Александр Невский
 

9. Царственная книга. Фрагменты 1534 г., 1553 г.

Одна из частей Лицевого летописного свода, созданнго в 60—70 гг. XVI в. по заказу и с участием Ивана Грозного. Публикуется по изданию: ПСРЛ. Т. 13. Вторая половина. Так называемая «Царственная книга». М., 1965. С. 399, 528, 532.

По списку московской синодальной библиотеки № 149

О поѣздѣ великого князя къ Троицѣ въ Сергіевъ монастырь. Лѣта 7042. Сентября въ 22 день, въ недѣлю1, князь великій Василей Ивановичь всея Русіи выѣхалъ съ Москвы и съ великою княгинею Еленою и з дѣтми своими къ живоначалной Троицѣ и къ преподобному чюдотворцу Серию помолитися. И приде въ монастырь къ живоначалной Троицѣ и къ преподобному чюдотворцу Сергію, и срѣтоша великого князя игуменъ з братіею и со священники и весь клиросъ церковный во вратѣхъ монастырскихъ съ образы и съ кандилы. Бысть же за 10 седмицъ дней до отшествія его къ Богу, бывшу ему съ своею великою княгинею Еленою и съ благородными чяды въ преименитой обители живоначалныя Троица на память великаго въ преподобныхъ чюдотворца Сергіа, и празнова чюдотворцову память по чину и молебная совръшивъ и ту сущую братію учреди. И отъ Троицы князь великій поѣде и съ великою княгинею и з дѣтми въ свою отчину на Волокъ-Ламскій тѣшитися; поѣде же князь великій на Волокъ на свое село на Озерецкое, и доиде села своего Озерецскаго. И тамо яко нѣкоимъ отъ Бога посѣщеніемъ, нача немощи, и явися на нозѣ его знамя болѣзнено мала болячка на лѣвой странѣ на стегнѣ, на изгиби близъ нужнаго мѣста, з булавочную голову: връху у неѣ нѣтъ, ни гною въ ней нѣтъ же, а сама багрова. И тогда наипаче внимаше себѣ, яко приближается ему премѣненіе отъ маловременнаго сего житіа въ вѣчный животъ, блаженный покой, и отъ того времени усерднѣйше простирашеся умными молитвами къ Богу. Изъ Озерецкого поиде князь великій Василей Ивавовичь въ Нохабное село; изъ Нохабного же поиде нужно, обдержимъ болѣзнію, въ Покровское въ Фуниково и ту празнова святей Богородици; и оттуду поѣде въ свое село въ Покровьское и пребысть ту два дни. Въ третій же день пріиде на Волокъ нужно, въ болѣзни велицей, въ недѣлю послѣ Покрова; врачеве же велми прилежаху ему и ничтоже успѣша. И того же дни бысть пиръ на великаго князя у Ивана Юрьевича у Шигоны у дворецскаго Тферскаго...

(7061). И царь и великій князь царя Семіона пожаловалъ, далъ ему дворъ въ городѣ и учинилъ у него въ боярское мѣсто Ивана Петровича Заболотцского и всѣхъ чиновниковъ по чину по государьскому, и учинилъ его не такъ, какъ плѣнныхъ держатъ, какъ царя и царскаго сына, по его достояние [и какъ удѣлныхъ князей]2. — О присылкѣ и с Казани. Тоѣ же зимы, Марта въ 10 день, прислали ис Казани князь Александръ Борисовичь Горбатой, что Казанскіе люди луговые изменили, ясаковъ не дали и ясатчиковъ, которые ясаки на Луговой збирали, Мисюря Лихорева да Ивана Скуратова побили и прошли на Арское и содиначилися вси съ одного и стали на Высокой горѣ у засѣки. И воеводы посылали на нихъ Васку Елизарова, а съ нимъ казаковъ, да Ивана Ершова съ стрѣлцы: и пришли на засѣку и по грѣхомъ порознилися розными дорогами стрѣлцы и казаки, и пришли на нихъ Арскіе люди и луговые да ихъ побили на голову и убили полчетверта ста стрѣлцовъ да полпятаста казаковъ. — О поставленіи города на Мешѣ. И послѣ того Арскихъ людей3 и побережныи и луговые городъ себѣ поставили на Мешѣ, а отъ Казани отъ города семьдесятъ верстъ, и землею стѣну насыпали, хотяше тутъ отсидѣтся. — Тоѣ же зимы, Марта въ 24, писалъ изъ Свіяжского города бояринъ князь Петръ Ивановичъ Шуйской, что приходили на Горнюю сторону Арскіе люди и луговые, Зеньзеитъ да Сарый-богатырь съ товарыщи, и князь Петръ отпущалъ на нихъ воеводу Бориса Ивановича Салтыкова да съ нимъ дѣтей боярскихъ да горнихъ людей всѣхъ. И Борисъ на нихъ пришелъ, а въ то время снѣги были велики, и Арьскые люди и луговые пришли съ сторонъ на ртахъ да по грѣхомъ4 Бориса побили и самого Бориса жива взяли, да 36 сыновъ боярскихъ убили да боярскихъ 50 человѣкъ да 170 человѣкъ горнихъ людей убили, а живыхъ взяли 200 человѣкъ. И то пріиде грѣхъ ради вашихъ

5(и за превозношеніе наше: Богъ милосердіе свое показалъ надъ Казанію, и въ насъ явилися гордые слова, а не благодарныя, и учали особь мудры быть, забывъ Егангельское слово: хто хочетъ въ мірѣ семъ мудръ быти, буй да будетъ. И за многое наше неблагодареніе) 6и за нашу разность и неединомышленіе и нестроеніе, индѣ же явися и превъзношеніе и гордыя слова: понеже Богъ милосердіе свое показалъ надъ Казанію, и въ насъ явилися гордыя слова и высокія, и на богатство уклонихомся, а Бога о семъ не благодарихомъ, и почали о собѣ мудри быти и храбри, а строенія ни о чемъ не смышляху, но токмо въ гордости своей хваляхомся. И сего ради Богъ къ наказанію нашему попусти таковая быти,

и въ то время пріиде грѣхъ ради нашихъ, посѣти немощью7 православнаго нашего царя, пріиде огнь велій, сирѣчь огневая болезнь; и збысться на насъ Егангельское слово: поразисте пастыря, разыдутся овца.

...А бояринъ князь Дмитрей Федоровичь Палецкой тотъ послѣ цѣлованія посылалъ ко княгинѣ Офросиньѣ и къ сыну къ еѣ ко князю Владимеру зятя своего Василія Петрова сына Борисова Бороздина: а за нимъ бѣ князя Дмитрея Палецкого сестра, а Василіева сестра родная была за Хованьскимъ, а Хованьского дочь, а Василію племянница княгиня Офросинія княже-Владимирова мать. А посылалъ князь Дмитрей Василія того ради: понеже судомъ Божіимъ, а государьскимъ царя и великого князя произволеніемъ понялъ царя и великого князя братъ князь Юрье Василіевичъ княже-Дмитрееву Палецкого дочерь, и князь Дмитрей Палецкой посылалъ Василія о томъ ко княгинѣ Офросиньѣ и къ сыну къ еѣ ко князю Володимеру Ондрѣевичю, чтобы княгиня и сынъ еѣ пожаловали, князю Юрью Василіевичю и дочери его, а княже-Юрьевѣ княгинѣ, дали удѣлъ по великого князя Василія Ивановича по духовной грамотѣ, а они имъ будутъ, княгинѣ Офросиньѣ и князю Вододимеру, на государьство несопротивны, а служити имъ готовы.

8И повелѣ о семъ провѣдати, по чьему науку бысть сіе сопротивъство, а безъ науку сему быти не мощно; а велѣлъ о семъ провѣдати діаку своему Василію Григорьеву сыну Захарова Гниліеву, понеже онъ у государя бысть въ приближеніи. И діякъ Василей, невѣдомо какимъ обычаемъ, извѣстилъ государю сіе дѣло на бояръ его на князя Ивана Кубеньского да на Федора да на Василья Вороньцовыхъ. И велѣлъ князь великіи казнити князя Ивана Кубеньского, Федора Воронцова, Василія Михайлова сына Воронцова же: отсѣкоша имъ главъ мѣсяца іюля 21, въ суботу. А Ивана Петрова сына Федоровича велѣлъ поимати и съслати на Бѣлоезеро и велѣль его посадити за сторожи.

А казначѣй Микита Фуниковъ тотъ рознемогся рано, а вставь, какъ государь гораздо оздравѣлъ, и тогды цѣловалъ, послѣ всѣхъ людей; а глаголаху про князя Дмитрея Курлятева да про Никиту Фуникова, бутто они ссылалися со княгинею Офросиніею да сыномъ ея со княземъ Владимеромъ, а хотѣли его на государьствѣ, а царевича князя Дмитрея для младенчества на государьство не хотѣли.

9И извлекоша передними дверми на площадь и за городъ и положишя передъ того колъ, идъже казнятъ. Быша же въ совѣтѣ семъ протопопъ Благовѣщенской Федоръ Барминъ, князь Федоръ Шюйской, князь Юрьи Темкинъ, Иванъ Петровъ Федоровъ, Григорей Юрьевичь Захарьинъ, Федоръ Нагой и иніи мнози.

Примечания

1. В 7042 сентябрьскомъ году воскресенье приходилось 21-го сентября.

2. Поставленныя в прямых скобках слова и какъ... князей в рукописи (на л. 660 об.) приписаны скорописью между строк, здесь же сбоку страницы скорописью приписано и зачеркнуто: ᛙ тутъ написати то, што тамъ писано; ᛙ тут написати о о государской болезни и то все, што тамъ написано.

3. Так в рукописи.

4. В рукописи было да за грѣх, но скорописью исправлено.

5. Текст первоначальный, писанный полууставом (в круглых скобках зачеркнутые слова).

6. Текст исправленный и дополненный скорописью.

7. В рукописи было немощь, но скорописью исправлено.

8. Последующий отрывок представляет собою копию текста и приписок, находящихся на лл. 273—374 Царственной книги.

9. Отрывокъ представляетъ собою копию части приписки, находящейся на л. 305 Царственной книги.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика