Александр Невский
 

Высшие придворные титулы правителей балканских стран и их отражение в памятниках искусства

Распространение в сопредельных с Византией государствах императорской символики и прежде всего изображений двуглавого орла в результате династических браков и пожалований высших придворных титулов нашло яркое отражение в памятниках искусства балканских стран XIII—XIV вв.

Наибольшее число примеров такого рода дает фресковая живопись сербских средневековых храмов.1 Третьим десятилетием XIII в. датируются древнейшие фресковые росписи, сохранившиеся в храмах знаменитых монастырей Студеница и Милешева. Среди монастырских настенных росписей часто встречаются портретные изображения первого сербского короля Стефана Первовенчанного (1196—1228, король с 1217), женатого в свое время на византийской принцессе и носившего титул севастократора.

На северной стене нартекса храма Вознесения Христова монастыря Милешева изображены представители династии Неманичей: Стефан Неманя (как монах Симеон), св. Савва Сербский (как архиепископ), Стефан Первовенчанный и его сыновья Радослав и Владислав. Напротив Неманичей — св. Константин и св. Елена, а также неизвестный византийский император. Одежды Стефана Первовенчанного и его сыновей украшают изображения двуглавых орлов.2

Изображения золотых двуглавых орлов на красном фоне в круглых картушах видны на одеждах короля Стефана Первовенчанного на фреске в привратном помещении основанного им монастыря Жича, в котором он был коронован,3 а также на фреске начала XIV в. в церкви Богородицы Левишки в Призрене.4 Такие же одежды можно видеть на фресках церквей в Милешеве и Студенице, изображающих сыновей Стефана Первовенчанного и византийской принцессы Евдокии, сербских королей Стефана Радослава (1228—1234) и Стефана Владислава (1234—1243) Неманичей.5

Ил. 155. Портрет болгарского царя Ивана Александра с женой и двумя сыновьями. Миниатюра Тетраевангелия царя Ивана Александра 1356 г. Британский музей (Лондон, Великобритания)

Во времена короля Стефана Душана Неманича (1331—1355), в результате ряда успешных войн с Византией подчинившего своей власти Македонию, Эпир, Фессалию и часть Фракии и принявшего в 1346 г. титул «Царя Сербов и Греков», двуглавый орел, вероятно, приобретает значение геральдического символа Неманичей и всей Сербии. Об этом можно судить по изображению на карте Ангелино Дульцерта (Ангелино де Далорто), где показано королевство Душана со столицей в Скопье, над которым помещен золотой флаг с красным двуглавым орлом.6 Изображение двуглавого золотого орла на красном поле в качестве герба Сербии можно видеть в немецких гербовниках XV в. — Ульриха фон Рихенталя и Конрада Грюненберга.7

Появление на одеждах Стефана Первовенчанного и его наследников византийских орлов, несомненно, было связано с женитьбой Стефана на византийской принцессе и его высоким положением в чиновной иерархии империи. Похоже, этот факт был очевиден уже для авторов фресок Вознесенского собора монастыря Милешева, где Стефан и его сыновья обращены к некоему византийскому императору, изображенному напротив семейного портрета Неманичей. При атрибуции последнего мнения исследователей расходятся. Иногда в нем видят Никейского императора Иоанна III Дуку Ватаца (1221—1254), в правление которого появился милешевский портрет Неманичей.8 Однако более основательным, на наш взгляд, следует признать предположение М. Бошковича, первым из новейших исследователей обнаружившего эту фреску в 1935 г. и считавшего, что на ней изображен тесть Стефана Первовенчанного византийский император Алексей III (1195—1203).9

В Болгарии (как и на территории самой Византии) древние православные храмы с их настенной росписью в значительной степени были уничтожены в период турецкого владычества. Тем не менее не вызывает сомнений, что изображение двуглавых орлов как символов светской власти получило распространение и на одеждах болгарских правителей. Об этом свидетельствует фресковая роспись трапезной Великой лавры в Тырнове (портрет неизвестного лица),10 а также портреты болгарского царя Ивана Александра Шишмановича с женой и двумя сыновьями и с зятем Константином Манассесом, помещенный в изготовленном для царя Тетраевангелии (1356), ныне хранящемся в собрании Британского музея. Царь Иван Александр изображен здесь подобно византийскому василевсу стоящим на красном суппедионе, украшенном двуглавыми орлами, а на одеждах его зятя Константина видны изображения двуглавых орлов.11

А.В. Соловьев поясняет последнее тем, что Константин был сербом, сыном севастократора Деяна, и носил титул деспота, пожалованный ему сербским царем Стефаном Душаном в 1346 г. Таким образом, делает вывод историк, «двуглавые орлы были инсигниями первых сановников сербского двора (как в Византии) и двора в Болгарии».12

Примечания

1. Наиболее полный обзор сербских фресок и других памятников искусства с изображением двуглавого орла на парадных одеждах и атрибутах власти правителей Сербии см.: Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне // Signum / Центр гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН / Отв. ред. А.П. Черных. Вып. 4. М., 2009. С. 138—149.

2. Югославские средневековые фрески: Сербия, Македония, Черногория. Каталог / Авт.-сост. М. Кашанин, Н. Шукович. Л., 1970. С. 11; Джурич В. Византийские фрески: средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 96 и сл.

3. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. I. М., 1947. С. 174; Джурич В. Византийские фрески... С. 92.

4. Джурич В. Византийские фрески... С. 144.

5. Кашанин М., Кораћ В., Тасић Д., Шакота М. Манастир Студеница. Београд, 1968. С. 21, 55, 158 и сл.

6. В 1915 г. был найден золотой перстень-печатка с изображением двуглавого орла, изготовленный в начале XIV в. и принадлежавший матери Стефана Душана, королеве Феодоре (Историја примењене уметности код Срба. Т. I. Средњовековна Србија. Београд, 1977. Фото 79).

7. Подробнее см.: Соловјев А. Историја српског грба и други хералдички радови, Београд, 2000; Марушић Б. О основним питањима српске хералдике. Београд, 2005.

8. Джурич В. Византийские фрески... С. 98.

9. См.: Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 50.

10. Grabar A. Peinture religieuse en Bulgarie. Sofia, 1928. P. 113; Попов А., Панов А., Борисов О. Търновска Велика лавра. София, 1985. С. 4, 8 и др.

11. Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. With 182 illustrations. Leiden, 1976. Nr. 38, 39.

12. Соловьев А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне. С. 150—151.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика