Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в царствующий град Петербург
I. В настоящий день мы не можем пожелать для всех ничего лучшего, как той небесной славы, которую приобрел себе святой, достойно чтимый и ублажаемый ныне Святой Церковью, благоверный князь Александр Невский, живший в трудное время татарского порабощения России. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, пред ним благоговеют потомки, честные мощи его прославил нетлением праведный Мздовоздаятель праведников, Святая Церковь причислила его к лику святых. Чем же стяжал себе такую славу св. Александр Невский? На это отвечает мать наша, Православная Церковь, в одном из своих песнопений в честь его: «Придите все российские сыны», — воспевает она, — «восхвалите доброго начальника, власти — мудрого строителя, воины — доблестного воина, любители Православия — твердого исповедника веры, изволением мученика» (канон святому Александру Невскому). Вот цветы, из коих сплетен неувядаемый венец славы благоверного князя, святого Александра Невского.
II. а) Итак, святой благоверный князь Александр Невский был прежде всего добрым и милостивым начальником. Призванный на дело служения своему отечеству во дни посещения его — во время татарского нашествия, благоверный князь явился в это время истинным хранителем и утешителем земли русской. Он хотя и болел душою по братиях своих, но не только не пытался идти войною против поработителей своих, а и удерживал народ от этого, заповедуя повиноваться им, «ибо Господь почтил их царством», внушал всем терпение в перенесении ниспосланного свыше наказания и покаяние во грехах своих, показывая собою добрый пример; людей бедных и нищих, томимых голодом, питал хлебом своим, утешал отчаивающихся; сам собирал дань для поработителей своих, дабы тем укротить жестокость и варварство их. Не раз путешествовал благоверный князь в орду для ходатайства за русский народ пред неверными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грех их», а в последнее свое путешествие для защиты земли русской и окончил свою земную жизнь...
б) Святой благоверный князь Александр Невский был, далее, мудрым правителем. Много мудрости нужно было иметь великому князю, дабы, с одной стороны, не ожесточить могучих властелинов, а с другой — защитить беззащитный народ от их насилия. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, в которой, по прошествии полчищ татарских, цветущие города и села были разоряемы и сжигаемы, народ разбегался от страха врагов, скрывался в лесах и других потаенных местах, ожидая себе поминутно смерти от меча варваров. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящей из множества самостоятельных княжеств, действовавших порознь против общего врага. Но мудрость святого Александра Невского изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и беспорядки...
в) Третья царственная доблесть Святого Александра Невского, прославляемая Святою Церковью, — это непобедимое мужество, приводившее в восторг и удивление всех современников. Невидимая помощь свыше, которой благоверный князь вверял себя с молитвою, видимо осеняла его во многих войнах с врагами земли русской, так что слава бранных подвигов его проникла во все страны мира. Но и по окончании своего земного поприща святой Александр Невский не оставил без попечения своего земли русской и на небе: явил помощь и по смерти своей князю Дмитрию Донскому в борьбе его с татарами и исходатайствовал царю Иоанну победу над казанцами. В силу этого мы веруем, что он ныне ограждает молением своим и всех нас...
г) Наконец, самый лучший цвет в неувядаемом венце славы благоверного князя Александра Невского есть благочестие и святая ревность его по вере. Благочестивый князь видел в православной вере, насажденной в земле русской равноапостольным предком его, князем Владимиром, единственный залог спасения Руси, раздробленной на уделы и теснимой со всех сторон врагами, — и ни угрозы, ни ласки, ни льстивые обещания римского посла не могли склонить его к измене Православию. «Ни огнь, ни вода, ни меч и никакая сила не принудят меня отступить от учения Православной Восточной Церкви», — эти достопамятные слова произнес он некогда против обольщений Запада. С другой стороны, Александр Невский твердо был убежден, что святая вера есть единственный залог жизни вечной, для которой он и подвизался на земле ко благу вверенного ему Богом народа. Он решился лучше умереть в Орде, по примеру благоверного предка своего, святого князя Михаила Черниговского, чем уступить требованию зловерных и совершить языческий обряд: «огню и идолам кланяться не буду», — сказал благочестивый князь Александр Невский страшному завоевателю Батыю: «Я — христианин, и лучше приму смерть, чем отвергнусь веры пред людьми». Сам свирепый повелитель татар — Батый, уважая мужество исповедника Христова, вопреки своему обычаю, принял и отпустил его с честью.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |