1) Поход 1248 г.
Въ лѣто 6756 (1248). Воеваша Ятвязѣ около Охоже и Бусовна [1]. и всю страну и ту поплѣниша. и еще бо Холму [2] не поставлену бывъшю Даниломъ. гна же по нихъ. Василко из Володимѣря. угони е. и бывшу ему третии день. изъ Володимеря. в Дорогычинѣ. оньмь же бьющимся. у воротъ Дорогычинъскыхъ. и приде на нѣ. Василко. онѣм же вьзьехавшимъ имъ противу и не стерпѣвшимъ. от лица Василкова. Богу помогшу побѣгоша злии погании. и бысть на нѣ сѣча люта. и гнаша е. за много поприщь. и убито бысть князии. срокъ инии мнозии избьени быша и не востаяша. посла и во Галичь ко брату си. и бысть радость велика во градѣ томъ Галичѣ. день тои. Василко бо бѣ. возрастомъ середнии. умомъ великъ и дерзостью. иже иногда многажды побѣжаше поганые. или иногда многажды посылающима има на поганыя. еже Скомондъ. и Борут [3]. зла воиника. иже убьена быста посланиемь. Скомондъ бо бѣ волъхвъ. и кобникъ [4] нарочитъ. борзъ же бѣ яко и звѣрь. пѣшь бо ходя повоева землю Пиньскую. иныи страны и убьенъ бысть нечестивыи. и глава его взотъчена бысть на колъ [5]. и во иная времена Божиею милостью избьени быша погании. ихже не хотѣхомъ писати от множества ради [6] [ПСРЛ/ІІ: 799—800].
Комментарий
1. Около Охоже и Бусовна — Охоже — город в Волынской земле; Бусовен — город близ г. Холм.
2. Холму — Холм — город, основанный Даниилом Галицким, превращается при нем в политический центр. Существует предположение, что именно там, при кафедре епископа Холмского, был составлен официальный «Летописец Даниила Галицкого» [Черепнин 1941: 232]. Ныне г. Холм находится на территории Польши.
3. Скомондъ и Борут — ятвяжские вожди. В «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга в главах, описывающих покорение Судовии (Ятвягии) (70—80-е гг. XIII в.), неоднократно упоминается ятвяжский вождь Скуманд. Не вызывает сомнения, что это разночтения одного и того же имени. Вероятно, это родовое имя, принадлежавшее двум разным лицам, о чем могут свидетельствовать обстоятельства их смерти. Скуманд «Хроники» Петра из Дусбурга в отличие от Скомонда Галицко-Волынской летописи «почил в Бозе» как праведник. Впрочем, различия в трактовке христианских хронистов могут объясняться и тенденциозной оценкой ятвяжского вождя до и после крещения.
4—5. В отмеченном тексте А.С. Орлов усматривал соответствие с фрагментом V книги Хроники Малалы: «[Калхас] ...вълховъ и кобникъ хитръ» и из VII книги: «...и абие усѣкну и и въсткну главу его [галльского вождя] на копие» [Орлов 1926: 104]. О.В. Творогов считал сближение с VII книгой недостаточно надежным, а параллель с V книгой совершенно убедительной [Творогов 1975: 19].
6. От множества ради — на основании этой фразы Л.В. Черепнин высказал предположение о наличии цикла воинских повестей, посвященных борьбе галицких князей с ятвягами [Черепнин 1941: 252]. Такое же мнение высказывает и Н.Ф. Котляр [Котляр 1993: 90].
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |