Александр Невский
 

Под эгидой монархии Габсбургов

На протяжении нескольких десятилетий орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное — орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 г. верховного магистра эрцгерцога Австрийского Антона Виктора в 1835 г. не только был избран гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф, но и произошла очередная реорганизация ордена, главной идейной движущей силой которого стал «обновитель Тевтонского ордена» — католический священник брат Петер Ригаер.

С 1809 г. (и по сей день) резиденция ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии — Вене. В 1836 г. Тевтонский орден насчитывал в своих рядах всего лишь 6 братьев-рыцарей и 15 братьев-священников. Наконец, в 1839 г. император Австрии Франц II и его знаменитый государственный канцлер князь Клеменс фон Меттерних создали для ордена новую правовую основу. Орден принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался «Тевтонский (Немецкий) Рыцарский орден (нем. Дейчер Ритгерорден, Deutscher Ritterorden)», хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто Тевтонским орденом. Он превратился, по сути дела, в династический орден Габсбургов. Согласно новому уставу орденские братья обязались избирать верховными магистрами только принцев Габсбургского дома.

И действительно, с тех пор и до 1923 г. Тевтонский рыцарский орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского императорского дома). С 1840 по 1894 г. они носили титул гроссмейстеров (великих магистров) — единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю ордена Девы Марии, в который его глава носил этот титул, а с 1894 по 1923 г. — снова титул гох-унд-дейчмейстеров (верховных и германских магистров).

Для рыцарей Тевтонского рыцарского ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Она состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста, с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной тевтонским лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак ордена — золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и пятью страусовыми перьями — тремя черными и двумя белыми. Звезда Тевтонского ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый латинский крест с серебряной каймой.

Гох-унд-дейчмейстер Тевтонского рыцарского ордена носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой тевтонской орденской униформы (которую и без того после 1923 г. носили все реже) окончательно вышло из употребления.

В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов императорской семьи в составе ордена была постепенно учреждена особая, так называемая «марианская линия» (названная так по упоминавшемуся и употреблявшемуся нами выше одному из древних названий тевтонских рыцарей), задачей которой, как у мальтийцев и иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).

Учрежденный Габсбургами в 1881 г. особый Марианский крест Тевтонского ордена, почти ничем не отличаясь от обычного — черного с белой окантовкой и расширяющимися концами тевтонского, имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью «ORDO TEUT. HUMANITÄT!» («Орден Тевтонского человеколюбия»). Еще одно отличие заключалось в том, что марианский тевтонский крест носился не на черной, а на белой с черными полосками шелковой ленте. В отличие от самого Тевтонского рыцарского ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго римско-католическим и не допускавшего в свои ряды «инославных», в «марианскую линию» был открыт доступ и протестантам.

В нее был принят в качестве почетного комтура даже германский император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что являлся прямым потомком «узурпатора» власти Тевтонского ордена над Пруссией — вероломного гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому ордену. Будучи одновременно державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого — иоаннитского (Мальтийского) ордена (так называемого «Бранденбургского баллея рыцарского ордена госпиталя Святого Иоанна, что в Иерусалиме»), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим орденам — большой белый восьмиугнольный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом «марианской линии» Тевтонского ордена на белой, с черными полосками, Марианской ленте.

При гохмейстере австрийских тевтонов эрцгерцоге Максимилиане Габсбурге, главным образом благодаря усилиям реформатора ордена Петера Риглера, брата-священника и профессора богословия, орден Девы Марии был — в очередной раз — подвергнут коренной трансформации. Так, в его рамках был воссоздан институт орденских сестер. Орден по-прежнему принимал в ряды своих братьев-рыцарей представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, услужающих братьев и так называемых сестер-аспиранток (соискательниц).

Всего за несколько лет при ордене образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация. К 1900 г. на территории Австро-Венгерской, или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов насчитывалось более 1000 сестер Тевтонского ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того, более 1000 рыцарей, фамилиаров и священников Тевтонского ордена, подобно иоаннитам, занятым главным образом санитарной (госпитальной) службой в условиях как войны, так и мира.

После падения Австро-Венгерской монархии в 1918 г. земельные владения Тевтонского ордена оказались на территории шести государств, поспешивших (за исключением Италии) их присвоить. Гохмейстер (дейчмейстером он себя уже не именовал, в связи с неясностью вопроса, является ли Австрийская республика частью Германии) эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург преобразовал Тевтонский рыцарский орден в чисто духовный, или клерикальный (монашеский), орден, во главе которого с 1923 г., как уже говорилось выше, стоит католический священник. Последнее было связано с намерением не дать новым австрийским республиканским властям конфисковать имущество ордена как — якобы! — часть имущества свергнутой династии Габсбургов. Институт тевтонских братьев-рыцарей был ликвидирован, единственными членами ордена не священнического звания остались фамилиары, из числа которых верховный магистр после Второй мировой войны назначает почетных рыцарей (рыцарей чести).

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика