Александр Невский
 

Источник сведений Густынской летописи о бегстве Алексея Ангела в Галич

Как устанавливает И. Граля, сообщение о бегстве Алексея Ангела из Константинополя в Галицию было заимствовано составителем Густынской летописи из хроник Мартина Кромера и Мартина Бельского, воспроизводивших в свою очередь известие Яна Длугоша.1 Однако по своему объему сообщение Густынской летописи превышает известия польских хронистов. Кроме того, автор Густынской летописи называет византийского императора его настоящим именем — «Алексей Ангел, царь Греческий»; «со своими бояры и со множеством богатства и сокровищъ» василевс из Константинополя бежит непосредственно в «Рускую землю ко Роману Мстиславичу въ Галичъ»; о бегстве императора в Херсонес летописец не упоминает.2

Несоответствие сведений польских хроник и русской летописи ставит перед исследователем новый вопрос: какими дополнительными источниками мог пользоваться составитель Густынской летописи в рассказе о бегстве Алексея в Галич?

Густынская летопись принадлежит к числу крупнейших памятников украинского летописания XVII в. Наиболее полная ее часть включает известия по древнерусской истории за X — начало XIII вв. В этой части Густынская летопись близка к Ипатьевской (по Хлебниковскому списку), но более кратка. Составитель Густынской летописи использовал также северо-восточную летопись, возможно, типа Воскресенской, и, кроме того, оставил ссылки на «иные русские летописцы», «наши летописцы», «польских летописцев», «угорских летописцев», Патерик Киево-Печерского монастыря, русский Пролог и др.3

К числу источников, использованных составителем Густынской летописи, Ю.А. Мыцык относит также Палинодию Захария Копыстенского.4 Именно Палинодия Копыстенского, знавшего не только русские и польские, но также и византийские источники, по мысли И. Грали, стала для составителя Густынской летописи дополнительным источником сведений о бегстве Алексея III в Галицию.5 Среди славянских источников Палинодии, использованных при описании захвата Константинополя крестоносцами, ее автор указывает на какую-то Хронику сербскую, в которой И. Граля видит один из широко распространенных на Руси в XVI—XVII вв. хронографов, восходящих в Русскому хронографу редакции 1512 г.6

Однако полного совпадения между приведенными источниками в известии о падении Константинополя и бегстве Алексея Ангела в Галицию нет.7 И. Граля указывает еще один источник, с текстом которого обнаруживаются параллели в сообщениях об осаде и завоевании Константинополя крестоносцами Густынской летописи. Это — широко известный памятник русской письменности XIII в., именуемый в литературе Повестью о завоевании Царьграда Фрягами.8 Повесть сохранилась в значительном количестве списков, дошедших в составе нескольких летописей.9 Древнейшими редакциями памятника, согласно О.В. Творогову, являются версии Новгородской Первой и Софийской Первой летописей.10

Таким образом, составитель Густынской летописи, как и его предшественники, при описании падения Константинополя и бегства экс-императора Алексея на Русь располагал весьма широким кругом разнообразных источников. Многие из них удается идентифицировать с ныне известными памятниками. Однако в части, касающейся сведений о бегстве Алексея III в Галицию, рассказ Густынской летописи не находит полного соответствия ни с одним из них.

Поэтому по-прежнему актуальным остается предположение о том, что в распоряжении автора Густынской летописи могла быть ныне утраченная русская летопись, непосредственно содержащая сведения о бегстве византийского императора в Галицию. По мнению Н.Ф. Котляра, в целом не признающего достоверность таких сведений, «подобная книжная легенда могла родиться даже в подлинном источнике начала XIII в.».11

Примечания

1. Grala H. Tradycja dziejopisarska о pobycie władcy Bizancjum w Haliczu... S. 655.

2. ПСРЛ. Т. XL. СПб., 2003. С. 108.

3. Кучкин В.А., Муравьева Л.Л. Предисловие // ПСРЛ. Т. XL. С. 3. См. также: Latopis Hustyński / Opracowanie, przekład i komentarze H. Suszko. Wrocław, 2003.

4. Мыцык Ю.А. Украинские летописи XVII века. Днепропетровск, 1978. С. 12. О Палинодии Захария Копыстенского см.: Завитневич В.Е. Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI—XVII вв. Варшава, 1883.

5. Grala H. Tradycja dziejopisarska о pobycie władcy Bizancjum w Haliczu... S. 658.

6. Ibid.

7. Ср.: ПСРЛ. Т. XXII. С. 392; Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 1. СПб., 1878. (РИБ. Т. IV). Стб. 1016.

8. Grala H. Tradycja dziejopisarska о pobycie władcy Bizancjum w Haliczu... S. 659.

9. См.: Мещерский Н.А. 1) Древнерусская повесть о взятии Царьграда Фрягами в 1204 году // ТОДРЛ. Т. Х. М.; Л., 1954; 2) Древнерусская повесть о взятии Царьграда Фрягами как источник по истории Византии // ВВ. Т. IX. М., 1956; Gordon J. The Novgorod account of the fourth crusade // Byzantion. T. 58.1973; Freydank D. Die altrussische Erzählung über die Eroberung Konstantinopels 1204 (Chronista Novogorodiensis) // Byzantinoslavica. T. 29. 1968; Клейненберг И. Э. «Дедрик Бернский» в Новгородской I летописи // ЛХ. 1973 г. М., 1974.

10. Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 148—151; 158—159.

11. Котляр Н.Ф. Дипломатия Южной Руси. С. 96.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика