Александр Невский
 

Евфросиния Галицкая и культ Преображения в памятниках Холмской земли

Отказ от атрибуции Евфросинии Полоцкой найденной в Новгороде печати со сценой Преображения ставит перед нами новую задачу — отыскания возможной владелицы печати среди других русских княгинь с именем Евфросиния, живших примерно на полстолетия позднее полоцкой преподобной, имевших связи с византийским двором и поддерживавших культ Преображения.

Все названные признаки указывают только на одну возможную обладательницу печати. Едва ли мы ошибемся, если сочтем таковой Евфросинию Галицкую, «великую княгиню Романовую», дочь византийского императора Исаака II и жену галицко-волынского князя Романа Мстиславича.

Такая атрибуция легко объясняет отмеченные выше уникальные для Древней Руси сфрагистические, а также иконографические особенности новгородской печати.

Ил. 85. Печать Янин, Гайдуков. № 121д из Новгорода с изображениями Св. Евфросинии и Преображения (прорись худ. Т.В. Родыгиной)

Праздник Преображения в его новом эстетическом осмыслении, получившем распространение в период правления Ангелов в среде близких к византийскому двору писателей и художников и достигшем своего полного воплощения в произведениях искусства уже палеологовской эпохи, получил развитие и в Галицко-Волынской Руси, где его можно связывать как раз с деятельностью княгини Евфросинии.

Как уже отмечалось, действовавший еще в XV в. храм «Святого Спаса от Столпа», устроенный в Столпьевской башне близ Холма,1 которую с большой вероятностью можно связывать с монастырем-резиденцией Галицко-Волынской княгини Евфросинии, вдовы Романа Мстиславича, был посвящен Преображению Господню.2 Единый комплекс со Столпьевской башней, по-видимому, образует небольшая каменная Спасо-Преображенская церковь, расположенная неподалеку, в соседнем селе Спас (ныне Подгуже).3 Сооруженная, по новейшим данным, в середине XIII в., церковь неоднократно перестраивалась (последний раз в 1920-х гг.) и ныне является католическим костелом. Очевидно, храм в селе Спас и башня в Столпье входили в состав древнего Спасо-Столпьевского монастыря.4

Этот монастырь, согласно местному преданию, записанному холмским униатским епископом Яковом Сушей (1610—1687, епископ в 1652—1685), был основан будто бы еще Владимиром Святославичем в конце X в., пожертвовавшим монастырю икону Спасителя.5 В актовых книгах Холмского гродского суда середины — второй половины XVI в., хранящихся ныне в Государственном архиве города Люблина (Польша), имеется обширный комплекс свидетельств об имуществе, хозяйственной деятельности и служителях Столпьевского монастыря (monaster Stolpensis, Spaski monasterii Stolpenski), здесь также упоминается православный храм в селе Столпье, уничижительно именуемый польскими католиками «синагогой».6

Ил. 86. Православный кафедральный собор Преображения Господня. 1607—1633 гг., перестроен во второй половине XIX в. (г. Люблин, Польша)

После Брестской церковной унии 1596 г. Спасо-Столпьевский монастырь стал приходить в упадок, и в 1639 г. его земли и имущество холмским униатским епископом Мефодием Терлецким (1627—1649) были отданы униатскому монашескому ордену василиан (основанному в 1617 г. ордену Святой Троицы, впоследствии называемому орденом василиан Святого Иосафата).7 В период Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого Столпьевская обитель на некоторое время перешла в управление православных — киевского митрополита Сильвестра Коссова (1647—1657) и холмского епископа Дионисия Балабана (киевский митрополит в 1657—1663). В это же время в монастыре находилась и главная христианская святыня Юго-Западной Руси — чудотворная икона Холмской Божией Матерн.8

В соседнем с Холмом городе Люблине, ставшем новым политическим центром округи, а с 1474 г. столицей Люблинского воеводства, к которому отошел и пришедший в упадок Холм, известна древняя Спасо-Преображенская церковь, первое упоминание о которой относится к 1447 г.: в этом году обветшавший от времени храм был обновлен киевской княжной Марией Ивановной. Впервые же церковь в честь Преображения появилась здесь, по-видимому, еще во второй половине XIII в.9

Преображенская церковь в течение нескольких веков была главным оплотом православия в Люблине. При церкви возникло православное братство, утвержденное антиохийским патриархом Иоакимом в 1586 г., права которого впоследствии были подтверждены константинопольским патриархом Иеремией и киевским митрополитом Михаилом Рагозой. При церкви действовали монастырь, школа и богадельня, членами Преображенского братства были многие видные представители православной знати. В XVII в. Преображенской церкви в Люблине оказывали покровительство киевский митрополит Петр Могила, гетман Богдан Хмельницкий и царь Алексей Михайлович.10

Примечания

1. Подробнее см. в главе 23 настоящей работы.

2. См.: Диба Ю. Українські храми-ротонди Х — першої половини XIV століть. Львів, 2005. С. 6—7. См. также: Dyba J. Kaplica na wieży w Stołpiu i jej wołyńskie analogie // Do piękna nadprzyrodzonego. Sesja naukowa na temat rozwoju sztuki sakralnej od X do XX wieku na terenie dawnych diecezjichełmskich Kościoła rzymskokatolickiego, prawosławnego i grecko-katolickiego. T. I. Chełm, 2003.

3. См.: Хрусцевич Г.Н. Белавинская и Столпьевская башни под Холмом // Памятники русской старины в западных губерниях империи / Сост. П.Н. Батюшков. Вып. 7. СПб., 1885. С. 50; Раппопорт П.А. Волынские башни // МИА. М., 1952. № 31. С. 219—220; Rudnik S. Wyniki badań archeologicznych kościoła w Podgórzu, gmina Chełm // Najważniejsze odkrycia archeologiczno-architektoniczne Chełma i okolic. Materiały z sesji naukowej, odbytej w Chełmie 1.XII.1995 г. Chełm, 1997; Антипов И.В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV вв. Каталог памятников. СПб., 2000. № IV. 19. С. 141—142.

4. См.: Александрович В. Архітектурний ансамбль середини XIII століття у Спасі-Стовпі в околицях Холма // Confraternitas: Ювілейний збірник на пошану Ярослава Ісаєвича. Львів, 2006—2007.

5. Батюшков П.Н. Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья. СПб., 1887. С. 39—40.

6. Подробнее см.: Gil A. Prawosławna eparchia chełmska do 1596 roku. Lublin; Chełm, 1999.

7. Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлецкой губерний). Варшава, 1892. С. 26, примеч. 1.

8. Сведения по истории Спасского монастыря в Столпье в XV—XVII вв. см.: Площанский В.М. Прошлое Холмской Руси по архивным документам XV—XVIII вв. и другим источникам. Вып. 1. Вильна, 1899. С. 57—59.

9. Купріянович Г., Ращенко М. Православна церква Преображення Господнього в Любліні. Люблін, 1993. С. И.

10. Лонгинов А.В. Памятник древнего православия в Люблине. Православный храм и существующее при нем братство. Варшава, 1883. С. 17—18; Батюшков П.Н. Холмская Русь. Приложения. № 32. С. 42—43; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси. С. 44—47.

 
© 2004—2022 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика