Александр Невский
 

на правах рекламы

https://csharpcoderr.com/34144/

8. Нижегородское летописание

Нижегородское летописание при всей его малоизученности занимает в истории русского летописания видное место прежде всего потому, что в этом княжестве была написана одна из древнейших летописей — Лаврентьевская. Текст этой летописи завершает приписка монаха Лаврентия, где сообщается о времени и обстоятельствах ее создания. Приведем текст этой приписки полностью: «Радуется купець прикупъ створивъ, и кормьчии въ отишье приставъ, и странник въ отечьство свое пришед; тако радуется и книжныи списатель, дошед конца книгам; тако ж и азъ худыи недостоиныи и многогрѣшныи рабъ Божии Лаврентеи мних.

Началъ есмъ писати книгы сия, глаголемыи Лѣтописець, месяца генваря в 14, на память святыхъ отець наших в Синаи и в Раифѣ избьеных князю великому Дмитрию Костянтиновичю, а по благославенью священьнаго епископа Дионисья. И кончалъ есмь месяца марта в 20, на память святыхъ отець наших, иже в манастыри святаго Савы избьеных от Срацинъ. В лѣто 6885. При благовѣрном и христолюбивом князи великом Дмитрии Костянтиновичи и при епископѣ нашем христолюбивѣм священномъ Дионисьѣ Суждальском и Новгородьском и Городьском.

И нынѣ господа отци и братья, оже ся гдѣ буду описалъ или переписалъ или не дописалъ, чтите исправливая Бога дѣля, а не клените, занеже книгы ветшаны, а оумъ молодъ не дошелъ. Слышите Павла апостола, глаголиша: не клените, но благославите. А со всѣми нами хрьстьяны Христосъ Богъ наш Сынъ Бога живаго; емуже слава, и держава, и честь, и покланянье со Отцемъ и с Святымъ Духомъ, и ныня и присно въ вѣкы аминь» (ПСРЛ. Т. 1. Л., 1927. Стб. 487—488).

Информация, находящаяся в этой приписке, очень важна для истории русского летописания в целом. Из нее мы узнаем, что большая по объему летопись переписывалась чуть более двух месяцев; что заказчиками работы выступали князь и епископ; что летописец, работая в 1377 г., довел изложение событий только до 1305 г., то есть не внес в летопись никаких записей о событиях, очевидцем или современником которых он был; что летопись, составленная в Суздальско-Нижегородском княжестве ничего не сообщает о событиях в этом княжестве; и, последнее, что Лаврентий переписывал с ветхого летописца, где, судя по дошедшей до нас рукописи, были перепутаны и утрачены листы.

Кроме Лаврентьевской летописи, нижегородское летописание представлено двумя памятниками XVII в. На основе анализа их текстов восстанавливается история нижегородско-суздальского летописания XIV и последующих веков. Это прежде всего Летописец о Нижнем Новгороде (заглавие в рукописях — «Летописец о Нижнем Новеграде, в коих годех заложен и при коем великом князе»). В нем на фоне общерусских событий XIII—XVI вв. сообщаются нижегородские известия. Этот летописец, по предположению М.Я. Шайдановой, был составлен в середине XVII в. кем-то из притча Михайло-Архангельского собора, находившегося в кремле. Источниками его были Типографская летопись и Русский хронограф ред. 1617 г. Летописец о Нижнем Новгороде был положен в основание другого памятника — Летописца Нижегородского (заголовок в рукописях — «Выписано из летописца... о Нижнем Новеграде», известно 29 списков XVII—XIX вв.). Текст произведения делится на две части: до 1422 г. (эта часть привлекается исследователями для реконструкции нижегородско-суздальского летописания XIV в.) и с 1509 г. до конца (в разных списках разное окончание, например, в полной редакции известия доведены до 1687 г., а в одном из списков известия продолжены до 1764 г.). Источниками здесь были Никоновская и Типографская летописи. Этот летописец, как и предыдущий, был составлен в середине XVII в. при Михайло-Архангельском соборе.

На основе вышеуказанных памятников, а также известий о Нижнем Новгороде в других летописях была восстановлена следующая картина истории нижегородского летописания. Оно возникает в виде регулярных погодных записей в 40—50-е гг. XIV в., когда столица Нижегородско-Суздальского княжества была перенесена из Суздаля в Нижний Новгород. В 60—70-е гг. XIV в. создаются первые летописные своды по инициативе великого князя Дмитрия и епископа Дионисия. По мнению Л.Л. Муравьевой, в XIV в. главным летописным сводом был свод 1383 г. Нижегородское летописание отразилось в общерусских сводах XV в. — 1408 г. и 1423 г. По предположению А.Н. Насонова, центром ведения летописей в XIV в. был собор св. Спаса Преображения.

В середине XVII в. в Нижнем Новгороде создается несколько летописных памятников, представленных большим количеством списков, что говорит о стабильности летописного дела в этом городе. Инициаторами создания летописцев в этот период выступали, скорей всего, нижегородские владыки, например, полная редакция Нижегородского летописца была создана в связи с учреждением в городе митрополичьей кафедры.

В XVIII в. ведение летописания продолжается, составителями этих поздних памятников выступают чаще всего частные лица — любители истории своего города и края.

Издания

Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 1886.

Литература

Насонов А.Н. История русского летописания XI—XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969; Муравьева Л.Л. Летописание северо-восточной Руси XIII-XV веков. М., 1983 (Гл. 4. Нижегородско-Суздальское летописание.); Макарихин В.П. Летописные источники по истории Нижнего Новгорода и Нижегородского Поволжья XIII—XV вв. Горький, 1984; Шайданова М.Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Автореф. кин. М., 1987; Шайданова М.Я. Отдельные статьи в Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика