Александр Невский
 

8. Христианизация Руси

Владимир и его советники, вероятно, понимали важность эффективных внешнеполитических действий для укрепления своей власти и государства. С одной стороны, реалии жизни заставляли князя вести активную внешнюю политику, обеспечивать главный рынок сбыта русских товаров в Византии, соперничать с империей в причерноморских регионах вообще. С другой — такая политика объективно повышала авторитет древнерусского государя и выглядит целенаправленной в аспекте упрочения государственности на Руси. Осада и взятие Херсона в Крыму, женитьба на греческой принцессе — все это еще выше поднимало князя в глазах древнерусского общества, ставило его чуть ли не на одну ступеньку с византийским василевсом. Той же цели, кроме всего прочего, служило и введение христианства в качестве официальной идеологии Древнерусского государства в 990 г.

В наше время стало не модным ссылаться на К. Маркса, тем паче — цитировать его. Однако он тонко заметил еще одно принципиальное отличие правления Владимира от княжений его предшественников: сделавшись христианином и введя христианство на Руси, князь соединил теократический деспотизм византийских императоров с военным счастьем (победой над Византией) и стал одновременно господином для своих подданных на земле и их покровителем и заступником на небе.1

Церковь всеми доступными ей силами и средствами укрепляла авторитет князя, провозглашала его власть божественной, а самого государя помазанником божиим. В 996 г. собор русских епископов торжественно и верноподданно заявил Владимиру: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованье».2

Брак с «порфирородной» Анной и христианизация державы нашли отражение и в эмиссии Владимиром Святославичем собственных монет: золотых (златников) и серебряных (сребреников). На них был изображен князь в парадном одеянии с венцом на голове. Надпись на большей части серебряных монет гласила: «Владимир на столе, а се его сребро». Роль денег Владимира в обращении была очень скромной, ведь их отчеканили совсем мало.3 Но, выпуская златники и сребреники, Владимир меньше всего заботился о финансовых выгодах. Монеты князя должны были оповестить весь христианский мир о выходе на арену большой политики молодого независимого восточнославянского государства и о величии и власти ее государя.

Актом государственной политики был и последний брак Владимира Святославича. Его греческая супруга умерла в 1011 г., и вскоре князь женился на внучке германского императора Оттона Великого, дочери графа Куно. Эта последняя жена пережила Владимира и, согласно свидетельству Титмара, попала в плен, когда в 1018 г. польский князь Болеслав Храбрый ворвался в Киев.4

В глазах древнерусского общества Владимира особенно возвысило строительство торжественного и нарядного, главного храма державы — Пресвятой Богородицы, более известного под названием Десятинного (потому что на содержание его и всей церковной организации Руси князь отдал десятую часть государственных доходов). О том громадном значении, которое имело в общественно-политической и идеологической жизни государства строительство Десятинной церкви, свидетельствует летописец. Сначала, под 989 г., он торжественно сообщает, что «Володимер живяше в законе хрестьянстве, помысли создати церковь Пресвятыя Богородица, и послав приведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньскыя пристави служити в ней, вдав ту все, еже бе взял в Корсуни: иконы и съсуды, и кресты». А под 996 г., поведав о завершении строительства храма, Нестор вкладывает в уста князя трогательную речь, обращенную к Богу. Летописный рассказ завершается весьма торжественно: «И створи (Владимир. — Н.К.) праздник велик в тъ день боляром и старцем градским, и убогим раздая именье много».5

Примечания

1. Marx K. Secret diplomatic history of the eighteenth century. London, 1899. P. 76.

2. Повесть временных лет. С. 86—87.

3. См.: Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Л., 1983.

4. Baumgarten N. Le dernier mariage de Saint Vladimir // Orientalia Christiana. Romae, 1930. T. 2. № 64. P. 165—168. См.: Свердлов М.Б. Политические отношения Руси и Германии в X — первой половине XI в. // Проблемы истории международных отношений. Сборник памяти Е.В. Тарле. Л., 1972. С. 290—291.

5. Повесть временных лет. С. 83, 85.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика