Приложение 3. О святом благоверном великом князе Александре Невском
Святой благоверный князь Александр Невский стал святым не потому, что он был мудрым правителем, талантливым полководцем, мужественным воином или блестящим дипломатом. Он стал святым именно потому, что, будучи князем, главой народа и государства, смысл своей власти видел в служении...
Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему. Имея горячую веру, твердую надежду на помощь Божию, он. не побоялся, будучи 20 с небольшим лет от роду, возглавить дружину, которая должна была остановить шведские войска, вошедшие в устье реки Невы и угрожавшие всей новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много раз превосходящего по силе, на льду Чудского озера, — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он победил, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить. Но, отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». Защищая правду своего народа, он победил; и не только управлял войсками, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди войска своего, участвовал в единоборствах и одолел грозного предводителя шведского воинства — не только в переносном смысле, как полководец, но и в прямом — в открытом бою.
Затем святой благоверный великий князь должен был решить самую главную задачу — не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который местами оставался свободным от оккупации. Александр, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди устремлялись на север, зная, что там безопасность. В этих местах созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить преждевременное нашествие врага. И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвращаясь, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, многие считали, что настало время дать битву. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Северной Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания людей, которые были деморализованы поражениями, падением Киева и других великих русских городов.
Когда новгородцы восстали против сборщиков дани, посланных ханом, Александр, сознавая, что это может стать предлогом к новому сокрушительному для Руси нашествию, как бы поднялся против своего народа и наказал тех, кто убил сборщиков дани. Трудно представить, что было тогда в душе Александра. Каким холодом, каким непониманием пахнуло на него со стороны новгородцев! Наверное, искоса смотрели, обвиняя его в предательстве. Но святой благоверный великий князь знал, что делал, — он спасал свои народ и свою страну и, обезопасив западные границы Руси, стремился так же надежно обезопасить страну нашу и с востока.
Но, наверное, этого было бы недостаточно, чтобы прославлять великого князя Александра в храмах Божиих как святого. А мы именно так его прославляем, потому что вся его жизнь была без остатка отдана Богу и людям. Такое самоотверженное служение народу не может не иметь под собой мировоззренческих основ, оно не может управляться прагматическими соображениями. Ведь человеку всегда захочется иметь свое личное пространство, наполнить это пространство богатством, роскошью, комфортом, благоденствием... Святой благоверный князь не имел никакого личного пространства. Вся его жизнь была посвящена Богу и людям — людям, потому что в основу всего Александр полагал свою веру в Бога. «Не в силе Бог, а в правде», — какие потрясающие слова, какой колоссальный духовный заряд в этих словах! В них — весь Александр.
Кирилл, Святейший Патриарх
Московский и всея Руси
Праздник святого благоверного князя Александра Невского дает нам основание еще и еще раз вспомнить об этом великом святом земли Русской, который в личности своей соединил множество добродетелей.
Князь Александр известен, как выдающийся политический деятель Святой Руси, человека огромного военного и дипломатического таланта. Ему удалось оградить землю Русскую от нашествий грозных завоевателей с Востока.
Если бы великий благоверный князь вошел в историю только этой стороной своего служения, он бы не был почитаем, как святой благоверный князь земли нашей. Бесспорно, он доказал, что как мудростью, так и талантом, умением полководца нужно защищать Отечество от врагов. Будучи совсем молодым человеком, Александр Невский разгромил и шведов, и ливонцев.
Возникает самый главный вопрос: почему же мы молимся ему как святому? Почему память о нем сохраняется не только среди политиков, изучающих историю страны, не только среди военачальников, изучающих в академиях талант полководца Александра Невского?
Ответ стал ясен в далеком 1943 году, когда, казалось бы, забытое имя святого благоверного князя вспомнили руководители Советского Союза. Для того, чтобы сокрушить страшного врага, нужно вдохновить народ на эту войну так, чтобы все принимали участие в этой борьбе. Одними идеологическими лозунгами, принуждением, даже самым страшным, нельзя было поднять именно весь народ на эту смертельную схватку. В труднейший момент Великой Отечественной войны вновь вспоминается имя святого благоверного князя Александра Невского. Не надо было по радио ничего говорить — каждый знал, кто такой Александр Невский. Одно только упоминание об этом святом благоверном князе душу русских людей наполняло великой силой любви к своему Отечеству. Это имя соединило 1943 год с далеким XIII веком и дало великую силу духа тем, кто должен был идти и жизнь свою отдать за Отечество.
Аристарх (Смирнов), митрополит
Кемеровский и Прокопьевский
Пасмурным ноябрьским днем 1263 года опустел стольный город Владимир. Нет, не война и не чума, не пожар и не голод выгнали народ в стужу из теплых жилищ. Все, от дряхлых стариков до малых детей, вышли за городские стены и двинулись по дороге в Боголюбово, чтобы встретить угасшее солнце Земли Русской — гроб с телом своего вождя и защитника. И когда эти толпы осиротевших людей увидели погребальную процессию, по свидетельству летописца, потрясалась земля от стонов и крика.
Рыдание длилось и во Владимирском кафедральном соборе, где совершался чин отпевания. Плач народный заглушал голоса духовенства и певчих. Скорбь утраты терзала сердца: то из одной, то из другой груди вырывался отчаянный вопль: «Погибаем!»
Но внезапно смолкли крики и рыдания, глубочайшая тишина воцарилась в храме. На глазах у всего народа усопший князь, как живой, протянул свою руку и сам взял у митрополита свиток с разрешительной молитвой, а затем вновь сложил руки крестом на груди.
Так Господь благоволил ясным знамением показать небесную славу угодника Своего, благоверного князя Александра Невского. Эта высокая, могучая душа была дарована Руси в страшную годину во спасение русского народа от духовной смерти.
То было время, когда большинство русских городов лежало в развалинах, когда отечество наше было опалено пожарами, полито кровью, истощено тяжкой данью. Войска хана Батыя, явившиеся с Востока, опустошили Русь. Но не на Восток обратил свой меч великий русский воин, благоверный князь Александр Невский. Ополчаясь против западных «орд», сказал он знаменитые слова: не в силе Бог, а в правде. Князь-молитвенник видел врага Руси, несравненно злейшего, чем монголо-татары, отсюда проистек завет, данный им потомкам: крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке...
Ревнитель благочестия, молитвенник и постник, благоверный князь Александр не забывал и о своем долге правителя — готовился защищать Церковь и народ силою меча. Он освоил ратное искусство так, что превосходил в этом опытнейших своих витязей...
Во время земного подвига благоверного князя Александра он имел много недоброжелателей, называвших его душителем вольности, татарским угодником...
Святой великий князь не был «добреньким», он был истинно добр. Он искал не любви человеческой, но блага отечества. Он служил не страстям толпы, но делу Божию... Он пламенно любил Русь — и властной рукою гнул непокорных соотечественников под ордынское ярмо, ибо иного выхода не было. Он был прославленный воин, но более славился, когда смиренно склонял колена перед ханами, предстательствуя за родную землю. Он обладал несравненным даром любви к ближнему, этот дар позволил ему завоевать благоволение ордынских властителей, чувствовавших в нем не лукавую лесть, а искреннюю любовь к себе. Святой великий князь Александр Невский явился идеалом благоверного правителя, житием своим исполнившего евангельский завет мудрости змииной и кротости голубиной...
Часто из-за малодушия и маловерия начинаем мы сетовать: мол, невозможно жить по Божьи, хранить себя в чистоте среди тревог нашего времени, мирских забот, соблазнов и скорбей. Но вот, благоверный князь Александр Невский жил в миру, среди войн и раздоров, выносил нечеловеческий груз государственных забот и одновременно являлся ревнителем церковных уставов, пламенным молитвенником, человеколюбцем и боголюбцем, чуждающимся греха и сияющим святостью.
Владимир (Иким), митрополит
Омский и Таврический
Этот святой — Александр Невский — для нашей Церкви особый: во-первых, это святой Русской Православной Церкви, во-вторых, его жизнь для нас поучительна, она разрушает многие стереотипы, которые, к сожалению, у нас до сих пор есть.
Благоверный князь был глубоко верующим человеком. Он был руководителем страны, дипломатом и политиком своего времени, он был военачальником, одержавшим победу во многих войнах не только благодаря своей мудрости, но и при помощи Божией. В нем одновременно сочеталась еще и глубокая вера: он постоянно был в церкви, проявлял любовь к Богу, к людям, он постоянно служил Богу. И очень важно, дорогие братья и сестры, отметить его особую заслугу — он смог сохранить веру православную, он был твердыней Православия. Когда его пытались склонить в другие религиозные верования, он твердо стоял на исповедании своей веры.
Сегодня очень много людей задают вопрос о том, зачем ходить в церковь, причем так часто? Мы предлагаем верующим хотя бы раз в неделю приходить в храм Божий, но если получается чаще, то это еще лучше. И некоторые люди, например, мамы и папы говорят своим детям: «Если ты чаще будешь ходить в церковь, ты — шизофреник, больной человек». Вот это наши современные родители. Неужели князь Александр Невский был шизофреником, что ходил часто в церковь? Почему бы нам не взять за пример этого святого? Нужно ходить в Церковь так, как положено православному христианину.
Второй стереотип — люди думают, что если человек политик, дипломат, руководитель какой-то организации, государство, то не должен быть верующим. Жизнь Александра Невского показывает нам обратный пример. То же самое говорят и про военачальников, что им все можно, им не надо поститься, молиться, они должны только защищать родину. А Александр Невский, несмотря на свое воинское положение, и постился, и молился. Он выполнял все правила христианской жизни. И нам тоже нужно с вами, дорогие братья и сестры, взять пример из жития этого святого нашей Русской Церкви.
Когда мы празднуем память того или иного святого, который достиг святости при своей земной жизни, это подвигает нас к тому, чтобы мы тоже стремились к святости, совершенствованию, не стояли на каком-то своем особом уровне, не желая дальше двигаться. Мы постоянно должны двигаться вперед, совершенствоваться, быть лучше, каждый день в нас что-то должно меняться, чтобы мы возрастали до полной веры возраста Христова. Мы должны следить за собой, видеть свои дела, поступки. И если видим, что в нашей жизни что-то не так, мы должны это все упорядочить.
Викентий (Морарь), митрополит
Ташкентский и Узбекистанский
Особое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. По призыву Блаженнейшего митрополита Московского Сергия верующим народом были собраны средства для создания авиационной эскадрильи имени Александра Невского. На одном из истребителей с надписью на борту «Александр Невский» сражался Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин; за годы войны он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника.
Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».
Николай (Погребняк), епископ Балахнинский,
викарий Московской епархии
Нам дорог светлый образ князя Александра Невского. Наш великий полководец, наш великий угодник, наш великий защитник святой веры православной. Какие напасти терпела Русь святая! Но никогда в уныние не впадал князь Александр Невский. Мудростию своею все побеждал и мужеством своим. И нам заповедал никогда в уныние не впадать, но знать — с нами Бог! «Бог не в силе, а в правде», — вот завет князя Александра Невского всем нам и всей нашей земле святой Русской.
Архимандрит Зосима (Сокур)
Среди святых Церкви, среди отшельников, святителей и мучеников есть такой особый чин — «благоверные князья», которые, выполняя свой гражданский долг, свое гражданское служение, явили образ христианской жизни. Я думаю, что этот подвиг был одним из самых трудных. Наверно, легче было исполнять заповеди Христовы в других служениях, нежели в княжеском, когда человек должен был повелевать, воевать, наказывать. Тем не менее, множество князей оказались среди христианских святых. И конечно,., мы прославляем Александра Невского не за его победу на Чудском озере или за его победу над шведами — это есть гражданское прославление человека — а мы прославляем его за победу над собой, над гордостью князя, гордостью воина!..
Эта черта князя Александра и сделала его в глазах народа праведником: он умел прощать, умел себя обуздывать. И к хану татарскому ездил, тоже ломая, преодолевая себя, потому что нелегко ему было, победителю шведов и немцев, становиться на колени перед татарским ханом. Но он становился ради народа, ради того, чтобы земля не была разгромлена и разграблена, потому что понимал — оружием он татар одолеть не сможет...
И сегодня мы просим у благоверного князя Александра Невского, чтобы он дал нам, по его молитвам, мужество побеждать себя, побеждать в себе злобу, обиду, ропот, недовольство. Чтобы душа наша была свободна от этого, чтобы она примирялась с жизнью и в то же время приобретала любовь к Богу, Который есть начало и конец всей нашей жизни.
Протоиерей Александр Мень
Святой благоверный князь Александр Невский царствовал в тяжелое время для России. Силы его были слабы, а враги бесчисленны. Призванный на дело служения своему отечеству во время татарского нашествия, когда свирепые татары опустошили и подчинили себе Русь, благоверный князь явился истинным хранителем и утешителем земли русской. Он удерживал свой народ против поработителей, заповедуя повиноваться им, «ибо Господь почтил их царством», внушал всем терпение в перенесении посланного свыше наказания, внушал приносить покаяние в своих грехах, показывая собою добрый пример терпения.
Много мудрости нужно было иметь великому князю, чтобы, с одной стороны, не ожесточить сильных мира сего, а с другой стороны, — защитить свой народ от насилия и произвола. Много требовалось рассуждения, чтобы управлять страной, в которой по прошествии татарских полчищ цветущие города и села были разоряемы и сожигаемы, а народ разбегался от страха врагов и скрывался в лесах и других укромных местах. Вера и крепость духа святого Александра Невского изыскивала средства ослаблять и отклонять беспорядки и нестроения. Он ради своего народа едет в Орду к свирепому хану Батыю и, показав свое смирение пред ним, с одной единственной просьбой — не мешать и не истреблять на Руси святой православной веры.
Святой князь понимал и провидел своим богопросвещенным умом, что с верой Россия все тяжелые времена переживет. Благочестивый князь видел в православной вере единственный залог спасения Руси, раздробленной на уделы и теснимой со всех сторон врагами. С другой стороны, св. князь твердо был убежден, что святая вера есть единственный залог жизни вечной, для которой он подвизался на земле ко благу вверенного ему Богом народа.
Протоиерей Николай Крикунов,
настоятель храма во имя иконы
Божией Матери «Всех скорбящих
Радость» на Калитниках
Бог не оставляет Церковь во времена тяжких испытаний, но воздвигает из ее среды «мужей силы и разума». Именно об этом даре молимся мы среди сегодняшних потрясений — не менее ужасных, чем те, что пережило наше Отечество в самый трудный период своего существования — в XIII веке. Русская земля навсегда обязана благоверному князю Александру Невскому своим объединением и величием. Значение подвига этого святого для русской истории точно выразил извещенный свыше во время богослужения о его преставлении митрополит Кирилл: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской».
Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель храма святителя
Николая в Пыжах
В Священном Писании и сказано: В память вечную будет праведник (Пс. 111, 6). И одним из таких праведников является заступник земли Русской — Александр Невский, который был правнуком великого князя Юрия Долгорукого, основателя Москвы, и прадедом святого благоверного князя Димитрия Донского. Он родился в самом начале XIII века, а это время было страшным потрясением для Святой Руси: с севера угрожали шведы, с запада наступал римо-католический орден псов-рыцарей, а с востока нахлынули татаро-монголы. Задачей любого главы государства в это время было спасти Русь и поставить ее в такие условия, чтобы она смогла выжить и продолжать свой исторический путь. Человеком, который принял на себя эту задачу и блестяще справился с нею, был в нашей истории святой Александр Невский...
Древние летописи говорят, что Александр был «хранителем земли Русской». Он двадцать семь лет стоял «на Божественной страже» Святой Руси. И если к двадцати годам новгородцы называли его «чистым и безгрешным», а к тридцати — «непобедимым», то к сорока, уже на «закате» своей жизни, он выступает как великий «печальник», страдалец за землю Русскую. Постоянные ратные подвиги, тяжелые молитвенные бдения, недостаток «нормального» сна, изнурительные переговоры с татарами подорвали здоровье князя в самом расцвете сил. Сорок пять лет прожил на земле Александр Невский, и, чувствуя приближение кончины, принял монашеский постриг с наречением имени Алексия, причастился Святых Христовых Тайн и мирно, по-христиански, отдал Богу свою многострадальную душу...
Страшная весть о смерти святого князя так поразила Русь, что в народе говорили: «Закатилось Солнце земли Русской». Но, верный народу при жизни, не оставил Александр Святую Русь и после смерти.
Протоиерей Леонид Константинов,
настоятель Николо-Иоасафовского
собора в Белгороде
В отличие от многих других угодников Божиих, имя святого Александра Невского всем хорошо знакомо еще со школьной скамьи. Даже десятилетия государственного атеизма не смогли стереть память о нем из сознания людей. Потому что то дело, которое он совершил в жизни своей, во многом определило судьбу нашей страны, судьбу нашего народа и будущее Православной Церкви в России.
Но было бы совершенно неправильно приписывать церковному почитанию Александра Невского его политические, военные, дипломатические и прочие способности или заслуги перед страной. Конечно, как граждане своей страны, мы должны быть ему благодарны за то великое дело, которое он совершил для русского народа, а значит, и для нас с вами.
Но в личности святого сам по себе героизм, патриотизм, тот или иной талант не объявляются святыми. Человеческая одаренность, человеческая гениальность не являются заслугой самого человека — это дар Божий. А потому эти качества не могут являться предметом суда Божия. Потому что кому-то этот дар дан, а кому-то нет.
Как, кстати, и отсутствие каких-либо ярких способностей никак не умаляет человека в очах Божиих и не является препятствием для его духовного роста. Другими словами, Церковь никогда не канонизировала людей, то есть официально не признавала святыми, только лишь за их политические заслуги и способности...
И для Александра Невского путем, ведущим к спасению, путем, ведущим к святости, путем, ведущим к цели человеческого бытия, явилось великокняжеское служение. Свою великокняжескую жизнь он прошел не по широкой ковровой дорожке, усыпанной лепестками роз. А по тернистому, жертвенному, поистине крестному пути, входя в Царствие Божие теми тесными вратами, о которых говорит Господь в Евангелии. Почему и жизнеописание Александра Невского и называется житием. Потому что он явил святость, а значит, цель человеческой жизни, находясь на высшем государственном посту. Ему удалось в тех экстремальных условиях таким образом организовать свой внутренний мир, что он стал близким к Богу. И эта его близость к Богу дает нам уверенность на его молитвенное ходатайство за тех, что являлось доминантой всей его жизни, наивысшей ценностью, это народ и это вера православная. Это то, за что он и сегодня продолжает бороться, но уже не силой ума и не силой меча, а силой своего духа, силой своей молитвы.
Протоиерей Александр Глебов,
клирик храма Владимирской иконы
Божией Матери в Санкт-Петербурге
Святой благоверный князь Александр Невский вместе со своим духовным наставником, митрополитом Кириллом, выступил в 1240 году против полчищ латинян. Ему Господь судил нести на себе крест служения и великого благоверного князя, то есть государственного правителя, и крест смиренного инока. И он в своей жизни, в своей личности воплотил вот эту удивительную благодетель: рассудительность. Он прекрасно понимал, что монголы в ту эпоху не представляли опасности для души народа, именно для его веры. Поэтому в отношении с монголами он проявил кротость и смирение, и тем самым уберег Русскую землю от очень больших потрясений, которые могли бы быть, если бы он встал также решительно против монголов, как он встал против латинян. Он чувствовал эту смертельную опасность, которая исходила от «цивилизованного» Запада, который шел с целью убить душу народа.
Священник Дмитрий Беженарь,
руководитель Миссионерского отдела
Сергиево-Посадского благогиния
Крестоношение как содержание духовной жизни христианина нашло самый живой и непосредственный отклик не только в душе, но в самой жизни князя Александра Невского...
В историю князь Александр вошел с прозвищем Невский, как свидетельством своей битвы со шведами. Следует отметить, что в исторических источниках такое наименование, связанное с именем князя Александра Ярославича, зафиксировано не ранее XVI века. Считают, что князь был так наименован в «Степенной книге царского родословия» времен митрополита Макария и царя Ивана IV Грозного...
В трудное время пришлось нести бремя власти князю Александру. С запада Русские земли терзали шведы и немцы, желавшие «окатоличить» Русь, подчинить ее власти папы. С востока угрожали монгольские полчища.
Благоверный князь Александр Ярославич находился на Владимирском престоле около одиннадцати лет. Своим заступничеством он охранял землю Русскую.
Иеромонах Варфоломей (Минин),
настоятель храма святых
равноапостольных Кирилла и
Мефодия во Владимире
Два подвига увенчивают святую душу благоверного князя Александра Невского. С мечом в руке он защищал свой дом от западных интервентов. Подчинение же Александра Орде иначе не может быть оценено, как подвиг смирения. Недаром и Степенная книга говорит, что «смиренную мудрость стяжал Александр паче всех человек». Подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром. Когда исполнились времена и сроки, когда Русь набрала сил, а Орда, наоборот, — измельчала, ослабла и обессилела, тогда стала уже ненужною Александрова политика подчинения Орде. Тогда политика Александра Невского естественно должна была превратиться в политику Дмитрия Донского. Поэтому без преувеличения можно сказать, что наследием подвигов благоверного князя Александра Невского явилась великая православная московская держава.
Иеромонах Гавриш, насельник
Воскресенского Ново-Иерусалимского
ставропигиального мужского монастыря
Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.
Священник Алексей Веретельников,
клирик храма Новомугеников и
исповедников Российских в Строгино
Всю свою жизнь направил боголюбивый князь на исполнение евангельской заповеди о любви к ближнему, на служение народу, вверенному ему Самим Господом. Познав Бога, Александр не остановился только на одном познании, но попытался донести благую весть до сердец подчиненных ему новгородцев. Его миссия состояла не в проповеди.., а в реализации в самом себе образа истинного христианина делами милосердия и благотворительности в тяжелые для его княжества годы голода и неурожая, делами миротворчества и защиты своего государства от вражеского нашествия, примером благочестивой христианской жизни и твердого стояния в вере, а главное всецелой жертвенной самоотдачей за свой народ, за святость своей души.
Жизненный путь святого Александра Невского не есть отвержение аскетических, монашеских путей, но лишь свидетельство многообразия путей спасения; среди этих путей есть и путь служения государству.
Святой Александр понимал необходимость объединения русских земель, всячески содействовал их единству. Стремясь исключительно к миру, он много воевал, однако все эти войны были вынужденными.
Священник Александр Пальгевский,
клирик храма во имя Святого Духа
поселка Гатово
Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.
Заслуга святого Александра Невского заключается в том, что не иначе как Провидением Господним он сумел распознать оба зла и из двух избрал меньшее. Его выбор во многом способствовал тому, что мы не стали «подобием», а сберегли свою самобытность и высочайшую духовную культуру — Православие.
Диакон Артемий Наумов
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |