11. Соловецкий летописец (1554—1606 гг.)
Соловсцкий летописец — памятник летописания русского Поморья, весьма популярный в XVII—XVIII вв. Первоначальная редакция составлена в 80-е гг. XVI в., в Соловецком монастыре келарем монастыря Петром по прозвищу Ловушка (РИБ, Солов, собр. № 22/1481). Публикация осуществляется по изданию: Корецкий В.И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. 1980. В.Н. Татищев и изучение русского летописания. М., 1981. С. 236—243. На полях сделаны пометы другим соловецким летописцем.
В лето 7062-го. Родися великому князю государю царю Ивану Васильевичю всеа Русии царевич Иван Иванович, месяца марта, [от] великие царицы Анастасие Романовн[ы]1.
2В лето 7065. Священна бысть на Соловках церковь каменая во имя пречистые владычицы нашея богородицы чеснаго и славнаго ея Успения, августа в 15 день.
3В лето 7066-го, маия. Зачат на Соловках делати большои храм Преображение господа бога и спаса нашего Исуса Христа каменой, месяца маия в 27 день.
В лето 7068-го. И того лета Москва г[о]рела. Того же году царица Анастаси[я] преставися.
В лето 7069. Писцы в Новегороде писали Шелонскую пятину, а был в ту4 пору в Великом Новегороде. Того же году государь царь и великий князь взял за себя черкаску царицу великую княиню Марью.
В лето 7071-го. Государь и великий князь Иван Васильевич город литовский Полоттеск взял и владыку полотцкого к Москве свел.
В лето 7072-го. Преставися князь Юрьи Васильевич, брат государя царя и великого князя, в Филипов пост. Того же году преставися Макарей митрополит в Великий пост. Того же году на митрополью поставлен Афонасей митрополит. Того же лета Ияков, приехав на Соловки при Филиппе игумене Колычеве, постригся.
В лето 7074-го. Игумена Филиппа с Соловков на митрополью взяли к Москве. Того же году на Преображение спасово свящали храм на Соловках каменой большой Преображение спасово и предилы. Того же году свящали храм преподобных чюдотворцов Зосиму и Саватея и мощи перенесли. Того же году ездили ко государю к Москве с мощми чюдотворцовыми и з святыми водами. А ездили [с] старцом Спиридоном.
В лето 7075-го. На Соловках на игуменство Паисею поставили. Того же году в Новегороде Великом и во многих городех мор был.
В лето 7076-го. [С] Паисея игуменом в монастыри зимовал. Того же году на весну в монастырь в Соловки приехал суздальской владыка Павнутей да архимандрит Феодосей, да князь Василей Темкин, да с ними 10 сынов боярских дворян, про Филиппа обыскивали. И игумена Паисею к Москве взяли да десять старцов. Того же году был на Руси глад великой, купили на Москве четверть ржи в полтора рубля.
В лето 7077-го. Игумена Паисею и иных старцов розослали по манастырем. А Филиппа митрополита сослали во Тверь в Отрочь монастырь. Того же лета, майя 22, был царь князь великий и со царицею Марьею с Темрюковною и со царевичи в Кирилове монастыре. И ис Кирилова пошел на Вологду. Того же году братья из монастыря послали бити челом ко государю к Москве о игумене. Того же лета, месяца июня в 19, горел на Углечи торг весь и дворов погорило много.
5В лето 7078-го. Не стало князь Владимера Андреевича Старитцкаго на Богоне и со княинею и з детми з большими, а двое у них детей осталось, сын князь Василей да дочь, которую государь за короля [дал] Арцымагнуса. Того же году не стало во Твери Филиппа митрополита. Тое же зимы государь ходил на Новгород и на Псков с опалою, а мы в ту пору зимовали на Москве с Горонтеем. Того же году на Москве в государеве опале казнь была многим князем и бояром, и детем боярским, и дияком навгородцким и владычним. Того же году был на Москве глад великой и по всей земли Руской, хлеб был дорог, многие люди гладом измирали. Того же лета король Арцымагнус на государево имя выехал из Датцкие земли. Того же году государь царь и великий князь дал нам на Соловки строителя Меркурья, а после строителя государь дал игумена Варлама. Того же году был мор великой во всю землю Рускую; и в девятом году по всем градом.
В лето 7079-го. Месяца маия в 24 день, на Вознесение господа нашего Исуса Христа и на память преподобного отца нашего Симиона столпника, иже на Дивней горе чюдотворца, приходил грех ради наших к Москве царь крымъской Девли-Кирий з двемя царевичи и со всеми своими орды, и качевными тотары, и с ногаи6 з большими и с меньшими, и с азовскими и з белогородцкими, и с турскими людьми. По божию попущению7 в царьствующый град Москву и посады пожегл, от посадов в Большем граде и в Китае в граде божии церкви выгорели и дворы и много множество людей от пожару и от зелья згорело, им же несть числа. Зажгли посады и город на пятом часу дни, до девятого часу городы и церкви и посады — все выгорело. Князь Иван Дмитреевич Бельской выезжал против крымскых людей за Москву реку на луг за Болото и дело с ни[ми] делал, и приехав в град ранен и преставися. Тое же зимы приходил князь великий в Новъград и посылал воевод своих в землю в немецкую под Выбори многих людей побили. Того же году приехал в монастырь соловецкой игумен Варлаам да строитель Меркурей, а мы приехали с ними же. Того же году были в Голомяни у Соловецкаго острова карабли, а приходили на них немецкие люди. Того же году приежжал к морю обыскивати Семен Лупандин про карабли8 о неметцком дели. А Меркурей тое зимы ездил ко государю в Слободу.
9В лето 7080-го,10июля 26 день11. Приходил крымской царь на Русь с великим собранием, и на Молодех у Воскресения Христова крымского царя побили, и войска ево побито безчислено, из земли побежал [с] немногими людьми, а убили у него царевича да взяли Девий мурзу. А государевых воевод тогды на берегу был против царя князь Михайло Иванович Воротынской с товарыщы. И пришел царь крымской со многими людьми да с ним нагайских тотар с мурзою с Теребердием дватцать тысяч на Оку реку. И Теребирдий мурза с нагайскими тотары пришел на Сенкин перевоз в ночи против недели в 27 день, а тут стояли по сю сторону Оки двесте голов детей боярских. И они тех детей боярских розгромили, а плетени изсподкопали, да перелизли на сю сторону Оки. А в те поры большие воводы стояли против царя от Серпухова три версты. А в понедельник в 28 день пришел Теребердий мурза под Москву, отнял крут Москвы все дороги, а не воевал и не жег. А царь крымскы[й] в недилю в 27 день из-за Оки стрелять ис полков [велел] с наряду по полком по нашим, по руским. А наши руские воеводы князь Михайло Иванович Воротынской из-за гуляя-города велел стрелять за Оку по тотарским полком из пушек, да того было до вечера и вечера два часа. И тое ночи царь оставил на том месте татар12 тысячи з две, а велел с нашыми воеводы травитися. Асам в ночи той на понедельник на том же на Сенькине перевозе со всем войском своим на сю сторону Оки реки перелез. И пришла нашим воеводам весть в понедельник рано, что царь на сю сторону Оки перелез. И князь Михайло Иванович Воротынской со всеми воеводами в понедельник пошел за царем. А в передовом полку пошел воевода князь Дмитрей Иванович Хворостинин. Да пришел на крымской на сторожевой полк, да с ними учял дело делати с немцы и с стрельцы и со многими дворяны и з детьми боярскими и з бояръскими людми, да мчял крымъской сторожевой полк до царева полку. А в сторожевом полку были два царевичя, и царевичи прибежали к царю да учяли говорити: «Ты, царь, идешь к Москве, а нас, государь, московские люди заади побили, а на Москве, государь, не без людей же будет». И царь послал нагайских и крымских тотар с царевичи на помощь двенадцать тысяч. И царевичи с татары с нагайскими и крымъскими мьчяли князя Дмитрея Хворостинина до большого полку до князя Михайла Ивановича Воротыньского до города до гуляя. И князь Дмитрей и с полком поусторонился города гуляя направо. И в те поры из-за гуляя князь Михайло Воротынской велел стрельцом ис пищалей стреляти по татарским полком, а пушкарем из большово снаряду изс пушек стреляти. И на том бою многих безчисленно нагайских и крымъских тотар побили. И царевичи, приехав ко царю, да учали те же речи говорити: «Ты, государь, идешь к Москве, а московские люди у нас нагайских тотар и твоих крымских из наряду многих побили». И от тех речей царь убоялся, к Москве не пошел. Да перешед Похру реку семь верст да стал в болоте. А на завтрее понеделника, во вторник, наши полки с крымскими травилися, а съемного бою не было. А в среду, в 30 день, нашим полком с крымцы и с нагайцы было дело великое и сеча была великая. И божиею милостию, а государьским счастьем, на том бою крымъских и нагайских татар многих побили безчисленно и нагайского болыиово мурзу Теребердия убили. Да на том же деле взял суздалец сын боярской Тимир Алалыков крымсково большого воеводу Диви [я] мурзу и многих мурз поимали, да крымскых же ширинских князей трех братов убили. А наших людей всяких убили на том деле человек с семьдесят. Да в четверг июля в 31 день да в пятницу августа в 1 день наши воеводы с крымскими таравилися13, а дела сьемнаго не было. А в суботу августа в 2 день царь послал нагайских тотар многих и крымских царевичев и многие полки тотарские пеших и конных к гуляю-городу выбивати Диви[я] мурзу, да и гуляй-город велел взяти. И как тотарове пришли к гуляю-городу да ималися руками за стену, и наши стрельцы тут многих тотар убили и рук безчисленно тотарских отсекли. И князь Михайло Иванович Воротынской обшел своим большим полком крымских и нагайских тотар долом. А пошед, приказал из наряду всем пушкарем ударити изо всех пушек. И как выстрелили из пушек, и князь Михайло Иванович Воротынской ззаде напустил на крымъские полкы, а из-за гуляя-города князь Дмитрий Иванович Хворостинин с нимцы и стрельцы. Да учали с нагайцы и с крымцы дело делати сьемное, и сеча была великая. И божиею милостью, а государьским счастьем, на том деле убили царева сына царевича да внука царева царевича же Колбина сына, и многих мурз и тотар живых поймали. Того же дни в суботу в вечеру оставил царь в болоте крымских тотар тысячи с три ризвых людей да велел с нашими травитися, а сам тои ночи против недели августа в 3 день побежал, да той же ночи Оку первесся. А наши воеводы на утро узнали, что царь побежал, и на тех остальных тотар напустились всеми полки, да тех тотар всех до Оки побили. Да на Оки же царь оставил для бережения тотар тысячи з две, и наши воеводы тех тотар с тысячю убили, а иные за Оку ушли. А наши воеводы опять пошли по старым станом на Коломну и в Серпухов и по берегу и по перевозом. Того же году государь на зиму Пайду взял и нимец пожечи велил. Того же году были со игуменом мы с Варлаамом у государя были в Новегороде. Того же году в Новегород Великий приехал архиепискуп Леонид на архиепискупью. Того же лета месяца маия в 11 свящали церковь в Кирилове монастыре на святых воротех Ивана, списателя Листвицу.
В лето 7081-го. Взят с Соловков на игуменство в Палье-остров игумен Ияков.
В лето 7082-го. Паисея ездел с Соловков в Новъгород, а из Палье-острова ездел игумен Ияков о грамоте ко архиепископу Леониду. Того же году приходил из Литвы от всея земли посол ко государю Михайло Халабурда, просил на королевство государя царевича Феодора, и государь им царевича не дал. Тогда же взяли город Пернов немецкой на море.
В лето 7083-го. Государевы воеводы взяли в Немецкой земли шесть городов: Апсель и Лиговерь, и Коловерь и иные городы, Патцу. И князя Юрья Токмакова туто не стало своею смертью.
14В лето 7084-го. Божиим велинием, а государьским изволением государь царь на Московское великое княженство на государьство посадил великого князя Семиона Бекбулатовича, а сам государь пошел на берег на службу и стоял все лето в Колуги. А был на великом княжении год неполон. И после того пожаловал его царь и государь великий князь Иван Васильевич всея Русии на великое княженье на Тверь, а сам государь опять сел на царство на Московское. И тогды не стало архиепископа новгородцкаго Леонида и архимандрита чюдовъского Еустафья и Семена Мишурина и иных многих, а побиты они в государеве опале на Москве.
В лето 7085-го. Зачат бысть на Соловках делати храм камен Никола чюдотворец. Того же году в Новъгород приехал на архиепископью Александр, а взят из Юрьева монастыря. Того же году ходили х Колывани с нарядом великого князя воеводы, князь Федор Иванович Мстисловъской с товарыщы, и убит тогда воевода Иван Меньшой Шереметев, а Коловани не взяли и прочь пошли. Того же году в Новгород Великой ко архиепископу Александру ездил с Соловков Геронтей, а из Палья-острова игумен Ияков.
В лето 7086-го. Государь царь и великий князь Иван Васильевич ходил в Курланскую землю и в Латыгорскую, и в Литовскую и взял дватцать семь городов, а большие городы Кесь да Володимерец, да Куконас, да Невгин, да Резица, да Треград, да Орлик, да Лужа, да Летров и ины многие со всими мызами и с уезды, и князя Александра Полубенского взяли. И как государь поворотил к Москве, и изо Пскова Полубенсково отпустил в свою землю. Того же году в Летву15 на королевство взяли Степана Оботура из Угор, Семигратцкого.
В лето 7087-го. Изменил государю царю и великому князю король Арцымагнус, поехал прочь из города из Лебзина, а королевну взял заехав в Елмане, а была за ним княже Владимерова дочь Андреевича. Того же году взяли Оманом литовъские люди город Кесь да Леливард. Того же году игумен Ияков отказал игуменство в Палье-острове да приехал на Соловки, а игумен Варлаам ездил в Новгород и к Москве. Того же году убили Михаила Озерева. Того же году зачали на Соловках делати город деревяной. Того же году под Кесью государевых воевод литовские люди и немецкие люди побили и наряд поимали.
В лето 7088-го. Царь и государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с Москвы пошел в Немецкую землю с великим собранием и стоял во Пскове все лето, а летовской король Полотеск взял и владыку полотцкого, а Полотцко16 королю здали Петр Волынской да стрельцы. Тогды же сожгли Сокол-город литовъские же люди и воевод государевых побили. Василья Борисовича Шеина да князя Михаила Юрьевича Лыкова-Аболенскаго, да князя Андрея Палетцкаго, да князя Василья Кривоборского и иных многих князей и бояр и дворян, и бой бысть добри крепок. А литовских людей побито и немецких и погорило в приступех вчетверо русково. Того же году государь посылал изо Пскова против немец к Ракобору воевод меньших, и немецких людей побили, и языки многие привели, и прапоры их и набаты поимали. Тое же осени государь посылал изо Пскова воевод князя Василья Дмитреевича Хелкова да Михаила Безнина, да Ивана Фустова в Летовскую землю и в Курланскую, и в Латыгорскую воевати, а с ними 40 000 дворян и тотар, и воевали до Вильна. Того же году было дело у Киприяна у Оничкова с неметцкими людьми. Того же году авгус[та] Луки Великие взял король литовский, и король помирился с государем и Луки назад отдал.
В дето 7089-го. О Покрове святей богородицы король Луки Великие взял и Усвят, и Велижу. А государь царь перед Филиповым заговеном женился, у Фетца у Нагово понял царицу Марью. Того же году на Соловках игумен Варлаам на весну игуменство отказал и братья послали бити челом ко государю, а просити игумена Иякова в Соловки на игуменство, и государь игумена Иякова на Соловки дал.
В лето 7090-го. Подо Псков пришил король летовъской Стефан и стоял у Пскова до Рожества Христова. Того же году, ноября 19 день, преставися государь царевичь Иван Иванович в неделю на утрени, почали пети: «Хвалете имя господне»; 28 лет возраста его. Того же году на Соловки приехал игумен Ияков с Москвы от государя и начат делати на Соловках город каменой, а в Сумъской волости поставили ост-[р]ог. Того же году завоевала черемися накрепко.
В лето 7091-го. Родися великому князю сын царевич Дмитрей от великие царици Марьи Федоровне. Того же году игумен Ияков ездил к Москве с образы ко государю и [со] святою водою.
В лето 7092-го. Преставися государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русин, а во иноцех Иона, марта в 18 день. Того же году на царство и на великое государьство на Москве сел сын его, государь царевич Феодор Иванович, и бысть царь всеа Русии. Того же лета игумен Ияков ездил к Москве ко государю17. Того же году на удел отпущен царевич Дмитрей Иванович, на Углеч, и с матерью своею с царицею Марьею. Того же лета на Москве18 было смятение великое.
В лето 7093-го. Добили челом государю царю Феодору Ивановичи) всеа Русии черемиса вековым мером19. Того же году привели к Москве ко государю казаки донские и волжские, Ермак с товарыщы, сибирского царя, и землю ево со всеми людьми себирскими взяли и ко государю в повеновение привели. Того же году на берегу в Колуги крымских царевичей и Девиевых детей, Есиния мурзу с товарыщы на20 устье Угры реки и на Выси21 побили. Того же году на государево имя выехал царевич крымской со многими мурзы и тотары на Асторохань, а из Асторохани22 приехал к Москве ко государю23. //
24В лето 7096-е, августа 2 день. Божиим изволением в пресловутом граде Москве при благоверном царе и государе великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии и при митрополите Иеве явися новый великий чюдотворец Василей Нагой и простил три души — две девицы да нищаго старца, и от того дни у чюдотворцова гроба великие чюдеса и прощение многим людем.
В лето 7096-го. Божиим попущением, грех ради наших, турский царь имрек воста гонением на крестьянскую православную веру и изгна из Царя града патриарха Иеремея и со всем его собором. И патриарх Царяграда Иеремей приехал в пресловущий град Москву на царево и государево благовернаго великаго князя Феодора Ивановича всеа Русии имя при освященом митрополите Иеве, а с патриархом приехали из Царяграда митрополит имрек да владыка, да с ними же пришли гречян 60 человек, месяца июля.
В лето 7097-го. Божиим благоволением благоверный царь государь князь великий Феодор Иванович, всея Русии самодержец, по совету и по благословению патриарха Царяграда Иеремея, и со отцем своим митрополитом Иевом всеа Русии, и с архиепископы, и со архимариты, и со игумены, и со вселенском собором, и с своими князи, и з бояры уложили и поставили на патриаршество на пресловущий град Москву митрополита Иева, за неделю великые мясопустны[е] недели.
А в Великом Новеграде поставлен бысть митрополитом бывшей архиепископ Александр, на той же недели в четверток.
А в граде в Казани поставлен бысть митрополитом.
А во граде Ростове поставлен бысть митрополитом бывшей архиепископ Варлам, на масленой недели во вторник.
Сарский и Подонский на Крутицах поставлен бысть митрополитом Геласия25.
...в Шую Корельскую государевы московские головы воевода Стефан Борисович Колтовской, а с ним в товарищах Смирной Шокуров да Василей Багряцов, да с ними же с Колмогор от Нового города стрелецкой голова Андрей Аничков, стрельцов 130 человек, да с ними же дети боярьские Григореи Брянцов да Кудеяр, да Бахтеяр Беседного, да 10 панов, да 40 человек черкас канемских да 10 человек донских казаков, да с ними же Каргопольские земли 400 человек ратных людей, да Двинские земли с Колмогор ратных людей 400 человек, да с соловетц[к|ие вотчины из Сумъские волости 100 человек, да охочих казаков 50 человек, да с Л опеки х с семи погостов двести человек. И ходили войною в Каянские немцы, а воевали Овлуи реку да Леменгин острог да Колокол волость, да Островволость, да Сиговец реку и иные волости. И ти волости повоевали и пожгли, и жывот всякой высекли. И из Немецкие земли дал бог здраво вышли в ту же в поморскую волость в Шую в Корельскую...
...2 день. Божьим изволением, грех ради наших, приходили немецкие люди в Печенской монастырь войною, божье милосердье церкви и монастырь пожгли и игумена Гурья и братью и слуг побили и казну монастырскую взяли, и стояли в Печенге 10 дней. И ис Печенги пришли в Колу волость под Кольской острог того же декабря месяца за два дни до Рожества Христова и к острогу приступали. И божьим милосердьем государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии и его царскаго величества [счастьем]26 ис Кольского острога осадные люди на выласках немецких людей побили 60 человек, а живых в острог взяли 30 человек. А достальные немцы Туломою рекою в свою землю побежали.
Того же, 98-го году, июля в27. Прислан с Москвы в Соловецкой монастырь пан Савастьян Кобельской, а с ним 5 человек ЛИТВЫ.
Того же, 98-го году, августа в 7 день. Прислал царь в государь и великий князь Федор Ивановна всеа Русии с Москвы в Соловецкой монастырь голову Ивана Михайловича Яхонтова да с ним детей боярскых Иева Изъединова да Петра Постелникова, да сотника стрелецкаго Семена Юренева, а с ним 100 человек московских стрельцов. Да с Ываном же сь Яхонтовым было 500 человек каргопольских ратных людей и жили в монастыре всю осень до Покрова святей богородицы, а с Покрова выехали на берег в Шую в Корельскую стояти.
А Смирной Шокуров, пришед из Каенскых немець, годовал в Сумском остроге, а с ним атаман черкаской Василей Халетцкый да 40 человек черкас.
28Родословие великих князей руских. Рюрик роди Игоря; Игорь же поят собе жену девицу младу от Плескова именем Ольгу и родиста Святослава; Святослав роди Володимира Великаго, иже крести Рускую землю в лето 6497, в 9-е лето княжения своего; Володимир роди Ярослава, его же грамота пошлинная в Великом Новеграде; Ярослав роди Всеволода; Всеволод роди Юрья; Юрий роди Всеволода Великого Гнезда; Всеволод роди Ярослава; Ярослав роди Александра Храброго; Александр роди Данила московского; Данил роди Ивана, иже исправи Рускую землю от татей и от разбойников; Иван роди Семиона; Симеон роди Ивана; Иван роди Дмитрея; Дмитрия роди Василия; Василей роди Василья, сего князь Дмитрей Шемяка ослепил; Василей роди Ивана; Иван роди Ивана и Василия; Иван роди Дмитрея; по Дмитреи по братане княжи Василий; Василий роди Ивана и преставися лета 7042-го, а Иван младенец остася 4-х лет и трех месяц29.
30В лето 7106-го. Генваря в 6 день, в пяток, в ночи против суботы, на память честнаго и славнаго пророка и предтечи крестителя господня Иоанна честнаго его собора, преставися государь царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии, а сидел на царстве 13 лет и 7 месяць и 6 дней; а Московское царство и все государьства Росийскаго царствиа приказал правити шурину своему конюшему и боярину Борису Федоровичю Годунову.
И сяде на Московском царстве и на всех государствах Росийскаго царства Борис Федорович Годунов в лето 7107-го, сентября в 3 день, потому что после царя и великаго князя Федора Ивановича всеа Русии детей не осталося. А царевичь Дмитрей и с матерью царицею Мариею, и с Нагими был на уделе на Углече при брате своем при царе Феодоре. И Борис Федорович Годунов еще при царе Феодоре в лето 7099-го году царевичя Дмитрея велел убити Микитке Качалову да Данилку Битяговскому. И они по Борисову веленью царевичя Дмитрея убили. И погребли его на Углече.
И в лето 7113-го збежал с Москвы чернець вор, что был диакон в Чюдове монастыре, Гришка Замятнин сын Отрепьева, и ростригся в Литве и назвался царевичем Дмитрием углецькым, которой убит по Борисову веленью, будтось убили в его место иного, а он соблюден. И собрався с литовскими людьми и з донскими казаки, пришол в Сиверские городы в Чернигов и в Путимль, и в ыные городы. И сиверские мужики и всякие люди чаяли, что он прямой царевичь Дмитрей, и учали ему городы здавати и, воевод перевязав, к нему отвозите. И учал тот Рострига жити в Путимле, и всею Сиверою учал владети и польскими городы. И того же году Бориса царя не стало.
И бояря, и дворяня, и дети боярские, и гости, и торговые всякие черные люди начяявся, что он прямой царевич, Гришка Рострига, и взяти ево на Московское государство. И Гришка с Тулы прислал бояр князя Басилья Голицына да князя Василья Мосальского, да печятника своего дияка Богдана Сутупова и велел Борисову царицу Марью и сына ево царевича Феодора задавите. И они по Гришкину веленью их велели удавите. И удавя их и Бориса выняв ис церкви архагге[л]а Михаила, всех их схоронили на Стретенской улице в Вознесенском девиче монастыре просто, аки простых мирских людей. А сам Рострига, приехав к Москве, сел на Московском царстве. И сперва прелестию своею всех людей учал любить и жаловать и росправу чинити. И послал в Литву диака Офонасья Власьева к сендомирскому воеводе к Юрью Мнишку по дочерь ево по Марину. И как из Литвы сердомирской воевода Юрьи з дочерью своею и з сыном со князем Костентином Вишневецким, и с ыными со многими людьми с литовскими приехали к Москве, и Рострига учал ересь свою проявливати, женился на сердомирсково дочери, не крестив ея, и в пречистую Богородицу соборную церковь литовским людем, ляхом и угряном и лютором, велел ходите невозбранно в церкви, и московъских боляр и лутчих людей хотел всех побити, а городы все хотел роздать литве. И московские люди, видя такую в нем ересь, что хощет веру хрестьянскую разорити, и всем миром ево убили и сожгли во 114-м году; а был на царстве один год.
А на Московское царство выбрали и излюбили всею землею от колена руских великих князей и царей, что пошли от великаго князя Александрова брата Невскаго, от князя Андрея Ярославича, Суждальского княженья, боярина князя Василья Ивановича Шуйскаго. И сяде на Москве и на всей земли Росийскаго царства на царстве царь и великий князь Василей Иванович, всеа Русии самодержец, в лето 7114-го июня в31 день.
И посла государь и великий князь Василей Иванович всеа Русии на Углеч ростовского митрополита Филарета Романова да бояр своих князя Ивана Михайловича Воротынского да Петра Никитича Шереметева, а велел царевича Дмитрея с Углеча мощи привести к Москве. И митрополит ростовский Филарет и бояре князь Иван Воротынской да Петр Шереметев царевича Дмитрея тело обрели цело и нетленно, но токмо32 земли часть отдана, и привезли к Москве. И положен в раку в церкви собора архангила Михаила, у праваго столпа, и приходящим с верою подает исцеления33.
Примечания
1. На полях: 63 писати.
2. На полях: Писати.
3. На полях: Писати из трех.
4. у исправлено из ъ.
5. На полях: Писати посолство.
6. В рукописи: нагни.
7. На полях: Писати.
8. Далее зачеркнуто: обыскивати.
9. На полях. Писати.
10. в Написано над строкой.
11. в Написано над строкой.
12. Далее в рукописи отсутствует лист. Текст восстановлен по рукописи ГПБ, Сол. 877/987.
13. Так в рукописи.
14. На полях: Писати по[со]лства.
15. Так в рукописи.
16. Так в рукописи.
17. Сверху приписано другими чернилами и другим почерком: с Соловков.
18. В рукописи ГПБ, Сол. 877/987, л. 215 об., далее добавлено: у бояр.
19. Так в рукописи.
20. Буква а переправлена на я.
21. си написано сверху другими чернилами.
22. В рукописи: Осторохани.
23. На л. 73 об. тем же почерком, каким сделаны пометы на полях: Писати Басилья Блаженнаго на столбцы. Другим почерком и чернилами позднейшие записи: Во 161-м году на Троицын день был пожар на Москве. Во 155-м году июля в 12 день государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии не стало и царицы Евъдокии того же году не стало. И того же году воцарилъся царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, а на другой год женился взял у Ильи Милославскова. Во 140-м году была смоленская служба. Другими чернилами: Во 160-м году пре[не]сен бысть Филип митрополит ис Соловецкого монастыря в царьствуюший град Москву и многие чюдеса показал бесчислено.
24. Сл. 74 текст писан другим почерком и чернилами.
25. Далее в рукописи утрачено несколько листов. Текст восстановлен частично (один лист) по рукописи ГПБ, Сол. 877/987.
26. Восстановлено по рукописи ГПБ, Сол. 877/987.
27. Далее оставлено место для числа.
28. Листы 78 и 78 об. оставлены пустыми.
29. «Родословие» писано особым почерком (им же сделаны приписки на л. 34, 34 об., 35).
30. Сл. 79 текст писан новым почерком на другой бумаге.
31. Далее оставлено место для числа.
32. В рукописи: тотмо.
33. Остальная чатъ л. 82 об. оставлена чистой. На л. 83 запись другим почерком: Месяца декабря в 23 день преставися преосвященный митрополит Филипп московьский и всея Русии во Твери, в Отроче монастыре, в лето 7078-го. И принесены честныя его моши изо Твери из Отроча монастыря игуменом Ияковом того же Соловецкого монастыря в лето 7099-го повелением царя государя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии и положены под папертию преподобных отец наших Зосимы и Саватия чюдотворцев подле старца келейнаго священника Ионы, пореклому Шамина.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |