Александр Невский
 

10. Культурная и просветительская деятельность Ярослава

Общеизвестными являются то огромное внимание, которое Ярослав Владимирович уделял развитию древнерусской культуры, равно как и систематические усилия князя относительно строительства церквей и монастырей, очагов образования и книжности, прежде всего первого на Руси Киево-Печерского монастыря, собирания библиотек, устройства школ, создания книгописных (скрипториев) и иконописных мастерских. Нестор с гордостью и восхищением своим героем пишет, что князь «книгам прилежа, и почитая е часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо. И списаша книгы многы».1 Как заметил известный ученый, целые дружины переводчиков трудились в Киеве при Ярославе Мудром.2 Наряду с церковными переводились, переписывались и распространялись на древнерусских землях книги по истории, философии, юриспруденции, трактаты по естественным наукам и т. п.

В течение многих лет отдельными учеными и, в особенности, дилетантами делаются попытки «удревнить» начало летописания на Руси. Его рождение относят то к Аскольду, то к Олегу, то к Игорю, то к Владимиру. Но до сих пор никому не удалось поколебать разработанную А.А. Шахматовым научную схему возникновения и развития летописания в древнерусском обществе, согласно которой первый летописный свод был составлен в Киеве в 1037—1039 гг. при Ярославе Мудром.3 Князь чутко откликнулся на запросы общества и требования времени — точно так же, как поступил он в области древнерусского права. Письменная Русская Правда пришла на смену устным «Закону Русскому» и «Уставу Земленому», а Древнейший свод 1037—1039 гг. заменил историю устную — в виде народных преданий и легенд, дружинных песен и притч, пословиц и поговорок и пр.

Древнейший свод, по мнению А.А. Шахматова, был составлен при храме или монастыре святой Софии в Киеве. Его творец принадлежал к кружку представителей древнерусской интеллектуальной элиты, собранному вокруг себя высокообразованным князем Ярославом, — его своеобразной академии. Сравнение текстов Древнейшего извода и знаменитого произведения митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» привело некоторых ученых к мысли, что и автором первой русской летописи был также Иларион, выдающийся философ, оратор, писатель, политический и церковный деятель.4 Эта летопись преследовала целью изложить историю Киевской Руси с древнейших времен и введение в ней христианства. С той поры русские люди получили возможность познать свою историю, гордиться ею, делать из нее выводы на будущее.

Трудно переоценить значение начала летописного дела на Руси в эпоху Ярослава Мудрого. Летописание, как и вся культурно-просветительная деятельность князя, способствовало духовному развитию народа, подъему его культуры. И не меньше, чем военные успехи или украшение стольного града, подымало авторитет государства и его единоличного правителя и руководителя Ярослава Мудрого. В этом отношении его вклад в развитие государственности превосходил сделанное предшественниками, даже его великим отцом-реформатором.

Примечания

1. Повесть временных лет. С. 102.

2. Лихачев Д. С. Культура русского народа X—XVII вв. М., 1961. С. 18.

3. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб. 1908. С. 414—418 и др.

4. См.: Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л. 1947. С. 70.

 
© 2004—2017 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика