Почитание
Четырнадцатого ноября 1263 года благоверный князь Александр Ярославич, любимый и почитаемый государь Северо-Восточной Руси, скончался. Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории — вплоть до настоящего времени.
Произнося речь над гробом благоверного князя Александра, предстоятель Русской Церкви, митрополит святитель Кирилл, называет его «солнцем земли Суздальской». Он же свидетельствует о чуде, случившемся при погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит хотел вложить в его руку духовную грамоту, он и предстоящие увидели, как князь, словно живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. После того как митрополит поведал об увиденном народу, почитатели благоверного князя стали обращаться к нему за помощью, как к святому.
Не позже 1280-х годов в стенах Владимирского Рождественского монастыря была написана первая редакция «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Житие состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств самовидцев; в конце был приписан плач по умершему, включавший и посмертное чудо с духовной грамотой. При этом последний эпизод являлся свидетельством безусловной святости князя, а весь текст жития говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига Александра. Согласно предположениям исследователей, автор являлся младшим современником Александра Невского и, возможно, одним из его приближенных.
Впоследствии «Повесть» неоднократно подвергалась различным переделкам, переработкам и дополнениям. Всего насчитывается до двадцати редакций жития, датируемых XIII—XIX веками.
В XIV—XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе, в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом, как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя.
После 117-летнего пребывания в земле святые мощи были обретены нетленными. Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.
В 1491 году во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон св. Александру Невскому.
В начале царствования Ивана Грозного почитание благоверного князя Александра Невского значительно возросло. Этому во многом способствовала проповедь митрополита Макария, почитавшего благоверного князя. Во время похода на Казань он писал царю, благословляя его на битву и призывая вспомнить «храбрость прародителей своих, Богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго князя Александра Невского и прочих сродник твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» [32]
Практически в то же время в лагере Ивана Грозного, шедшего на Казань, произошло чудо по молитвам к благоверному князю Александру Невскому. Во Владимире во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого.
Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 года. К соборному прославлению благоверного князя Александра по благословению Московского митрополита Макария иноком владимирского Рождественского монастыря Михаилом была составлена служба святому. Тогда же было написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Как сказано в «Слове», его автор записал рассказ о чудесах благоверного князя Александра Невского со слов иноков Рождественского монастыря. В 1550 году «Слово» вошло в состав Великих Миней Четьих.
В конце XVI века служба, составленная монахом Михаилом, была дополнена вторым каноном, то есть стала по составу бденной. Согласно предположениям исследователей, автором дополнений к службе был Иона (Думин), архимандрит Рождественского монастыря. Служба появилась уже в первом издании Минеи в 1610 году.
В Уставе, изданном в том же году, в отношении празднования памяти благоверного князя Александра находится указание: «Полелей, аще хощет настоятель». Еденная служба из Минеи 1610 года была помещена также в дополнительной части Минеи праздничной 1637 года, но в ней уже появилось особое величание благоверного князя Александра Невского как преподобного.
Подъем почитания благоверного князя Александра произошел в XVIII веке при Петре I. Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 года, Петр I повелел перенести мощи благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, чтобы освятить новую столицу, новую обитель — Александро-Невский монастырь и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей благоверного князя Александра произошла 30 августа 1724 года в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот же день был освящен во имя святого Александра Невского верхний храм церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Александро-Невского монастыря и здесь установлена рака с мощами.
В 1724 году император Петр приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя». Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой — подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер.
В 1725 году архимандрит Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование памяти благоверного князя Александра в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание Александра Невского в этой службе утратило все элементы величания преподобному. В титул святого было добавлено слово «великий».
Уже после смерти императора Петра I, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград.
При императоре Петре II празднование 30 августа было отменено, а при императрице Анне Иоанновне восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы благоверному князю Александру Невскому: 23 ноября — на погребение — бденная служба XVI века и 30 августа — на перенесение мощей — служба 1725 года. Акафист благоверному князю был составлен епископом Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре.
А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого. На ее изготовление было истрачено 90 пудов чистого серебра — первой продукции «Колыванских рудокопен».
В 1790 году святые мощи благоверного князя Александра Невского были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 года.
В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома. Последнее обстоятельство во многом предопределило, почему во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей.
В конце XVIII века, а окончательно уже в XIX веке под влиянием трудов светских историков личность Александра приобретает черты национального героя. В характерном возвышенном тоне писал об Александре Н. Карамзин, весьма достойно предстал князь в «Истории» С. Соловьева, и даже скептик Н. Костомаров написал о нем в почти карамзинском духе.
Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации. Но эвакуация не была осуществлена.
В мае 1920 года рака со святыми мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи благоверного князя Александра, обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 году. После экспертизы рака была опечатана.
12 мая 1922 года мощи благоверного князя Александра были вновь вскрыты. Вслед за этим раку и сами мощи изъяли из Александро-Невской обители. С этого времени мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака — в Эрмитаже.
С началом Великой Отечественной войны и в связи с ослаблением гонения на Церковь почитание святого благоверного князя Александра Невского вновь стало не только церковным, но и государственным. Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского. А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути — восстановлении) ордена Александра Невского.
В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А. Лепорской и А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев — Александра Невского, А. Суворова, М. Кутузова, Петра I. В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского.
Несмотря ни на что мощи благоверного князя по-прежнему оставались в Музее истории религии и атеизма. Лишь с началом перестройки, в мае 1988 года, мощи благоверного князя Александра Невского были переданы Русской Православной Церкви и 3 июня 1989 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры.
В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь. О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации.
В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.
В 2008 году в результате голосования на проекте телеканала «Россия» — «Имя России» — благоверный князь Александр Невский был выбран, как наиболее популярный исторический деятель.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |