Александр Невский
 

Образ орла в памятниках древнерусского искусства

В польской историографии (О. Бальцер, Я. Беняк, С.К. Кучиньский) распространено мнение, что двуглавый орел как герб Перемышльской земли впервые появился в результате геральдических преобразований польского короля Казимира Великого (1333—1370), установившего свою власть над землями Галичины.1

А. Гречило объясняет появление двуглавого орла в Галицко-Волынской Руси влиянием Киева: «правдоподобно, через Киев символ орла был принесен и на галицкие земли».2 По мнению С.А. Высоцкого, двуглавый орел мог стать государственной эмблемой или гербом Киевской Руси в правление Ярослава Мудрого.3

Действительно, образ орла встречается в памятниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства Древнего Киева. Очертания орлов можно видеть на реконструируемой исследователями (на основании сохранившихся фрагментов и исторических зарисовок XVII—XIX вв.) знаменитой ктиторской фреске Софии Киевской, изображающей Ярослава Мудрого и членов его семьи.4 На основании имеющихся материалов можно заключить, что парадный плащ князя украшали силуэты орлов в декоративных картушах. В такой же плащ с орлами одет один из стоящих рядом сыновей князя.5 Силуэт орла в геральдическом положении изображен на резной шиферной плите, составляющей парапет хоров Киевской Софии, а также на плитках пола Десятинной церкви.6

Однако использование образа орла в Древней Руси никак не носит характер исключительного феномена, характерного только для Киева.

Образ орла широко встречается в произведениях искусства домонгольского времени. Многочисленные резные изображения орлов разных типов можно видеть в декоре Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме.7 Чеканный орел украшал шлем новгородского князя Мстислава Юрьевича, доставшийся затем владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу.8 Различные изображения орла встречаются на декоративной керамической плитке, характерной для Галицкой земли.9

Ближайшие аналогии фресковой росписи Софийского собора в Киеве с изображениями орлов на парадных одеждах русских князей можно видеть в живописи церкви Спаса на Нередице под Новгородом, сохранившейся лишь в виде незначительных фрагментов, фотографий и зарисовок художников XIX — начала XX вв. Святые князья Борис и Глеб, а также новгородский князь Ярослав Владимирович (?) изображены здесь в одеждах, на которых просматриваются очертания одно- и двуглавых птиц в декоративных картушах.10

Ил. 152. Князь Ярослав Владимирович (?). Фреска церкви Спаса на Нередице. Копия В. Прохорова. Начало 1870-х гг. (Русские древности / Под ред. В. Прохорова. Кн. 1. СПб., 1872)

Двуглавые орлы и грифоны отмечены на парадных одеждах князей Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо на фресках Успенского собора во Владимире, датированных 20-ми гг. XIII в. Неудачно реставрированные в XIX в., эти фрески впоследствии были утрачены.11

Парадные плащи русских князей подобного типа имеют, несомненно, византийское происхождение. Как установил еще Н.П. Кондаков, высшие византийские сановники и придворные в качестве отличительного знака своего положения носили одежды с вытканными или вышитыми на них орлами: «Мантии и облачения с таким рисунком, носившие в Византии специальное название "орлов", входили в число высших чиновных облачений византийского двора».12

Орел как символ верховной власти в Византии известен с первых веков ее существования. Одно из древнейших подобных изображений помещено на большом серебряном блюде, связываемом с императором Анастасием I (491—518) и найденном в богатом погребении англо-саксонского курганного некрополя VI — начала VII вв. в Саттон-Ху.13 Одноглавый орел был высечен на не существующих ныне плитах над могилами Алексея Комнина Филантропина и императора Алексея I Комнина (1081—1118) в монастыре Паммакариста неподалеку от Константинополя, отмеченных в 1608 г. немецким путешественником С. Швайггером.14 Такое же изображение можно видеть на портрете императора Алексея V (1204) из Венской рукописи «Истории» Никиты Хониата.15

Наряду с изображениями одноглавого орла, в памятниках византийского искусства запечатлен также образ коронованного двуглавого орла, воспринимаемый ныне как исторический символ Византийской империи. Оба эти образа, имеющие, вероятно, общую природу, сосуществуют на протяжении многих веков, и лишь в Палеологовскую эпоху двуглавый орел получает преобладание.16

Как представляется, появление образа двуглавого орла в культурной традиции Древней Руси и Галицко-Волынской земли в особенности следует также связывать с византийским влиянием.

Примечания

1. Kuczyński S.K. Polskie herby ziemskie. Geneza, treści, funkcje. Warszawa, 1993. S. 22—23.

2. Гречило А. 1) Територіальні символи Галицько-Волинської держави другої половини XIII — початку XIV століть // ЗНТШ. Т. 240. Львів, 2000. С. 261; 2) До генези герба Перемишльської землі // Дрогобицький краєзнавчий зб. Вип. 6. Дрогобич, 2002. С. 82.

3. Висоцький С.О. Герб Київської Русі за часів Ярослава Мудрого // Старожитності Русі—України: Зб. наук. праць. До 70-річчя М.Ю. Брайчевського. Київ, 1994.

4. Основные результаты получены в ходе масштабной реставрации, проведенной в конце 1940 — начале 1950-х гг., см.: Каргер М.К. Портреты Ярослава Мудрого и его семьи в Киевской Софии // УЗ ЛГУ. Сер. ист. наук. 1954. Вып. 20. № 160; Лазарев В.Н. Групповой портрет семейства Ярослава Мудрого // ВВ. Т. XV. М., 1959.

5. Высоцкий С.А. 1) Ктиторская фреска Ярослава Мудрого в Киевской Софии // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. / Отв. ред. А.И. Комеч, О.И. Подобедова. М., 1988. С. 121; 2) Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989. С. 63, 84.

6. Вагнер Г.К., Воробьева Е.В. Архитектурный декор Руси X—XIII веков... С. 188; Жишкович В. Пластика Русі—України: X — перша половина XIV століть. Львів, 1999. С. 69.

7. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: XII век. Владимир. Боголюбово. М., 1969. Рис. 16, 25, 150, 152, 178.

8. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. X — начало XIII вв. М., 1984. С. 124 и сл.

9. Малевская М.В., Раппопорт П.А. Декоративные керамические плитки древнего Галича // Slovenska Archeologia. 1978. T. XXVI. І. Рис. 1, 6, 8.

10. См.: Сычев Н.П., Мясоедов В.К. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925. Табл. 56. Л. 1. Ранее считалось, что на фреске, созданной ок. 1246 г., изображен князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского (Дмитриев Ю.Н. Изображение отца Александра Невского на Нередицкой фреске XIII в. // НИС. Вып. 3—4. Новгород, 1938). Современные исследователи считают, что на фреске изображен другой князь — Ярослав Владимирович, внук Мстислава Великого. См.: Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002; Щербатова-Шевякова Т.С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. М., 2004. С. 232—233; Гиппиус А.А. Князь Ярослав Владимирович и новгородское общество конца XII в. // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию памятника / Отв. ред. О.Е. Этингоф. М., 2005.

11. Кондаков Н.П. Русская икона: В 4 т. Т. I. Прага, 1928. С. 119.

12. Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. СПб., 1906. С 38.

13. Engemann J. Ein Missorium des Anastasius. Überlegungen zum ikonographischen Programm der «Anastasius»-Platte aus dem Sutton Hoo Ship-Burial // Festschrift für K. Wessel zum 70. Geburtstag / Hrsg. von M. Restle. München, 1988. S. 103—115.

14. Soloviev A. Les emblèmes héraldiques de Byzance et des Slaves // SK. T. VII. Praha, 1935. P. 130.

15. Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. With 182 illustrations. Leiden, 1976. P. 150.

16. Подробнее см.: Gerola G. L'aquila bizantina e l'aquila impériale a due teste // Felix Ravenna. T. 43. Ravenna, 1934; Fourlas A. Adler und Doppeladler // Philoxenia: Prof. Dr. Bernhard Kötting gewidmet von seinen griechischen Schülern. Münster, 1980.

 
© 2004—2021 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика