Александр Невский
 

Двуглавый орел как символ власти в Византии и герб Палеологов

Заимствование двуглавого орла в качестве геральдического символа власти русских правителей, согласно наиболее распространенной версии, произошло в конце XV в. и было связано с женитьбой московского великого князя Ивана III на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Тогда же при московском дворе получили распространение элементы придворного византийского церемониала и государственной идеологии, а изображение двуглавого орла, впервые помещенное на печати Ивана III, датируемой 1497 г., стало неотъемлемым символом русской государственности.1

Нельзя, впрочем, исключать возможности заимствования образа двуглавого орла в качестве нового герба Русского государства от Священной Римской империи, контакты с которой поддерживал Иван III: образ двуглавого орла в геральдическом качестве в Священной Римской империи стал использоваться еще в первой половине XV в.2 При этом, однако, не может идти речи о прямом заимствовании. Двуглавый орел с печати Ивана III по своему силуэту и деталям сильно отличается от двуглавого орла, используемого в гербе германского императора.3

Орла, изображенного на оборотной стороне печати Ивана III, а затем украшавшего печати русских самодержцев в XVI — начале XVII вв., принято называть палеологовским орлом: подобный орел украшал легендарное кресло-трон, будто бы привезенное Зоей Палеолог в Москву.4 Палеологовский орел изображается с характерно опущенными вниз крыльями, что отличает его от орлов, изображенных на печатях Священной Римской империи, крылья которых подняты вверх. Лишь с конца XVII в. и в последующих столетиях русский орел изображается на западноевропейский манер, то есть с поднятыми вверх крыльями.5

В то же время, двуглавый орел с печати Ивана III находит прямые аналогии с изображениями, происходящими с территории Византии, а также сопредельных с ней стран Балканского полуострова. Чрезвычайно близкое к нему изображение двуглавого орла с характерно опущенными крыльями, верх которых чешуйчатый, а низ перистый, двумя царскими коронами на головах и еще одной, большего размера, между шеями, можно видеть на каменной плите, украшающей пол собора в Мистре, где в 1449 г. был коронован последний византийский император Константин XI Палеолог (Драгаш; 1449—1453).6 Прототипом этого изображения, по-видимому, можно считать орла на шиферной плите из Старой Загоры (Болгария), датируемой XI в.7 Этот тип двуглавого орла в XII—XV вв. встречается на тканях, из которых сшиты одежды церковных иерархов и светских правителей Болгарии и Сербии. Его можно видеть на одеждах сербских и болгарских правителей, изображенных на фресках, иконах и в книжных миниатюрах.8

Не вызывает сомнений, что эмблема двуглавого орла как некий атрибут власти непосредственно из Византии попала в страны, испытавшие в средние века ее сильное культурное влияние, — Болгарию, Сербию, Черногорию, Албанию и Румынию, — став символом их государственности и независимости.9

Ил. 153. Большая государственная печать Ивана III 1497 г. Прорись лицевой и оборотной сторон. Российский государственный архив древних актов (Москва, Россия)

Изображения двуглавого орла на территории самой Византийской империи известны со времен Константина Великого. В эпоху Комнинов (начиная с XI в.) широкое распространение получают узорчатые ткани с рисунком в виде двуглавой птицы, первоначально воспринимавшейся как часть сложного восточного орнамента. С конца XII в. двуглавых орлов стали помещать на своих одеждах высшие чиновники императорского двора. В Палеологовскую эпоху (с конца XIII в.) изображения двуглавого орла появляются на печатях и монетах византийских императоров и начинают выполнять роль символа императорской власти.10

Наиболее раннее точно датированное изображение двуглавого орла на официальном документе Византийской империи встречается на золотой булле императора Андроника II Палеолога (1282—1328), датируемой 1293 г.11 На хрисовуле Андроника II, адресованном митрополиту Монембасия и датированном июнем 1301 г., василевс изображен стоящим на красной подножной подушке (суппедионе), украшенной силуэтами двух золотых двуглавых орлов.12

Золотого двуглавого орла носили на своих одеждах представители рода Палеологов и в более раннее время. На миниатюре из рукописного типикона (датируемого концом XIV в.) изображен младший брат первого императора из династии Палеологов Михаила VIII (1259—1282) севастократор Константин, одетый в коричневую мантию с золотыми медальонами с двуглавыми орлами. Известно немало других изображений различных представителей рода Палеологов, в облачении которых так или иначе используется образ двуглавой царственной птицы.13 Изображение золотого двуглавого орла в червленом поле становится символом Палеологов, что находит отражение в византийских миниатюрах XIV в.14

Именно в правление Палеологов двуглавый орел в Византии получает геральдическое значение.15 С конца XIII в. его изображение появляется на монетах византийской чеканки. В собрании Эрмитажа хранится медная трахея с изображением двуглавого орла на лицевой стороне, которую с наибольшими основаниями можно отнести ко времени правления императора Андроника II Палеолога.16 Золотой двуглавый орел под коронами был помещен также на красном шелковом знамени этого императора.17

Целая галерея изображений двуглавого орла как символа византийского императора представлена в произведениях итальянского искусства, запечатлевших посещение Италии византийской делегацией во главе с императором Иоанном VIII, прибывшей для участия в Ферраро-Флорентийском соборе 1439 г. Так, на бронзовых вратах собора Святого Петра в Риме, созданных в 1433—1445 гг. мастером Антонио Аврелино (по прозвищу Филарете) по заказу папы Евгения IV, была помещена композиция отплытия из Константинополя в Италию Иоанна VIII со свитой: император здесь сидит на корме галеры в шатре, на боковой стенке которого изображен большой двуглавый орел, такой же орел виден на знамени, укрепленном на носу судна.18

По сообщению великого логофета Георгия Сфрандзи (Франдзи), тело последнего византийского императора Константина XI Палеолога, погибшего при защите Константинополя в 1453 г., захватившие город турки опознали лишь по золотым орлам на сапогах:

И не могли бы они узнать ее (голову Константина. — А.М.), если бы не нашли бездыханный труп императора, который узнали по царским сапогам — по обуви, на которой, как это в обычае у императоров, были изображены красками золотые орлы.19

Об особом отношении к этому знаку в роду Палеологов можно судить по миниатюрам, помещенным в знаменитом Палеологовском Евангелии, ныне хранящемся в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. После падения Константинополя в 1453 г. книга принадлежала брату последних византийских императоров Иоанна VIII и Константина XI Дмитрию Палеологу (1428—1460), последнему деспоту Мореи, управлявшему ею совместно с младшим братом Фомой (1449—1460), отцом Зои, ставшей женой Ивана III. Книга была писана на пергамене предположительно еще в XII в. Позднее, вероятно, в XIII—XV вв., она была украшена несколькими красочными миниатюрами, помещенными на свободных листах.20

Одна из них изображает золотого двуглавого орла под короной на красном поле. Этого орла принято называть «палеологовским», поскольку на груди птицы помещен золотой медальон с монограммой Палеологов. Такой же орел помещался и на сохранившихся печатях последнего Морейского деспота Дмитрия Палеолога.21

Примечания

1. Вилинбахов Г.В. 1) Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С. 17—27; 2) История Российского герба и флага. СПб., 2004. С. 11—15; Пчелов Е.Н. Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. М., 2005. С. 18 и сл.; Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. К истории формирования русской государственной символики. М., 2005. С. 406—447. О генезисе этой концепции в отечественной историографии см.: Соболева Н.А. Герб Москвы: к вопросу о происхождении // ОИ. 1997. № 3.

2. Лихачев Н.П. История образования российской государственной печати // Биржевые ведомости. 1915. 15 мая; Алеф Г. Заимствование Москвой двуглавого орла: точка зрения несогласного // Из истории русской культуры / Сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. Т. II, кн. 1. М., 2000 (впервые работа опубликована в 1966 г.); Hellmann M. Moskau und Byzanz // JGO. NF. Wiesbaden, 1969. Bd. XVII. Hft. 3. S. 332—338; Соболева Н.А. 1) Символы русской государственности // ВИ. 1979. № 6; 2) Происхождение печати 1497 года: новые подходы к исследованию // ОИ. 2000. № 4; 3) Очерки истории российской символики: От тамги до символов государственного суверенитета. М., 2006. С. 99—133; Кучкин В.А. 1) Происхождение русского двуглавого орла. М., 1999; 2) Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 г. // ВИ. 1999. № 4—5. Возражения см.: Агоштон М. К проблеме происхождения русского двуглавого орла // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века [Санкт-Петербургского государственного университета] / Отв. ред. А.Ю. Дворниченко. Т. I. СПб., 2006.

3. Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. С. 393—406.

4. См.: Древности Российского государства / Сост. Ф.Г. Солнцев, Л.П. Яковлев. М., 1849. Отд. 1. С. 114—115; Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. М., 1860. С. 80—81.

5. Этот факт признают даже сторонники заимствования Москвой германского орла уже во времена Ивана III, оставляя без объяснений расхождения в изображениях русских и западноевропейских орлов в XV—XVI вв. См.: Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. С. 122.

6. Sotiriou M.G. Mistra. Athènes, 1935. P. 6—7, 8. Fig. 3.

7. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. С. 115—120, 132.

8. Art Byzantin chez les Slaves, Balkans. Paris, 1930. P. 1. Pl. VIII; Millet G. La peinture du moyenâge en Yougoslavie. Paris, 1954. Fasc. I. Pl. 93. Nr. 2; Дероко А. Споменици архитектуре IX—XVIII y Југославије. Београд, 1964. С. 74.

9. Soloviev A. Les emblèmes héraldiques de Byzance et des Slaves. P. 120—122; Соболева Н.А. Русские печати. М., 1991. С. 195—222; Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М., 1993. С. 21—31; Вилинбахов Г.В. История Российского герба и флага. С. 11; Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. С. 412—424.

10. В наиболее полном виде эта концепция представлена в работе А.В. Соловьева, к которой неизменно обращаются все последующие авторы: Soloviev A. Les emblèmes héraldiques de Byzance et des Slaves. P. 126—136. Русский перевод см.: Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне.

11. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне. С. 132; Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002. С. 91.

12. Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Nr. 134.

13. См.: Belting H. Das illuminierte Buch der spätbyzantinischen Gesellschaft. Heidelberg, 1970. S. 64. Tabl. 35—36.

14. Стукалова Т.Ю. Опыт геральдического комментария к миниатюре XIV в. // Нумизматический сб. Государственный Исторический музей. Т. 16. М., 2003.

15. Недостаточно обоснованным представляется распространенное мнение, будто в Византийской империи не использовалась государственная символика и не существовало герба. В монетной чеканке Палеологов в конце XIII—XIV вв. известны случаи изображения двуглавого орла, а также знака креста с четырьмя буквами В в углах, несомненно имевшие геральдическое значение. См.: Гурулева В.В. К вопросу о символах Византийской империи (изображение креста с четырьмя буквами В на монетах) // Хранитель Эрмитажа. К 100-летию со дня рождения И.Г. Спасского (1904—1990). СПб, 2004.

16. См.: Гурулева В.В. Монеты Палеологов с изображением двуглавых орлов в собрании Государственного Эрмитажа // VIII Всероссийская нумизматическая конференция (17—21 апреля 2000 г, Москва). Тезисы сообщений и докладов. М., 2000.

17. Вилинбахов Г.В. История Российского герба и флага. С. 10—11.

18. См.: Soloviev A. Les emblèmes héraldiques de Byzance et des Slaves. P. 157—158; Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1988 (Памятники мирового искусства. Серия вторая. Вып. VIII). Рис. 169.

19. Георгий Франдзи. Большая Хроника / Пер. Е.Б. Веселаго // ВВ. М., 1953. Т. 3. Кн. III. Гл. 9.

20. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 251; Лихачева В.Д. Византийская миниатюра: памятники византийской миниатюры IX—XV веков в собраниях Советского Союза. М., 1977. С. 22, 58.

21. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 2000. С. 25; Конов А. Геральдика российская. СПб., 2002. С. 14.

 
© 2004—2022 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика