Александр Невский
 

Приложение I. Святой Александр Невский в православном богослужении

Св. Александр Невский непосредственно после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного предстательства пред Богом. Но только на Московском соборе в 1547 году положено было «петь и праздновать повсюду» новому чудотворцу. В рукописной книге Иосифова Волоколамского монастыря Карамзин нашел следующее известие: «В лето 7055 (1547), месяца февраля 26, преосвященный Макарий митрополит, с семью епископами: Ростовским и Ярославским Алексеем, Суздальским и Тарусским Ионою, Рязанским и Муромским Ионою, Тверским Акакием, Коломенским и Каширским Феодосием, Сарским и Подонским Саввою, Пермским и Вологодским Киприаном, с честными архимандритами и честными игуменами, со всем освященным собором установили есмя ныне праздновати новым чудотворцам», — в том числе и св. Александру Невскому.

В том же XVI столетии составлена и служба св. Александру. В описании славянских рукописей Московской синодальной библиотеки: «Служба благоверному князю Александру Невскому, 23 ноября. Сотворено иноком Михаилом тоя обители, идеже блаженного тело лежит», т. е. Рождественской обители во Владимире. № 234, л. 402, стр. 133. Другая служба приписывается Викентию, архимандриту Рождественского монастыря. Списки: Буслаевск. XVIII в. Выголексинск. библиотеки — № 79, XVI в.; № 82, XVIII в. Кирилло-Белозерск. монастыря, в СПб. дух. акад. XVII в. В библ. Моск. дух. акад. № 382 (Волокол.) XVI в. Московск. епарх. библ. № 181 (К.И. Невоструева) XVI в. № 65 (Вознес.) XVII в. Новгородск. Соф. соб. № 1409, XVI в. Румянц. муз. № 397. Библиот. Серг. лавры. № 619, XVI в. № 622—624, XVI—XVII вв. № 503, 626, XVII в.

Московск. синод. № 234. СПб. синод. № 155, л. 68, XVII в. Моск. синод. типогр. № 269, 336, 337, XVII в. У Н.С. Тихонрав. два списка XVII в. (Источники русской агиографии. СПб. 1882. Н. Барсуков). Первый канон начинается: «Приимша в своем сердцы, блаже, твою благодать духовную». Второй: «Тебе в чудесех славна». Служба на перенесение св. мощей в СПб. на 30 августа составлена в XVIII в. Кроме того — «Акафист св. благоверному вел. кн. Александру Невскому, в иноцех Алексию». Славянск. полууставом. СПб. синод. типогр. 1881 г., т. 1, 160.

В «уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московск. Успенском соборе» (ок. 1634): ноября «в 23 день князю Александру Невскому трезвон средней бывал, а 139-го, для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу Минею-Четью, а по утру сосуды золотые да шанданы оловянные» (Тимофеев, «Русск. Ист. Библиот.,» III, 36). Об изображениях св. Александра на иконах в «Иконописном подлиннике» под 23 ноября: «Подобием: брада аки козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист».

Первый храм на Руси во имя св. Александра Невского воздвигнут был патриархом Филаретом Никитичем около 1630 года в Московск. Кремле над Тайницкими воротами, как видно из дел патриаршего приказа. 1630 года, июля 7, по указу патриарха, «впервые» выдано на молебен двум священникам и диакону 8 алтын и 2 деньги. Вот, между прочим, некоторые подробности о внутреннем убранстве первого на Руси Александро-Невского собора: Евангелие «поволакивал бархатом червчатым» переплетчик Петр Ермолаев. «Знаменил», т. е. золотил евангелистов и крест знаменщик Петр Матвеев. За киот и образ св. Александра Невского, для ношения в крестных ходах, заплочено иконнику Ондрюшке Ондрееву 16 алтын 4 деньги. За медное кадило заплочено 2 рубля 3 алтын 2 деньги. Над царскими вратами поставлены были образа: Всемилостивого Спаса, Знамения, Пречистые Одигитрии, Пречистые Владимирские, Страстотерпца Феодора и преп. Михаила Малеина. Писаны иконописцем Назарием Истоминым. Протопоп собора с причтом на «праздник св. Александра Невского» ходил к патриарху со св. водою два раза в год: в августе и в ноябре.

Петр I сочетался 27 января 1689 года первым браком с Евдокией Феодоровной Лопухиной. Первенец — сын, родившийся 1691 года 3 окт., назван был Александром, в честь св. Александра Невского. В расходной книге казенного приказа значится, что по случаю семейной радости соборному при храме св. Александра Невского протопопу Симеону выдано сукна кармазину 5 арш., священникам: Поликарпу, Иоанну и диакону Иоанну сукна полукармазину по 5 арш., дьячку Егорке, пономарю Андрюшке, сторожу Ивашке, просвирнице Прасковьице сукна «анбургского» по 5 аршин.

Храм был разобран в конце прошедшего столетия.

В настоящее время в каждом городе обширной русской земли существуют храмы и часовни, посвященные св. Александру Невскому, в каждом сельском храме есть, наверное, если не придел, то по крайней мере благолепно украшенная икона святого. В последнее время воздвигается новая Александро-Невская лавра, в воспоминание чудесного события 17 октября1.

Светлый образ св. Александра Невского живо рисуется пред нами в песнопениях, которыми православная Церковь прославляет угодника.

* * *

«От благочестивого корене святопомазанная розга произшед, плод произнесе себе преподобия и правды.

От ложесн пород свят Богу наречен еси, благими делы светло украсился еси, милостынями и чистотою сосуд святого Духа был еси!

Красен телом и душею, и благочестием сияя, славне, божественного разума, орган был еси Святого Духа!

Земных всех возгнушався, к небесным духом прилепил еси себе. Благочестием и верою пресветло украшен, яко благочестив скиптроносец и преизряден, и преименит Пресвятые Троицы поборник был еси!

Из млада возлюбив Христа, богоименит венценосец был еси, преподобием и правдою светло украшен: милостынями же и чистотою пространное селение был еси Духа Святого!

Не от Рима воссиял еси, ни от Сиона, богомудре, но в Российстей земли явился еси!»

Изображая подвиги св. Александра на благо отечества, его благость, кротость и сострадание к бедным, православная церковь поет:

«Велий щит и крепость в Российстей земли, Александре, обрелся еси!

Богомудре Александре, великий княже, блажен, яко блаженство наследовал еси, его же ради вся земная презрев, неотложно того взыскуя, нищыя удовлил еси, сирот питатель, пленных свободитель был еси!

Киими смиренными устнами воспоем Александра премудраго, солнца пресветлаго, всечестныя Троицы молитвенника, печальных утешение и отчаянных заступника, похвалу земли Российский, реку милости воистинну, и больных врача безмездна, смирения Христова подражателя?

Кто любовь твою и милость ко всем человеком, паче же к ншцым изглаголет?

Благодарно зовем вси Христову угоднику милостивому, незлобивому и кроткому...

Боговенчанный Александре, царей держава светоносная, князей похвала велехвальная, христиан поборяиче непобедный, о них же жив сый душу твою полагал еси... егда ревностию Божиею разжегся, в землю шествовати неведущих Бога не отрицался еси и тамо пришествием твоим безбожного царя удивил еси, христоименитым же людем тишину исходатайствовал еси... Радуйся, христиан рог Богоносный!..

Радуйся, велехвального краля победивый пособием Божиим! Радуйся, свободивый град Псков от неверных!..

Слышана бысть во всех странах превеликая слава твоя...

Дух Святый тя, блаженне, настави отечествие твое паствити на пажитех спасительных...

Сиянием Святого Духа просвещся, Александре богомудре, учения латинская презрев и прелесть их обличив, и самех укорив, и чужди веры правые нарек и дерзость их в ничто же вменив, и сего ради от Христа Бога приял еси воздаяние в Царствии Небеснем...

Всяко... еретическое нечестие попрал есть, свое же отечество добре управив и соблюде, храмы разореные воздвигнув, пения исполни, и распуженыя люди собра в домы своя...

О, како возмогу достойно похвалите или ясно изглаголати преславная чудеса блаженного и славного Александра! Подает бо различная исцеления не токмо приходящим к раце мощей его, но и в дальных странах призывающих его никогда же оставляет. Тем и повсюду хвально имя его...

Ликуй, Христова Церковь, в ней же положено честное тело блаженного Александра, тело драгое, тело преславное, тело, чудеса точащее всем приходящим с верою!..»

Примечания

1. Новый Александро-Невский общежительный монастырь в Тамбовской губернии в 18 верстах от г. Кирсанова, близ села Ожревки, в урочище, именуемом Кушникова Дуброва, устраивается с 1890 года в память чудесного события 17 октября 1888 года. Строитель монастыря — старец, заштатный священник села Костина-Отдельца Борисоглебского уезда Василий Андреевич Голубев. В урочище Кушникова Дуброва (316 десятин), купленном им для монастыря, находится родник св. великомученицы Варвары, «избавительницы от внезыпныя и напрасный смерти». В настоящее время в монастыре воздвигнуты: трехэтажный корпус, длиной 33 аршина, а шириной 16, с домовою церковью и 22 комнатами. В третьем этаже — храм во имя св. великомученицы Варвары. Колокольня. Гостиница. Часовня над родником. Баня и скотный двор. Пчельник, гумно и пр. 29 сентября 1891 года совершена закладка каменного храма во имя св. Александра Невского.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика