Александр Невский
 

Спасо-Преображенские монастыри XIII в. в Галичине и на Волыни

Еще один Спасский монастырь располагался в селе Спас, в 5 км от города Старый Самбор (Львовская область). Монастырь существовал несколько столетий и был упразднен австрийскими властями в конце XVIII в.1 В 1816 г. был разобран главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор, начало строительства которого, согласно одной из грамот князя Льва Даниловича, относится к 1292 г.2 Эту дату подтверждала и надпись на камне, находившемся над боковым входом в храм, высеченная при возобновлении его росписи в XVI в.3

Перемышльский епископ Онуфрий Шумлянский (1746—1762) в реляции от 23 января 1761 г. о состоянии своей епархии сообщает, что князь Лев Данилович не только возвел новую каменную Спасскую церковь на месте старой деревянной, но и, заручившись поддержкой галицкого митрополита и перемышльского епископа, преобразовал ее в главный кафедральный храм Самборской епархии, а новопоставленному самборскому епископу Евфимию пожаловал два села — Созань и Страшевичи.4

Со Спасским монастырем под Самбором связано существование особой Самборской епархии, отделившейся от Перемышльской, вероятно, в середине XIII в. Известны имена по меньшей мере трех самборских епископов середины — второй половины XIII в., местом пребывания которых был Спасский монастырь. Затем, в XIV в., особая Самборская епархия была упразднена, а ее храмы и монастыри присоединены к Перемышльской, отчего перемышльские владыки получили двойной титул — епископов Перемышльских и Самборских.5

В XVI—XVII вв. Спасский монастырь служил зимней резиденцией перемышльских владык. В XVII в. он также стал ареной борьбы между православными и униатскими епископами. В ходе ожесточенных столкновений между ними погибла большая часть документов и других памятников, относившихся к истории монастыря.6 Тем не менее сохранилось достаточно доказательств того, что на протяжении XIII—XVIII вв. Спасо-Самборский монастырь оставался крупнейшим культурным центром западноукраинских земель: здесь сложились своя иконописная школа и скриптории.7

Во второй половине XVI в. монастырь стал одним из центров религиозной полемики и реформационного движения феодосиан-антитринитариев, имевшего значение для всей православной церкви. Ок. 1567 г. сюда прибыл из Витебска дьякон Козьма (Андрей) Колодынский, примкнувший к последователям Феодосия Косого. Для подкрепления своей проповеди фактами из древней истории дьякон Козьма сочинил так называемое «Письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому», написанное будто бы в 990 г. в Александрии, где «половец, врач, ученый, достойный человек» Смера оказался по воле киевского князя Владимира Святославича для «ознакомления с христианскою церковью в Греции». Письмо, найденное будто бы на двенадцати медных досках, хранившихся в Спасо-Самборском монастыре, содержало критику греческой веры в духе антитринитариев и предостережение князю Владимиру не принимать ее. Мастерски выполненная подделка имела в свое время шумный успех и стала важнейшим аргументом в проповеди антитринитариев не только в православной, но и в католической среде.8

Со Спасо-Столпьевским монастырем Спасский монастырь под Старым Самбором сближает наличие недалеко от монастырской церкви отдельно стоящей каменной башни, следы которой были открыты во время археологических раскопок 1978 г. Стены квадратной в плане башни, сложенные из колотого местного камня-плитняка, сохранились на высоту до 1 м; общая высота башни, по мнению М.Ф. Рожко, могла достигать 18 м. По своим архитектурным особенностям новооткрытая башня относится к типу «столпов», распространенных на западноволынских землях и является единственным известным ныне памятником такого рода на территории Галичины.9

Оба Спасских монастыря Галицко-Волынской Руси — под Самбором и в Столпье — были основаны примерно в одно и то же время, в первой половине XIII в., и в равной мере пользовались особым вниманием и покровительством галицко-волынских князей — прямых потомков Романа Мстиславича и его второй жены Евфросинии. Особое покровительство Спасскому монастырю под Самбором оказывал перемышльский, Холмский и галицкий князь Лев Данилович (1264 — ок. 1301), построивший в нем каменные храм и башню-«столп». Церковный историк и писатель второй половины XVIII в., монах-василианин Игнатий Стебельский (? — ок. 1805) приводит предание, согласно которому после смерти своей жены Констанции Лев Данилович принял монашеский постриг и удалился в Спасо-Самборский монастырь, где провел последние годы жизни.10 По другой версии, князь-инок скончался и был похоронен в основанном им же неподалеку Свято-Онуфриевском монастыре (село Лавров Старосамборского района Львовской области).11

Приведенными здесь примерами список Преображенских монастырей, появившихся на территории Галицкой и Волынской земель в XIII в., не исчерпывается. Можно говорить о какой-то целенаправленной деятельности галицко-волынских князей по возведению таких монастырей в различных частях подвластной им территории.12

Еще один древний Преображенский монастырь существовал на северо-восточной границе Галицкой земли, в окрестностях современного поселка Подкамень Бродовского района Львовской области. Селение Подкамень и расположенная рядом с ним обитель известны по достоверным письменным источникам с середины XV в., когда были построены каменный замок и католический костел ордена доминиканцев. Однако есть сведения, позволяющие заключить, что монастырь существовал здесь уже в середине XIII в. Во время нападения татар в 1519 г. городок и монастырь были сожжены. Возрождению монастыря способствовали монахи-доминиканцы, обосновавшиеся здесь в начале XVII в. На протяжении XVII—XVIII вв. сформировался сохранившийся до наших дней монастырский ансамбль. В годы Первой и Второй мировых войн здания монастыря значительно пострадали. В советское время обитель была закрыта, и на ее территории разместилась психиатрическая лечебница. В 1990-е гг. часть монастырских зданий была возвращена церкви. Ныне в них действует монастырь Происхождения Древа Креста Господня Студитского устава Украинской Греко-Католической церкви.13

Ил. 87. Древний Спасо-Преображенский монастырь. Близ поселка Подкамень Бродовского района Львовской области (реконструкция М.Ф. Рожко)

Монастырь располагается на значительном возвышении — примерно на 200 м выше центра современного поселка. Его территорию защищают высокие каменные стены (высотой до 4 м и до 2 м толщиной) и мощные угловые круглые башни. Сохранился главный монастырский храм — Вознесенский костел, строившийся в 1612—1695 гг. В 1708 г. к его основному объему была пристроена башня, для которой через пять лет мастер А. Загайский изготовил часы. Фасады храма богато украшены скульптурными и архитектурными деталями. Богатое декоративное оформление интерьера, в настоящее время представленное только фресковыми росписями, сложилось на протяжении XVIII—XIX вв. В комплекс монастыря, занимающего площадь ок. 10 га, входят также часовня Параскевы Пятницы, колокольня, различные жилые и административно-хозяйственные постройки, хранящие черты различных архитектурных стилей и следы неоднократных перестроек.14

С северной стороны к территории монастыря примыкает значительных размеров скала, именуемая Камень. На ее вершине оборудована искусно выровненная и дополнительно укрепленная с помощью специальных деревянных конструкций площадка. Здесь обнаружены остатки древнего храма и несколько захоронений, вырезанных в горной породе. Благодаря своим крутым, почти отвесным склонам скала Камень образовывала своего рода природный «столп» — некое подобие грандиозной каменной башни, увенчанной храмом, к которому вел специально оборудованный подъем.15

Местные предания сохранили память о древнем православном монастыре, существовавшем под Камнем задолго до основания католического доминиканского монастыря и замка Подкамень, ставшего впоследствии городом.16 Есть также сведения о том, что этот древний монастырь, основанный во времена княжения Даниила Галицкого, был изначально посвящен Преображению Христа.17

Древний Преображенский монастырь существовал также во Владимире-Волынском. Он располагался примерно в ста метрах к северо-западу от главного храма Владимира — кафедрального Успенского собора. Первое упоминание о монастыре относится к 1508 г.; сохранилось еще несколько свидетельств о нем в источниках XVI—XVII вв. Из этих известий явствует, что Преображенская обитель была одной из главных в городе, обладала значительными доходами и недвижимым имуществом. Об особом статусе монастыря может свидетельствовать и тот факт, что он находился в непосредственном ведении польских королей. Последние несколько раз передавали монастырь и его земли во владение своих служилых людей — сначала князей Сангушков, а затем дворян Оранских. В 1597 г. монастырь был обращен в унию, после чего пришел в упадок. До второй половины XVIII в. во Владимире-Волынском еще оставалась Спасская церковь, стоявшая на месте бывшего монастыря.18

К сожалению, археологических следов существования Преображенского монастыря во Владимире-Волынском не выявлено. Место, где он располагался, находится ныне под плотной городской застройкой позднейшего времени. До 1930-х гг. еще сохранялись остатки древнего монастырского кладбища, ныне полностью застроенного. Время основания монастыря определить не удается.19

К 1429 г. относится дошедшее до нас описание монастыря Св. Спаса в Красном (или на Чернчицах) под Луцком, составленное Луцким епископом Алексеем;20 монастырь упоминается также в документах XVI—XVII вв.21 Поиски его следов ведутся с конца XIX в. Наиболее вероятным местом расположения Спасского Красносельского монастыря ныне считается островное городище в бывшем с. Чернчицы. На месте, где до 1983 г. стояла деревянная церковь второй половины XVIII в., найдены остатки брускового кирпича XIII—XIV вв.22

Примечания

1. Подробнее см.: Рожко М. Преображенський монастир в с. Спас на Старосамбірщині // Старосамбірщина. Альманах. T. І. Старий Самбір, 2001.

2. Купчинський О. Акти та документи Галицько-Волинського князівства XIII — першої половини XIV століть. Дослідження. Тексти. Львів, 2004. С. 520—533. № 10. Здесь же анализ содержания и подлинности документа.

3. Малевская М.В., Иоаннисян О.М., Могитич И.Р., Бучко Р.В. Исследование памятников архитектуры в Львове и Львовской области // АО. 1977 г. М., 1978. С. 353; Малевская М.В. Архитектурно-археологические исследования в Львовской области // АО. 1980 г. М., 1981. С. 277—278; Антипов И.В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV в. Каталог памятников. СПб., 2000. № III.5. С. 94—96.

4. Добрянский А. Состояние Епархии русской Перемышльской перед стома литы // Галичанин: Лит. сб. Львов, 1861. С. 83—84.

5. Коструба Т. Самбірське єпископство в часах князя Льва // Літературно-науковий додаток «Нового часу». Львів, 1939. Ч. 15.

6. Добрянский А. Короткая відомість історическая о єпископах русских в Перемишли // Перемишлянин. На рок 1853. Перемишль, 1853. С. 17.

7. Вуйцик В. 1) Маловідома пам'ятка княжої доби // Марра mundi. 3б. наук. праць на пошану Ярослава Дашкевича з нагоди його 70-річчя. Львів; Київ; Нью-Йорк, 1996. С. 148—149; 2) Храм XIII ст. Спаського монастиря біла Старого Самбора // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Ч. І. Львів, 1999.

8. См.: Малышевский Я. Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому. Киев, 1876; Генсиоровский А.И. Поиски Ангеловича за подлинником письма Смеры // Науч.-лит. сб. Галицко-Русской матицы. Т. VIII. Львов, 1934; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., 1960. С. 273; Дмитриев М.В. 1) Православие и реформация: реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. М., 1990. С. 20 и сл.; 2) «Византийская» тема в восточнославянской реформационной мысли второй половины XVI в. // Византия. Средиземноморье. Славянский мир: Сб. К XVIII Междунар. конгрессу византинистов / Редкол.: Г.Г. Литаврин и др. М., 1991.

9. Малевская М.В., Кос А.И., Рожко М.Ф., Шолохова Е.В. Архитектурно-археологические исследования во Львове и Львовской области // АО. 1978 г. М., 1979. С. 360; Рожко М.Ф. 1) Карпатські шляхи та їх охорона // УІЖ. 1990. № 10. С. 92—93; 2) Оборонно-житлові вежі в системі укріплень Галицько-Волинського князівства // Любецький з'їзд князів 1097 року в історичній долі Київської Русі / Відп. ред. П.П. Толочко. Чернігів, 1997. С. 153; 3) Преображенський монастир в с. Спас на Старосамбірщині. С. 11—12; Антипов Я.В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV в. № III.6. С. 96—98.

10. Stebelski I. Dwa wielkie światła na horyzoncie połockim z cieniów zakonnych powstające czyli żywoty śś. panien i matek Ewfrozyny i Parascewii zakonnic i hegumenij... Wyd. 2. T. III. Lwów, 1867. S. 28—38, 44.

11. Січинський В. Архітектура Лаврова. Львів, 1936. С. 1—2; Мицько І. 1) Про початки Святоонуфріївського монастиря // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Ч. 6. Львів, 1999; 2) Де ж могила князя Лева? // Старосамбірщина. Альманах. Т. 2. Старий Самбір, 2002; Роман, єромонах. Могила князя Лева і Лаврський некрополь // Лавра. Ч. 4. 1999. О сохранившейся до нашего времени Онуфриевской церкви, украшенной средневековой фресковой росписью, см.: Могытыч И.Р. Архитектура Галицкой и Волынской земель XII—XIV вв. в свете новых открытий // Архитектурное наследство. Вып. 37. М., 1990. С. 218—221.

12. См.: Рожко М. Про деякі оборонні Преображенські монастирі XIII ст. в Галичині // Лавра. Часопис монахів Студитського уставу. Ч. І. Львів, 1999.

13. Гудима П. Підкамінь. Портрет на фоні століть. Тернопіль, 2004.

14. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской СССР: В 4 т. / Гл. ред. Н.Л. Жариков. Т. 3. Киев, 1985. С. 109—111.

15. Рожко М. Про деякі оборонні Преображенські монастирі... С. 44—49; Берест Р. Розвідкові археологічні дослідження в околицях монастиря смт. Підкамінь на Бродівшині // Фортеця: Збірник заповідника «Тустань» на пошану Михайла Рожка. Львів, 2009.

16. Мицько І. Монастирі Підкаменя // Лавра. Ч. 1. 1999; Галасливий С. Монастирі Підкаменя // Там само; Рожко В. Підкамінь — забута святиня історичної Волині // Українська думка / Ukrainian Review. [Лондон], 2003. № 2.

17. Как сообщил мне Л.В. Войтович, об этом древнем Преображенском монастыре имеются сведения в каталоге И.П. Крипякевича, хранящемся ныне в Институте украиноведения им. И.П. Крипякевича НАН Украины во Львове; более подробные материалы о монастыре собраны Антонием Шнайдером (| 1880) и представлены в так называемых «Теках Шнайдера» — богатейшем собрании разнородных материалов для задуманной им «Энциклопедии краеведения Галичины», ныне хранящемся в Государственном архиве Кракова (Отдел на Вавеле). О коллекции документов Шнайдера, насчитывающей свыше 95 тыс. карточек, см.: Puchała L. Kiedyś niepotrzebne szpargały, — dziś ważne źródła historyczne: O znaczeniu kolekcji «Tek Schneidra» dla badań nad dziedzictwem kulturowym Galicji // Записки Львівської наукової бібліотеки ім. В. Стефаника. Вип. 1 (16). Львів, 2008.

18. Теодорович Н.И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей волынской иерархии. Исторический очерк. Почаев, 1893. С. 158—161.

19. Кучинко М.М. Володимир середньовічний. Історико-археологічні нариси. Луцьк, 2006. С. 109—110.

20. АЗР. Т. І. СПб., 1846. С. 45—47.

21. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования об упраздненных монастырях в Российской империи. Т. III: Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1897. С. 209—210.

22. Терський С.В. Лучеськ X—XV ст. Львів, 2006. С. 101.

 
© 2004—2021 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика