко-Волынская Русь или малоазийская Галатия: первые случаи упоминания о Галиции в западноевропейских источниках

Параллель с авторитетным западноевропейским источником, казалось бы, должна была укрепить доверие историков к сообщению Длугоша. Однако против восприятия сведений Длугоша — Фиадони как достоверных выступил И. Граля. По его мнению, автор «Новой церковной истории» попросту перепутал древнерусский Галич и Галицию с другой исторической областью с созвучным названием — Галатией, расположенной в Малой Азии, а под императором Аскарием в действительности скрывается будущий Никейский император Феодор I Ласкарь. Исходя из этого, Граля делает вывод, что в сообщении Фиадони — Длугоша речь идет не о пребывании Алексея Ангела в Херсонесе Таврическом и Галиче, а о пребывании Феодора Ласкаря в Херсонесе Фракийском и в малоазийской Галатии, — именно с этими территориями тесно связана деятельность Феодора после его бегства из Константинополя.1

И. Граля указывает на факт широкого распространения в западноевропейской средневековой письменности географического термина Галатия (Galatia, Galacia), обозначавшего область проживания галатов, к которым обращался в своих письмах апостол Павел. Более того, по мнению историка, в Западной Европе в XIII—XIV вв. могли смешивать понятия Галатия и Галиция. В качестве примера Граля ссылается на сочинение францисканского монаха Бартоломея Английского «О свойствах вещей» — популярную средневековую энциклопедию, написанную в первой половине XIII в., которой теоретически мог пользоваться Фиадони.2

Бартоломей Английский, опиравшийся на «Этимологии» Исидора Севильского — крупнейшего христианского энциклопедиста раннего средневековья, действительно частично смешивает малоазийскую Галатию с европейской Галлацией, именуемой им также Рутенией. Однако при этом Галлацию или Рутению он все же считал областью, расположенной в Европе, а не в Малой Азии:

Галлация — область в Европе, занятая древними галльскими племенами, от которых она и берет свое название <...> А край этот (Галлация. — А.М.) обширнейший и плодороднейший, включающий большую часть Европы, которая ныне многими Рутенией называется.3

В отличие от малоазийской Галатии, Галлация / Рутения полностью помещается в Европе, «гранича с римскими пределами на востоке, с Готией на севере, с Паннонией на западе, а с Грецией на юге».4 Бартоломей Английский относит ее к территории провинции Мезия, которая лишь граничит с Малой Азией:

Рутия, или Рутена, она же провинция Мезии, расположена по границе Малой Азии <...> И она в некоторой части своей называется Галацией, а жители ее некогда галатами назывались. Говорят, что им направил послание апостол Павел.5

В европейских латиноязычных источниках первой половины XIII в., когда отмечаются первые случаи упоминания о прикарпатской Галиции и городе Галиче, для обозначения их используются формы Galacia, Gallacia (Бартоломей Английский), Galicia (Винцентий Кадлубек, Гервазий Тильберийский)6 или Galiziae, Galiciae, Galitiae (папские буллы, венгерские королевские грамоты),7 тогда как преобладающей формой обозначения малоазийской Галатией остается Galatia.

И. Граля приводит еще несколько замеченных им случаев неверной локализации Галатии, рутенов и русинов в сочинениях некоторых европейских средневековых авторов.8 Однако достаточно ли этих данных (требующих, на наш взгляд, более тщательного изучения) для доказательства того, что автор «Новой церковной истории» Бартоломео дель Фиадони спутал малоазийскую Галатию с прикарпатской Галицией в сообщении о бегстве византийского императора от крестоносцев?

Сразу скажем, что смешение Галатии в Малой Азии с Галицией, являвшейся частью Руси, нельзя признать каким-то общим правилом европейской средневековой географии. Скорее наоборот, подобные случаи правильно будет считать ошибкой, допускаемой отдельными авторами по недоразумению.

Западноевропейские картографы XI—XIII вв. располагают Галатию исключительно в пределах Малой Азии, ее территория граничит с Вифинией, Исаврией, Каппадокией, иногда простираясь вплоть до западного побережья полуострова, но при этом не пересекает границ Европы. Такое расположение Галатии можно видеть на Оксфордской карте XI в., картах с Дунаем и знаменитыми городами из «Югуртинской войны» Саллюстия XI—XIII в. вв., карте из Арнштайнской Библии 1172 г., карте из Поэмы об Александре XIII в., английской карте XIII в. из собрания Бодлианской библиотеки (Оксфорд), Верчелльской карте XIII в., происходящей из Южной Франции.9

Ил. 40. Малоазийские фемы Византии. XI—XII вв. Карта-схема

Такую же локализацию Галатии можно видеть на итальянских портоланах XIV—XV вв.10 Именно итальянские мореходы и картографы, как известно, внесли наиболее существенный вклад в развитие средневековой европейской географии и картографии, став родоначальниками нового вида картографической продукции — морских навигационных карт (портоланов), получивших самое широкое распространение в Европе.11 В пределах Малой Азии помещена Галатия на знаменитой карте Ангелино Дульцерта (более известного как Ангелино де Далорто) 1325—1330 гг.,12 карте Марко и Франческо Пизигани 1367 г., на анонимных картах и атласах XVI в. из собрания Библиотеки Ватикана и др.13

Средневековая Галатия локализуется примерно в тех же границах, что и одноименная римская провинция. Свое название она получила от греческого варианта обозначения восточных кельтов, расселившихся в центральной части Малой Азии в первой половине III в. до н. э.14 На протяжении веков Галатия и ее столица Анкира (современная Анкара) находилась в центре важных исторических событий и была хорошо известна в средиземноморских странах Европы.15 По данным как западноевропейских, так и византийских источников, во времена Четвертого Крестового похода Галатия, уже завоеванная турками-сельджуками, соотносится с бывшими малоазийскими фемами Византии Вукелларией, Арменией, Харсианом и Каппадокией.16

Заметим, что на итальянских картах первой половины XIV в. появляется и прикарпатская Галиция со столицей в городе Львове, являвшаяся, по представлениям их составителей, частью Руси. Галиция и Львов обозначены, к примеру, на упомянутом портолане Ангелино де Далорто, и этот случай, по-видимому, является первым известным ныне фактом фиксации названных объектов в западноевропейской картографии. Название Галиции на карте Далорто (Rutenia sive Gallacia) по своему написанию отличается от принятых в латиноязычной Европе обозначений малозийской Галатии.17

Правда, в известии Фиадони название «Галация» передается иначе — в соответствии с традиционным написанием названия малоазийской Галатии — «Galatia» (Galatiam, quae hodie est pars Russiae). Почти такую же форму (Galatha) мы встречаем и в документах папы Иоанна XXII, а именно в двух его письмах к киевскому епископу-электу Генриху, датируемых 1320 и 1321 гг.:

ecclesia Kiowiensis in confinibus Ruthenorum et Tartarorum, qui antiquitus Galathae vocabantur.18

Однако трудно допустить, чтобы высокопоставленные иерархи римской церкви, какими были Томазо из Леонтино и Бартоломео дель Фиадони, писавшие ее историю соответственно на рубеже 60—70-х годов XIII в. и в самом начале XIV в., могли спутать область, находившуюся в Малой Азии, с древнерусской Галицией только вследствие некоторого созвучия этих названий. Ведь к тому времени уже были получены сведения о Галицко-Волынской Руси, доставленные специальным посланником папы Иннокентия IV францисканцем Джованни дель Плано Карпини, в ноябре 1247 г. благополучно вернувшимся из поездки в Монголию и на Русь. В написанной сразу после возвращения «Истории монголов» наряду с правителями Чернигова и Суздаля Плано Карпини называет также галицкого и волынского князей Даниила и Василька Романовичей, причем Даниила, единственного среди русских князей, папский посланник именует «русским королем».19

В ноябре 1253 г. Даниил Галицкий был коронован королевской короной, доставленной посланником папы Иннокентия IV.20 Несколькими десятилетиями ранее (ок. 1214) другой правитель Галича, венгерский принц Коломан, получил королевскую корону от папы Иннокентия III.21 Едва ли об этих фактах могли не знать иерархи Римской церкви, современники Плано Карпини и Даниила Галицкого, епископы Кузенцы и Торчелло, один из которых к тому же был папским библиотекарем.

В самом деле, не могли же в Италии или во французской резиденции пап в Авиньоне (где, очевидно, трудился Фиадони в качестве папского библиотекаря) думать, что королевские короны, предназначавшиеся правителям Галиции Коломану и Даниилу, были посланы и доставлены папскими легатами не на Русь, а куда-то в Малую Азию. Вот почему, используя форму «Galatia», идентичную названию римско-византийской малоазийской провинции, во избежание недоразумений Фиадони, а вслед за ним и Длугош в известии о бегстве византийского императора из Константинополя специально уточняют, что беглец отправился в Галацию, являющуюся частью Руси.

Примечания

1. Grala H. Tradycja dziejopisarska o pobycie władcy Bizancjum w Haliczu.

2. Ibid. S. 649.

3. Матузова В.И. Английские средневековые источники IX—XIII вв.: тексты, перевод, комментарий. М., 1979. С. 83.

4. Там же. С. 85.

5. Там же.

6. Kętrzyński S. Ze studiów nad Gerwazym z Tilbury (Mistrz Wincenty i Gerwazy. Provinciale Gerwasianum) // Rozprawy Akademii Umiejętności. Wydział Historyczno-Filozoficzny. T. 21. Kraków, 1903. S. 172; Матузова В.И. Английские средневековые источники. С. 68, примеч. 8.

7. VMH. T. I / Ed. A. Theiner. Romae, 1859. P. 9—11; CDH. T. III, vol. 1 / Ed. G. Fejer. Budae, 1829. P. 31—32, 57.

8. Grala H. Tradycja dziejopisarska o pobycie władcy Bizancjum w Haliczu... S. 650—651.

9. Чекин Л. С. Картография христианского средневековья VIII—XIII вв.: тексты, перевод, комментарий. М., 1999. С. 35, 48, 50, 53, 57, 136.

10. О портоланах см.: Багров Л. История картографии. М., 2004. С. 60—69; The History of Cartography. Vol. I. Cartography in prehistoric, ancient and medieval Europe and the Mediterranean / Ed. by J.B. Harley and D. Woodward. Chicago; London, 1987. P. 371—456.

11. По новейшим данным, от первого периода развития портоланов (до 1500 г.) до нас дошло более 180 карт и атласов (Kupcik I. Münchner Portolankarten: Kunstmann I—XIII und zehn weitere Portolankarten: überarbeitete und ergänzte Neuausgabe des Originalwerkes von Friedrich Kunstmann aus dem Jahr 1859 mit 13 erneuerten Farbtafeln sowie zehn weitere Seekarten von Anfang des 16. Jahrhunderts, einschliesslich der seit 1945 verschollenen Seekarten aus Münchner Sammlungen. München, 1998. S. 9—10).

12. См.: Oldham R.D. The Portolan Maps of the Rhône Delta: A Contribution to the History of the Sea Charts of the Middle Ages // The Geographical Journal (Royal Geographical Society). Vol. 65 (5). London, 1925.

13. Димитров В. България в средновековната морска картография (XIII—XVI вв.). София, 1984. Табл. 7, 10, 43, 54, 61, 66.

14. О римской провинции Галатия см.: Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. М., 1949. С. 104 и сл.

15. См.: Wickham Ch. Framing the early Middle Ages Europe and the Mediterranean 400—800. 4 ed. Oxford; New York, 2005. P. 406—411, 418, 426, 435, 439—440, 461—462, 529, 567—568, 599.

16. Belke K. Galatien und Lykaonien. Wien, 1984 (Tabula imperii Byzantini. Bd. 4). S. 39—40.

17. Цветную репродукцию портолана Ангелино де Далорто см.: Історія Львова: У 3 т. / Гол. редкол. Я. Ісаєвич. Т. І. Львів, 2006. Вклейка между с. 56—57.

18. Welykyj A. Documenta Pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia (1075—1953). Т. I. 1075—1700. Roma, 1953. Nr. 37, P. 56; Nr. 38, P. 57.

19. Иоанн де Плано Карпини. История монголов; Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны / Введ., пер. и прим. А.И. Малеина. СПб., 1911. С. 66—67, 81.

20. ПСРЛ. T II. М., 1998. Стб. 827.

21. MPV. T. III. Cracoviae, 1914. Nr. 3. Подробнее см.: Włodarski B. Polityka ruska Leszka Białego. Lwów, 1925. S. 295—299.

 
© 2004—2022 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика