Александр Невский
 

Высокая честь или вынужденная уступка: нежелание Даниила принимать корону от папы

О роли папы в урегулировании спора европейских правителей за «австрийское наследство» не мог не знать Даниил Романович. Не могло быть для него тайной и негативное отношение понтифика к появлению русского претендента на престол Бабенбергов.

Провал столь успешно начатого русско-польского похода в Моравию летом 1253 г. из-за возникших в разгар кампании разногласий между союзниками, вероятно, также стал следствием усилий папской дипломатии. Подтверждением этому может служить тот факт, что на обратном пути Даниила уже поджидали послы Иннокентия IV, принесшие ему «благословение от папы», и эти послы пребывали в Кракове при дворе Болеслава Стыдливого, одного из главных участников моравского похода, высказывавшегося за его досрочное прекращение.1

Посланник папы аббат Опизо из Мессаны, встречавший Даниила в Кракове, был направлен туда для выполнения важнейшей для Польши миссии. По сообщению Великопольской хроники, Опизо фактически руководил мероприятиями по канонизации краковского епископа Станислава Щепановского, произошедшей в том же 1253 г.2 Св. Станислав доныне остается одним из наиболее почитаемых святых и главных патронов Польши. Согласие Иннокентия IV на его канонизацию объясняется особой ролью, которая отводилась папской курией краковской епархии в предстоящей католической экспансии на Восток.3

Галицко-Волынская летопись дает все основания думать, что именно на папу Даниил возлагал вину за провал кампании и расстройство планов в отношении Австрии. Вот почему русский князь демонстративно отказался встречаться с папскими послами, передав им на словах:

Не подобаеть ми видитися с вами чюжеи земли, нъ пакы.4

Этот отказ Даниила — факт чрезвычайно примечательный и даже беспрецедентный в своем роде, ведь речь шла тогда не об обычном посольстве: помимо папского благословения, послы везли Даниилу «венець и санъ королевьства». Нежелание русского князя принимать корону от папы в летописи подчеркивается неоднократно: Даниил не раз отказывался от коронации, ссылаясь на свою занятость более важным делом — борьбой с татарами: под 6763 (1255) г. летописец говорит как минимум о двух подобных случаях, произошедших в разные годы.5

Подобное поведение галицко-волынского князя вызывает недоумение у современных исследователей. «Как известно, — пишет И. Паславский, — королевская корона, полученная из рук папы римского, в политических отношениях того времени была настоящим 'королевским подарком', т. е. политическим отличием, за которое западные правители боролись подчас долгие годы. А тут галицко-волынский князь Даниил, получив такое предложение папы, сам же отверг его».6 По мнению М. Чубатого, то было «событие, возможно, единственное в средние века, когда наделяемый короной сам отказывался ее принять».7

Несомненно, важную роль в решении Даниила играл татарский фактор, ведь галицко-волынский князь был тогда вассалом хана, и принятие короны от папы означало открытый вызов Орде.8 Однако едва ли будет правильно искать объяснение упорному нежеланию Даниила короноваться лишь в контексте влияния русско-ордынских отношений. Свою роль здесь играло также недоверие, которое галицко-волынский князь испытывал к папе и, в частности, к обещаниям Рима предоставить Руси реальную военную помощь в борьбе с монголо-татарами.9

В этих условиях враждебная по отношению к Даниилу и его сыну Роману позиция, занятая Иннокентием IV в деле урегулирования спора за «австрийское наследство», не могла не привести к еще большему охлаждению отношений русского князя с папой и спровоцировать Даниила на демонстративный дипломатический шаг — отказ встречаться с послами папы, привезшими ему королевскую корону, и, следовательно, отказ от самой коронации.

Даниил Романович, судя по всему, предпринимал в свое время определенные усилия, чтобы заручиться поддержкой папы в предстоящей борьбе за Австрию, опираясь при этом на посредничество своего главного союзника в австрийских делах венгерского короля Белы IV. В письме от 9 мая 1252 г. король заверял папу в том, что не пожалеет труда, дабы склонить князя Даниила к переговорам с Римом об унии.10

Нельзя не заметить, что это письмо отправлено как раз в тот самый момент, когда по инициативе Белы IV между ним и Даниилом уже была достигнута договоренность о браке Романа Даниловича с Гертрудой Бабенберг, а сам Роман уже прибыл к венгерскому королю, готовясь вместе с ним идти в Австрию для проведения упомянутого бракосочетания.

Кроме того, в описываемое время Даниил Романович и со своей стороны предпринимал меры по налаживанию отношений с Иннокентием IV. В 1252 — начале 1253 гг. он вел переговоры с папой об организации нового крестового похода, направленного против татар, представлявших угрозу для всех христианских народов Европы. Результатом этих переговоров, надо думать, стало обращение папы весной 1253 г. к правителям и рыцарям Руси, Моравии, Чехии, Сербии и Поморья с предупреждением о новом большом наступлении татар на христианские страны и призывом ко всем, кого это наступление могло затронуть, объединиться под знаком креста и встать на пути татар. Участники нового крестового похода получали от папы такие же духовные привилегии, какие предоставлялись участникам Крестовых походов в Святую Землю.11

Антирусская позиция, занятая папой в австрийском вопросе, судя по всему, явилась для Даниила Романовича горьким разочарованием. Только обидой и негодованием князя против папы, на наш взгляд, можно объяснить его демонстративный отказ от королевской короны, уже привезенной папскими послами.

Даниил еще долго потом отказывался принимать «королевский подарок» папы и заставил уговаривать себя польских князей и бояр во главе с краковским князем Болеславом Стыдливым. Даниил даже вынудил Болеслава, опасавшегося гнева папы, дать обещание, что в случае коронации он с другими польскими князьями окажет галицко-волынскому князю военную помощь против татар:

Да бы прялъ (приалъ. — в Хлебниковском и Погодинском списках. — А.М.) бы венець, а мы есмь на помощь противоу поганымъ.12

По-видимому, правы те историки, кто считает, что именно краковский князь приложил главные усилия к тому, чтобы уговорить своего восточного соседа принять корону.13

Колебания Даниила продолжались несколько месяцев. По мнению Б. Влодарского, первая попытка папского легата Опизо из Мессаны встретиться с князем в Кракове могла произойти еще в конце июля 1253 г.14 Осенью посольство прибыло на Русь.15

Точная дата самой коронации неизвестна. В папских архивах не обнаружено документов, позволяющих ее установить. В Галицко-Волынской летописи рассказ о коронации помещен в статье 1255 г. Однако эта дата не вызывает доверия исследователей. В датировке коронации Даниила историки опираются на краткое известие Рочника Красиньских:

В год Господень 1253 Даниил, князь Руси, короновался королем.16

Сопоставив сообщения русской летописи и польского рочника, В. Абрахам заключил, что аббат Опизо мог побывать на Руси либо в августе—сентябре, либо в декабре 1253 г.17 М.С. Грушевский относил коронацию Даниила к последним месяцам 1253 г.18 М. Чубатый считал, что это событие состоялось уже после нового 1254 г.,19 этим же годом (ок. 1254) датировал коронацию и В.Т. Пашуто.20

Так или иначе, выходит, что почти полгода папское посольство, возглавляемое легатом Опизо из Мессаны, в котором одни видят посла Рима в Польше,21 а другие — в Поморье,22 провело в ожидании, пока Даниил Романович соблаговолит принять пожалованные ему римским папой королевские инсигнии.

Ил. 196. Папа Иннокентий IV посылает доминиканцев и францисканцев к татарам. Миниатюра Парижской рукописи «Зерцало историческое» Винсента из Бове. Начало XV в. Национальная библиотека (Париж, Франция)

Нет никаких сомнений, что при подобных обстоятельствах галицко-волынский князь воспринимал свою коронацию отнюдь не как высокую честь или долгожданную милость, оказанную Римом, а скорее как вынужденную политическую сделку, не сулившую очевидных выгод, но зато чреватую опасными последствиями.

Примечания

1. ПСРЛ. Т. II. Стб. 825—826.

2. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI—XIII вв. / Пер. и коммент. Л.М. Поповой, Н.И. Щавелевой. М., 1987. С. 168—170.

3. Gołąb К. Opat Obizo i jego legacje // Nasza przeszłość: Studia z dziejów Kościoła i kultury katolickiej w Polsce. T.X. Kraków, 1959. См. также: Historia Polski. T. I: do roku 1764. Ćz. I: do połowy XV w. / Pod red. H. Łowmiańskiego. Warszawa, 1957. S. 363.

4. ПСРЛ. Т. II. Стб. 826.

5. Там же.

6. Паславський І. Коронація Данила Галицького в контексті політичних і церковних відносин XIII століття. Львів, 2003. С. 50.

7. Чубатий М. Історія християнства на Руси-Україні. Т. І. Рим; Нью-Йорк, 1965. С. 632.

8. Грушевський М.С. Історія України—Руси. Т. III. С. 72; Войтович Л.В. Король Данило Романович: політик і полководець // Доба короля Данила в науці, мистецтві, літературі: Мат-ли Міжнар. наук. конф-ції. 29—30 листопада 2007 р. Львів, 2008. С. 89. См. также: Головко О.Б. Держава Романовичів у східноєвропейській політиці римської курії 40—50-х років XIII ст. // Княжа доба: історія і культура. Вип. 2. Львів, 2008.

9. Котляр Н.Ф. Комментарий. С. 294.

10. CDH / Ed. G. Fejér. T. IV, pars 1. Budae, 1829. Nr. 144. См.: Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. С. 254.

11. Regesta Pontificum Romanorum inde ab A. post Christum natum MCXCVIII ad A. MCCCIV / Ed. A. Potthast. T. II. Berolini, 1875. Nr. 11109. Русский перевод см.: Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 362—364.

12. ПСРЛ. Т. II. Стб. 827.

13. Włodarski B. Polska i Ruś... S. 143, 145.

14. Ibid. S. 145.

15. Грушевський М.С. Хронольогія подій... С. 36—37.

16. Rocznik Krasinskych / Ed. A. Bielowski // MPH. T. III. Lwów, 1878. P. 132.

17. Abraham W. Powstanie organizacii kościoła łacińskiego na Rusi. T. 1. Lwów, 1904. S. 134.

18. Грушевський М.С. Хронольогія подій... С. 36—37.

19. Чубатий М. Західна Україна і Рим у XIII ст. у своїх змаганнях до церковної унії // ЗНТШ. Т. CXXIII—CXXIV. Львів, 1917. С. 60.

20. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. С. 259. Н.Ф. Котляр датирует коронацию октябрем—ноябрем 1253 г. (Котляр Н.Ф. Комментарий. С. 294).

21. Чубатий М. Західна Україна і Рим у XIII ст. ... С. 59.

22. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X—XV вв. М.; Л., 1959. С. 169.

 
© 2004—2022 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика