Александр Невский
 

Хрустальные вставки перстней

К категории западного импорта можно отнести и вставки перстней из горного хрусталя1, особенность которых заключается в том, что каждая вставка склеивалась из двух частей: высокой, верхней, и уплощенной, нижней. Вставки имеют в плане овальную, иногда круглую формы. Представляет интерес склеивающее вещество, которое служило вместе с тем и подсвечивающим слоем, и имеющее чаще всего розовый или переходящий в розовато-сиреневый цвет. Химическим анализом этого красителя, проведенным в лаборатории Эрмитажа, было установлено, что это шеллак.

Всего на Неревском раскопе обнаружено 89 экземпляров таких вставок, происходящих в основном из слоев 1267—1394 гг. (13—7 ярус). Отдельные экземпляры найдены в слоях XI—XII вв. и XV в. (рис. 12).

Рис. 12. График хронологического распределения хрустальных вставок

Первоначальное предположение о доставке этих вставок с Востока, где широко было развито производство различных поделок из драгоценных и полудрагоценных камней, было поколеблено найденными аналогиями. Среди них ларец-реликварий Софийского собора в Новгороде, украшенный пятью крупными вставками из горного хрусталя. Ларец происходит из Рейнской области2. Форма и способы обработки хрустальных вставок ларца совершенно идентичны формам и приемам обработки хрустальных вставок, собранных при археологических работах. Это обстоятельство позволило автору исследования Ю.Д. Аксентону высказать предположение о едином центре производства тех и других вставок3 и тем самым констатировать существование новой категории западноевропейского импорта, не нашедшей отражения в письменных источниках.

Распределение вставок из горного хрусталя в слоях последней трети XIII в. и в XIV в. соответствует основным этапам торговых связей Новгорода с Западом, получивших наибольшее развитие именно в это время.

Примечания

1. Довольно долго большинство этих предметов из коллекции Новгородской археологической экспедиции считалось стеклянными. В результате квалифицированного анализа было установлено, что вставки хрустальные (определение Ю.Д. Аксентона).

2. Даркевич В.П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе (X—XIV вв.). — САИ Е1—57. М., 1966, с. 30.

3. Аксентон Ю.Д. «Дорогие камни» в культуре древней Руси (по памятникам прикладного искусства и литературы XI—XV вв.). Автореф. канд. дисс. М., 1974.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика