Александр Невский
 

на правах рекламы

Асбестоцементная труба — Продажа и покупка. Труба асбестоцементная 300 (alexstroi.ru)

6. Смоленское летописание

Памятников смоленского летописания не сохранилось. При анализе общерусских летописей XIV—XVI вв. (Никоновской, Тверской и Симеоновской, Рогожского летописца) был выявлен значительный пласт смоленских известий, позволяющий исследователям говорить о существовании смоленского летописания с конца XIII по XV в. В литературе неоднократно высказывалось предположение о существовании летописания в Смоленске в XII в. (Я.Н. Щапов, Л.В. Алексее и др.), но из-за почти полного отсутствия источников это предположение не имеет аргументированного обоснования. Плохая сохранность памятников смоленского летописания связана с политической историей Смоленска и Смоленской земли, в разное время входивших в состав различных государственных образований.

Бесспорным является факт составления нескольких летописных памятников в Смоленске в XV в. Например, краткий летописец под названием «Сказание летом вкратце». Он тесно связан с «Хожением» Игнатия Смольянина в Царьград (по версии одних исследователей, был составлен в конце XV в. самим Игнатием Смольянином, по версии других — в середине XV в. каким-то другим жителем Смоленска). Да и само «Хожение» Игнатия написано в традиционной для летописания манере, по крайней мере с соблюдением погодного изложения: «В лето 6897 Пимин митрополит всеа Руси поиде в третий ко Царюграду, с ним Михаил владыка Смоленский, да архимандрит Спаськой Сергей...

В лето 6899 августа 15 земля треснулася.

О царьском венчании.

В лето 6900 месяца февраля 11, в неделю о блудном венчан бысть царь Мануил на царство...» (Цит. по: Книга хожений: Записки русских путешественников XI—XV в. М., 1984. С. 99, 105).

Предполагается, что смоленская летопись была одним из источников летописного свода 1408 г., отразившегося в Троицкой и Симеоновской летописях.

В 1495 г. в Смоленске книжник Авраамка переписал или составил летопись, известную под его именем — Летопись Авраамки (Рукописное собрание Центральной научной библиотеки Академии наук Литвы, F 22—49). О своем участии в создании данной рукописи он сообщил в конце в приписке: «В лѣто 7003 написна бысть сиа книга, глаголемый лѣтописецъ, во граде Смоленецѣ, при дръжавѣ великого князя Александра, изволениемъ Божиимъ и повелѣниемъ господина владыки епископа Смоленъского Иосифа, рукою многогрѣшнаго раба Божиа Авраамка» (ПСРЛ. Т. 16. Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки. М., 2000. Стб. 319—320). Участие Авраамки в составлении летописи, носящей его имя, остается спорным. Определять же летопись Авраамки как смоленскую нет никаких оснований: в ней представлены прежде всего памятники новгородского и, частично, общерусского происхождения.

В литературе отмечалось, что смоленское летописание оставило свой след в летописях западнорусских. В XVI в., по предположению А. Насонова, ведением летописи занимался епископ Иосиф.

Литература

Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938. С. 322—328; Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969; Алексеев Л.В. Смоленская земля в IX—XIII вв.: Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. М., 1980. С. 16—20; Муравьева Л.Л. Летописание северо-восточной Руси конца XIII — начала XV века. М., 1983 (Гл. 7. Смоленское летописание).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика