Александр Невский
 

6. Реформа права

Одним из главных государственных свершений Ярослава Владимировича было создание по его инициативе первого письменного кодекса норм древнерусского права — Русской Правды. Когда Ярослав первый раз в 1016 г. вошел в Киев и сел «на столе отни и дедни», он, согласно Новгородской первой летописи младшего извода, щедро вознаградил новгородцев, благодаря поддержке которых смог вокняжиться в стольном граде Руси. Князь также «дав им правду и устав списав, тако рекши им: "По се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите. А се есть Правда Русскаа"...».1 Далее помещен текст Древнейшей редакции Русской Правды.

В науке утвердилось мнение, что Русская Правда 1016 г. была рождена острой политической борьбой в Новгороде накануне похода Ярослава на Киев. Тогда новгородцы вступили в конфликт с наемниками-варягами, издевавшимися над ними. Русская Правда должна была обеспечить права как горожан-новгородцев, так княжеской дружины и варягов2 (впрочем, новгородская дружина Ярослава в большинстве состояла из тех же варягов).

Помещенный в Новгородской первой летописи младшего извода текст Правды Русской вошел в качестве ее древнейшей редакции в Краткую редакцию этого памятника (статьи 1—7, 9—16, к которым впоследствии прибавили статьи 8, 17, 18).3 Ярослав не удовлетворился Правдой 1016 г. и через два десятилетия вернулся к тексту своего новгородского законодательства. Это произошло вскоре после смерти его брата Мстислава Владимировича, сделавшей Ярослава «самовластьцемь Русьстей земли». Тогда он, как упоминалось, посадил своего сына Владимира в Новгороде Великом. Новгородская первая летопись младшего извода прибавила к этому сообщению «Повести»: «И писа грамоту Ярослав, рек тако (новгородцам. — Н.К.): "По сей грамоте ходите"».4 Это и была, как считают исследователи, новая, расширенная редакция Правды Ярослава 1036 г. Далее была создана киевская редакция этой Правды в 1037 г.5

Кодификационная деятельность Ярослава Мудрого была вызвана насущными потребностями общества, прежде всего его господствующего класса. Она объективно отражала неуклонную эволюцию феодальных отношений в Древнерусском государстве. Письменная Правда появилась именно при Ярославе потому, что в ней нуждалось движение общественной жизни, развитие новых социальных отношений. Поэтому выглядит сомнительной мысль о постепенном и медленном складывании устной Русской Правды и ее распространении на территории формировавшегося государства во второй половине X — начале XI в.6 В соответствии с этим мнением, заслугой Ярослава было в основном воссоздание в годы его княжения Русской Правды в письменном виде. На самом деле Ярослав был основоположником русского письменного законодательства, которое принципиально отличалось от предшествующих ему «Закона Русского» и «Устава земляного».

Русская Правда времен Ярослава защищала интересы не только князя, дружинников и бояр, но и широких слоев населения, в частности горожан. Глубоко прав был известный историк, когда, изучив законодательство Ярослава (Древнейшая и Краткая редакции Русской Правды), подытожил свои штудии следующим образом: «Я вижу в Древнейшей части Русской Правды черты... дружинного права, но эти нормы получили тут уже более общее значение, так как новгородцы добились признания той же княжеской защиты, как средства ограничить самоуправство дружины... Если так, то княжеская власть впервые при Ярославе сперва на новгородской почве получила характер правительственной власти...».7

Письменный свод законов закреплял имущественное и классовое деление общества, повышал авторитет государства и лично князя. Княжеская власть все больше стабилизировалась и укреплялась. Этому благоприятствовала также внутриполитическая деятельность Ярослава Владимировича: укрепление рубежей и защита их от кочевников, приведение в систему внешнеполитических мероприятий, развертывание международных связей, расстраивание и украшение стольного града Руси. Все это означало укрепление государственности.

Примечания

1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 175—176.

2. Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда // Древнерусское государство и его международное значение. М. 1965. С. 133.

3. Черепнин Л.В. Русская Правда (в Краткой редакции) и летопись как источник по истории классовой борьбы // Академику Б.Д. Грекову в честь семидесятилетия. М. 1952.

4. Новгородская первая летопись... С. 161.

5. Анализ законодательства времен Ярослава см. в названных выше трудах Л.В. Черепнина и в кн.: Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1989.

6. Свердлов М.Б. Указ. соч. С. 172.

7. Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 370.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика