Заключение
Русские летописи XI—XVIII вв. являются памятниками не только русской истории, но и сокровищницей русского национального самосознания. В них представлены почти все сферы духовной деятельности русских людей. Наши летописи с полным правом можно назвать священными книгами русского народа, а священные книги должны знать все.
Для историков русские летописи — основной источник, откуда они черпают самую разнообразную информацию об истории нашей Родины с древнейших времен и до XVIII в. Обращаясь к летописи, историк очень часто забывает, что любое летописное известие перед тем, как его использовать для характеристики прошлого, требует предварительного критического осмысления. Летописные известия, в большинстве которых зафиксированы события нашей истории, подчас представляют собой вымысел или догадку летописца, а иногда их появление есть отражение идеологической или политической борьбы, при этом бывают случаи, когда летописное известие появляется в результате ошибки одного или нескольких переписчиков летописи. Таким образом, каждое летописное известие необходимо предварительно взвесить на весах научной критики текста и только после этого использовать его в своих исторических построениях. Когда и при каких обстоятельствах интересующее вас летописное известие было внесено в текст — вот первый и основной вопрос, на который должен ответить историк. Найти ответ на этот вопрос можно только на основе научно восстановленной истории текста летописи (каждая летопись создавалась в несколько этапов, число которых иногда доходит до 10-и, и на каждом из этих этапов текст ее активно дорабатывался и перерабатывался). Незаменимым руководством в решении вопроса об истории текста летописи являются работы А.А. Шахматова и его последователей, восстановивших историю текста почти всех русских летописей. Историк не обязан самостоятельно восстанавливать историю текста интересующей его летописи, но он должен уметь пользоваться накопленными наблюдениями специалистов.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |