Александр Невский
 

11. Характер государственной власти и «ряд» 1054 г.

Древнерусское государство первой половины XI в. можно с весомыми основаниями назвать раннефеодальной монархией. Как писал один из главных знатоков этой проблемы, для времен Ярослава летописец формулирует уже идею наследственной монархии: «Ярослав же седе Кыеве на столе отни и дедни».1 Однако степень централизации и мера абсолютизма власти этого наследственного монарха были весьма относительными. Поэтому не стоит считать государство времен Ярослава «автократической монархией», как это предлагал Б.А. Рыбаков.2 Более того, раннефеодальная наследственная монархия не успела утвердиться на Руси в княжение Ярослава — просто не хватило для этого времени. Это дало себя знать сразу же после смерти князя.

О том, что наследственная монархия во времена Ярослава еще не установилась, указывает и его «ряд» — своеобразное завещание, точнее — распоряжение сыновьям, как им жить после смерти отца и управлять государством. Он вписан в летопись под 1054 г. и заслуживает того, чтобы рассмотреть его подробнее. В начале «ряда» Ярослав призывал сыновей: «Имейте в собе любовь, понеже вы есте братья [от] единого отца и матере» — по-видимому, он считал, что одной из главных причин братоубийственной войны между потомками Владимира, вспыхнувшей после его смерти, была та, что они были рождены от одного отца, но от разных матерей. Следовательно, прочные семейные узы, по мысли старого князя, должны были помочь избежать гражданской войны на Руси после его кончины.

Далее Ярослав молвил: «Се же поручаю в собе место стол старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу Кыев; сего послушайте, якоже послушаете мене, да той вы будеть в мене место». Святославу давался Чернигов, Всеволоду Переяславль, Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск. Ярослав запретил сыновьям посягать на земли братьев и поручил Изяславу заботиться об этом.3

Перед нами вовсе не подлинная грамота Ярослава, а текст безусловно позднейшего, сугубо литературного происхождения. Как показал английский ученый С. Фрэнклин, в «ряде» Ярослава использовано заимствование из византийского источника — из 28 Вопрошания Анастасия Синаита, через посредничество какого-то текста, близкого к «Изборнику» 1073 г. Речь идет о теме богоустановленности и нерушимости разделения земель между братьями, «братского жребия».4 Вместе с тем не подлежит сомнению то, что Ярослав распределил между сыновьями земли государства так, как сказано в летописи.

Древнерусская государственность сделала большой шаг вперед в княжение Ярослава Владимировича. Было в целом завершено государственное строительство, упрочена структура державы, укреплены ее рубежи. Русь получила письменное законодательство, способствовавшее эволюции административных и правовых институтов. Лишь со времени Ярослава можно говорить о целенаправленной и продуманной внешней политике государства, ознаменовавшейся большими успехами. Вместе с тем единовластная монархия на Руси тогда еще не установилась, равно как и иерархические отношения в среде правящего класса. Сам «ряд» 1054 г. открывал перед сыновьями князя различные возможности толкования. Это дало себя знать сразу же после смерти Ярослава Мудрого.

Примечания

1. Черепнин Л.В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства X — начала XIII в. // Исторические записки. М., 1972. № 89. С. 360.

2. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964. С. 150.

3. Повесть временных лет. С. 108.

4. Franclin S. Some Apocryphal sourses of Kievan Russian History // Oxford Slavonic Papers. New series, 1982. Vol. 15. P. 11. См.: Толочко О.П. Русь: держава і образ держави. Київ, 1994. С. 15. Благодарю А.П. Толочко за указание на статью С. Фрэнклина.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика