Александр Невский
 

На правах рекламы:



Эволюция эстетики и иконографии Преображения

Иконографический анализ сцены Преображения, запечатленной на новгородской печати, также не дает надежных оснований для датировки ее первой половиной XII в.

Иконография Преображения, представленная весьма значительным числом памятников (мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры, произведения глиптики и сфрагистики), на протяжении веков претерпевала определенные изменения. В раннехристианской традиции фигура Христа в сцене Преображения изображалась в виде четырехконечного креста в медальоне, а апостолы — в виде агнцев (мозаика апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне, середина VI в.).1

Ил. 77. Преображение. Мозаика апсиды базилики Св. Аполлинария (Сайт Аполлинаре ин Классе). Середина VI в. (Равенна, Италия)

К этому же времени восходит более реалистическая трактовка образов Христа, пророков и апостолов (мозаика конхи апсиды базилики Преображения Господня монастыря Св. Екатерины на Синае). Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах, а стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы — из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. В дальнейшем синайская иконографическая схема будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.2

Ил. 78. Преображение. Мозаика апсиды базилики Преображения Господня монастыря Св. Екатерины на Синае Середина VI в. (Синай, Египет)

Развитие иконографии Преображения испытывало влияние богословских споров о природе Фаворского света, особенно значительных в середине XIV в. между святителем Григорием Паламой и монахом Варлаамом Калабрийским и его сторонниками.3 В произведениях искусства, созданных после их окончания, ощутимы особый динамизм, пронизывающий всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображались в резких ракурсах, падающими ниц, закрыв лицо руками (храмовая иконе начала XV в. из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского, приписываемая кисти Феофана Грека).4

Ил. 79. Мастерская Феофана Грека. Преображение. Икона. Конец XIV — начало XV вв. Из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. Государственная Третьяковская галерея (Москва, Россия)

Начало этой тенденции относят к описанию (экфрасису) мозаики «Преображение» из константинопольской церкви Святых Апостолов, составленному между 1199 и 1203 гг., сопровождавшемуся богословскими трактовками зрительных образов и смысла изображаемой сцены. Автор экфрасиса —

видный церковный деятель и богослов Николай Месарит, в конце XII — начале XIII вв. исполнявший должность скевофилакса (хранителя) реликвий Фаросской церкви Большого императорского дворца в Константинополе — главной сокровищницы империи, а затем ставший митрополитом Эфеса и экзархом всей Азии.5

Месарит подробно описывает положение тел и душевное состояние испуганных Фаворским светом учеников Христа, павших ниц и закрывающих глаза руками перед возвышающимся над ними Господом, излучающим неземное сияние.6 В этом описании мозаики из не существующей ныне церкви (снесенной по приказу султана Мехмеда II в 1461 г.) Месарит многое домысливает за древнего художника и, по сути дела, формулирует собственный зрительный образ и богословское понимание Преображения. По мнению современных исследователей, Месарит проповедует новый идеал, к которому должны стремиться живописцы, украшающие стены христианских храмов, — это реалистическое или даже экспрессивно-реалистическое изображение человеческих чувств и переживаний, с помощью которого можно глубже передать смысл изображаемого события.7

Ил. 80. Преображение. Мозаичная икона. Константинополь. Ок. 1200 г. Музей Лувра (Париж, Франция)

Эстетические идеи Месарита, культивировавшиеся при императорском дворе Ангелов, находят непосредственный отклик в произведениях византийского искусства: сцена Преображения, изначально статичная и симметричная, становится более динамичной. Идея Месарита о том, что ученики Христа не сами отпрянули в страхе, но были отброшены на землю Божественным Светом, в полной мере выразилась в палеологовской живописи, где Свет становится активной силой, вырываясь из мандорлы и отбрасывая апостолов на обрывистые склоны горы.8 Но и в более раннее время, прежде всего в работах столичных мастеров, созданных на рубеже XII—XIII вв., эти идеи уже нашли свое воплощение. К таковым можно отнести мозаичную икону «Преображение», ныне находящуюся в собрании Музея Лувра,9 а также уникальные произведения византийской глиптики — геммы с изображением композиции Преображения, вырезанные из гелиотропа и оникса, ныне находящиеся соответственно в Художественно-историческом музее в Вене и в Музеях Московского Кремля.10

Примечания

1. Лазарев В.Н. История византийской живописи Т. 1. М., 1986. С. 46; Dinkier E. Das Apsismosaik von S. Apollinare in Classe. Köln; Opladen, 1964.

2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001. С. 287—296. См. также: Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'évangile aux XIV, XV et XVI siècles. Paris, 1916. P. 216—231; Ihm Ch. Die Programme der christlichen Apsismalerei von Vierten Jahrhundert bis zum Mitte des Achten Jahrhundert. Wiesbaden, 1960. S. 165—197; Cutler A. Transfigurations: Studies in the dynamics of Byzantine iconography. University Park [Pennsylvania State University], 1975; Andreopoulos A. The mosaic of the Transfiguration in St. Catherine's Monastery on Mount Sinai: a discussion of its origins. Toronto, 2001. См. также: Lexikon der christlichen Ikonographie / Hrsg. von W. Braunfels. Rom; Freiburg; Basel; Wien, 1994. Bd. IV. S. 416—421.

3. См. об этом: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Святой Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и действиях Божиих. Киев, 1860; Papademetriou G.C. Introduction to St. Gregory Palamas. New York, 1973; Sinkewicz R.E. 1) Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. Toronto, 1988; 2) Theoleptos of Philadelphia. The Monastic Discourses. Toronto, 1992; Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996; Иоанн (Мейендорф), протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: введение в изучение. СПб., 1997.

4. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. Рис. 113; Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1990; Вздорнов Г.И. Феофан Грек. М., 1983. С. 275—276.

5. Kazhdan A., Franklin S. Studies on Byzantine Literature of the Eleventh and Twelfth Centuries. Cambridge, 1984. P. 236—255.

6. Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche. Bd. II. Die Apostelkirche in Konstantinopel. Leipzig, 1908. S. 16.

7. Бычков В.В. Эстетика // Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. / Отв. ред. З.В. Удальцова, Г.Г. Литаврин. М., 1989. С. 440—441.

8. См.: Podskalski G., Taft R.F., Carr A.W. Transfiguration. Representation in Art // ODB. Vol. 3. New York; Oxford, 1991. P. 2105. См. также: Podskalsky G. Gottesschau und Inkarnation // Orientalia Christiana Periodica. Bd. 35. 1969.

9. Byzance — L'art byzantin dans les collections publiques françaises. Musé du Louvre, 3.11.199—21.2.1993. Cataloque d'exposition. [Paris, 1992]. P. 368. Nr. 279.

10. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX—XII вв. Очерки. М., 1978. С. 144; Стерлигова И.А. Две камеи с изображением христианских праздников. К характеристике византийской глиптики палеологовского периода // Византия в контексте мировой культуры. К 100-летию со дня рождения А.В. Банк. 1906—1984. Мат-лы конф-ции. СПб., 2008 (Труды Государственного Эрмитажа. Т. XLII).

 
© 2004—2021 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика