Александр Невский
 

На правах рекламы:



Тема Преображения в византийском искусстве времен Анны Далассины

Во времена Анны Далассины, в середине — второй половине XI в., при императорском дворе вообще заметно значительное оживление интереса к идеалам и образам Преображения, сравнимое с тем, какое мы наблюдали при дворе Ангелов в конце XII в.

Тема Преображения в византийском монументальном искусстве после периода иконоборчества некоторое время развивалась преимущественно в восточных провинциях империи. Она широко представлена во фресковых росписях X—XI вв. каппадокийских наскальных храмов, ныне входящих в комплекс Национального парка «Гёреме и скалы Каппадокии» в Турции (илы Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Древние христианские посвящения этих храмов в большинстве случаев забыты, и в настоящее время они носят причудливые названия, данные местным турецким населением. Сцены Преображения сохранились в Токалы Килисе («Церковь с Пряжкой») (XI в.), в церкви Св. Иоанна в долине Гюлли-Дере (X в.), в церкви Эль Назаре (X в.), в Кара-Баш Килисе («Церковь Черных Голов») в долине Соганлы (XI в.), в безымянной капелле № 6 (X в.).1

Особый интерес представляет богатый фресковый ансамбль церкви Иоанна Крестителя в селении Чавушин, также входящем в состав Национального парка Гёреме. Этот вырубленный в скале храм имеет и второе название — церковь Никифора Фоки, так как сооружен и расписан он был в правление этого императора и, по-видимому, пользовался его особым покровительством. Среди росписей церкви в Чавушине сохранилось еще одно изображение сцены Преображения на горе Фавор.2

Благодаря успешной восточной политике императоров Никифора II Фоки (963—969), Иоанна I Цимисхия (969—976) и Василия II (976—1025), были отвоеваны у арабов и вновь стали византийскими провинциями Киликия, Палестина, Сирия, Финикия, Месопотамия. Ивирия и Армения.3 Расширение территории империи на восток сопровождалось привлечением на военную и гражданскую службу местной христианской знати, многие представители которой в скором времени вошли в состав высшей византийской элиты.4

Восточная знать, в свою очередь, способствовала распространению и усилению роли в империи тех культов, которые традиционно были связаны с христианским Востоком. В этой связи следует учитывать восточное происхождение Далассинов, получивших во второй половине XI в. высшую власть в империи. Далассины были выходцами из Далассы / Талассы — местности (или города) на Евфрате. В империи этот род известен с конца X в. Большинство современных исследователей склоняется к выводу, что Далассины имеют скорее всего армянское происхождение.5

Ил. 94. Преображение. Мозаика (деталь: апостол Иоанн). Византия. Середина — вторая половина XI в. Кафоликон монастыря Неа Мони (о-в Хиос, Греция)

В армянской церкви Преображение относится к числу наиболее древних и почитаемых праздников, а священная гора Фавор является местом постоянного паломничества: поселение армянских монахов существовало здесь несколько столетий.6

Основанный же императрицей Еленой греческий монастырь на горе Фавор после арабского завоевания был покинут монахами и через некоторое время превратился в руины. Лишь в IX в. здесь появился греческий епископ, совершавший ежегодную литургию среди монастырских развалин. В XII в. при поддержке крестоносцев монахами Клюнийской конгрегации (ветвь бенедиктинцев) на горе Фавор был возведен новый католический монастырь, ставший резиденцией архиепископа, подчинявшегося латинскому патриарху Иерусалима.7

Под влиянием выходцев с востока, ставших правителями империи, в середине — второй половине XI в. образ Преображения Господня на горе Фавор начинает входить в иконографическую программу храмов, возводимых византийскими императорами на территории самой Греции и в том числе в Константинополе.

Выдающимся памятником византийского искусства середины XI в. является мозаичный ансамбль кафоликона (главного храма) монастыря Неа Мони («Новый монастырь») на острове Хиос. В нишах и тромпах наоса и во внутреннем нарфике кафоликона располагается праздничный цикл, дополненный несколькими сценами Страстей Господних. Он включает в себя Благовещение, Рождество Христово (погибло), Сретение, Крещение, Преображение и др. Предание связывает основание монастыря с императором Константином IX Мономахом и его женой и сестрой — императрицами Зоей и Феодорой, откуда следует, что мозаики были исполнены между 1042 и 1056 гг.8

Ил. 95. Преображение. Мозаика. Византия. Конец XI в. Кафоликон монастыря Дафни (Афины, Греция)

По одной из версий, род Мономахов, как и род Далассинов, также имеет восточное (армянское?) происхождение. Во всяком случае, историк и царедворец середины — второй половины XI в. Михаил Пселл сообщает, что Константин Мономах «происходит из знаменитой местности Даласа», то есть из того самого места, откуда происходили и Далассины.9

Еще одна мозаичная композиция Преображение украшает кафоликон монастыря Дафни под Афинами. Существующий с конца VI в., этот монастырь получил особое покровительство императора Алексея I Комнина и был фактически заново отстроен им во второй половине — конце XI в. Тогда же был возведен и главный монастырский храм Успения Богородицы, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными константинопольскими мастерами на рубеже XI—XII вв.10

Мы не знаем, принимала ли участие в деятельности императора Алексея по устроению этого монастыря его мать Анна Далассина. Однако можно с уверенностью говорить, что сцена Преображения должна была входить в иконографическую программу росписи главного храма основанного ею в Константинополе монастыря Христа Всевидящего (Пантепопта). От монастырского комплекса уцелела только главная церковь, построенная не позднее 1087 г. Внутреннее убранство и росписи храма, переоборудованного турецкими властями в медресе, полностью утрачены.11

По счастью, до нашего времени сохранилось несколько образов Христа Пантепопта поздневизантийского времени. Все они так или иначе должны были восходить к храмовой иконе (или иконам) монастыря, основанного Анной Далассиной. Одна из икон этого весьма редкого в иконографии Христа типа находится ныне в собрании Музея Метрополитен в Нью-Йорке. Это — датируемая второй половиной XIV в. резная икона, изображающая Спасителя сидящим на престоле с открытым Евангелием в руках. Его образ, расположенный в среднике иконы, окружают со всех сторон клейма с резными изображениями святых и праведников, а также двенадцать табличек с изображениями главных церковных праздников. Одна из сцен праздничного ряда представляет Преображение Господне на горе Фавор.12

Примечания

1. Christe Y. Notes iconographiques sur quellques églises de Cappadoce // Зограф. Часопис за средњовековну уметност. Т. 15. Београд, 1984. P. 5—9; Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: le programme iconographique de l'abside et de ses abords. Paris, 1991. P. 80—82, 338—340; Jolivet-Lévy C., Ertuğ A. (fotos). Sacred art of Cappadocia: Byzantine murals from the 6th to 13th centuries. Istanbul, 2006.

2. Kostof Sp. Caves of God: Cappadocia and its churches. New York, 1989. P. 27, 153.

3. Подробнее см.: Honigmann E. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches von 363. bis 1071. nach griechischen, arabischen, syrischen und armenischen Quellen. Brüssel, 1961.

4. См.: Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI—XII вв. М., 1974; Степаненко В.П. Армяне в Византии XI в. в свете новых данных сигиллографии // Мир Александра Каждана. К 80-летию со дня рождения / Отв. ред. А.А. Чекалова. СПб., 2003.

5. Adontz N. Etudes arméno-byzantines. Lisbonne, 1965. P. 163—177; Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI—XII вв. Ереван, 1975. С. 92—97; Cheynet J.-Cl., Vannier J.-Fr. Études prosopographiques, P. 75—115.

6. Stone M.E., Van Lind Th.M., Nazarian J. Further Armenian Inscriptions from Nazareth // Revue des Etudes Arméniennes. Vol. 26. 1996—1997.

7. Ibid. См. также: Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М.В. Бибиков. М., 2000. С. 138—139.

8. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. II. М., 1986. С. 76. Табл. 146; Mouriki D. The mosaics of Nea Moni on Chios. Vol. I. Athens, 1985. P. 126—129, 204 sqq.

9. Михаил Пселл. Хронография / Пер., статья и примеч. Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 72. См. также: Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке: от смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. Т. II. СПб., 2004. С. 169.

10. Diez E., Demus O. Byzantine mosaics in Greece. Hosios Lucas and Daphni. Cambridge, 1931. P. 60—61; Chatzidakis M. Greek Art. Byzantine Mosaics. Athens, 1994. P. 21—22. См. также: Chatzidakis M. Byzantine Monuments of Attica and Boeotia. Athens, 1956.

11. Этот памятник, к сожалению, остается практически не изученным, специальной научной литературы о нем нет. См.: Mathews Th.F. The Byzantine churches of Istanbul: a photographic survey. University Park [Pennsylvania State University], 1975. P. 59; Taylor J. Imperial Istanbul: a traveller's guide; includes Iznik, Bursa and Edirne. London, 1998. P. 69—70.

12. Byzantium: Faith and Power (1261—1557). Catalog of the Exhibition at Metropolitan Museum of Art / Ed. by H.C. Evans. New York, 2004. Cat. 354.

 
© 2004—2021 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика