Александр Невский
 

Великий князь Владимирский: 1256—1258 годы

Брат благоверного князя Александра Андрей вернулся из Швеции в 1256 году. Александр выделил ему в удел из области великого княжения Городец и Нижний Новгород. В Орду с дарами был предусмотрительно отправлен двоюродный племянник братьев Ярославичей — ростовский князь Борис Василькович. Так, возвращение князя Андрея было улажено тихо и без огласки.

А вскоре из Орды пришло тревожное известие — внезапно умер хан Сартак. В его скоропостижной смерти обвиняли его дядю Берке, стремившегося к власти. Новым ханом был провозглашен малолетний сын Сартака — Улагчи, правительницей при нем стала одна из жен Батыя Боракчин.

По установившимся правилам князья должны были ехать в Орду за подтверждением ярлыков. Но Александру Ярославичу в то время было не до поездки в Орду — на севере, угрожая новгородской земле, вновь зашевелились шведы. Инициатором нового крестового похода был Дитрих фон Кивель, получивший благословение папы на обращение в католичество язычников и схизматиков. Узнав о новом наступлении шведов, новгородцы сообщили об этом благоверному князю и стали собирать ополчение. Александр также собрал войска и двинулся к Новгороду. Однако, до прямого столкновения с отрядами фон Кивеля не дошло. Услышав, что навстречу ему идет Александр с дружиной, он собрался и уплыл обратно в Швецию. Вместе с ним в Швецию убрался и гарнизон Нарвской крепости, которая перешла к новгородской земле.

Тогда, чтобы хоть на время прекратить пограничные стычки, Александр предпринимает поход в недавно присоединенные к Швеции земли финского племени емь. Поход был тяжелым, так что даже победа не принесла радости. По результатам похода емь так и осталась в сфере влияния Швеции, а приграничные столкновения между емью и карелами через несколько лет возобновились. Единственным положительным итогом этого похода стало то, что у Швеции надолго отбили охоту соваться в новгородские пределы.

Далее медлить с поездкой в Орду было нельзя, и Александр вместе с братьями и ростовскими племянниками направляется в Сарай. В эту поездку произошло окончательное примирение Андрея с ордынской властью — ему был дан ярлык на Суздаль. Благоверный князь Александр мог быть спокоен за брата.

Однако, появилась новая причина для беспокойства. Повелитель Монгольской империи хан Мунке требовал переписи для упорядочения сбора дани. В Сарае его поддерживал Берке. В ближайшее время на Русь должны были отправиться переписчики, значительную часть которых составляли мусульмане, находившиеся на службе у Орды. К ним были приставлены отряды монгольских воинов для охраны, но в целом их безопасность должны были обеспечить русские князья. Это могло вызвать недовольство народа и так пострадавшего от захватчиков, но князья были вынуждены согласиться. Наибольшая ответственность была возложена на великого князя Владимирского Александра.

Вместе с князьями, возвратившимися домой, на Русь приехали ордынские чиновники. Как и предполагалось, народ был недоволен переписью, но благодаря огромному влиянию князя Александра, каких-либо серьезных инцидентов в Северо-Восточной Руси удалось избежать.

Не то было в Новгороде. Новгородцы возмутились грядущей переписью — первой жертвой возмущения стал посадник Михалко Степанович, получивший посадничество благодаря покровительству Александра Невского. Сидевший в Новгороде отцовским наместником Василий и не думал гасить бунт. Вместе со своей дружиной он поддержал новгородцев, готовых перебить ордынских численников, когда те приедут в Новгород. Новгородские бояре, сторонники князя Александра, сообщили ему о творящихся в городе нестроениях.

Ордынские чиновники прибыли в Новгород под охраной благоверного князя Александра и его дружины. За несколько дней до того Василий бежал в Псков, а его дружина продолжала бунтовать.

Во время открытого возмущения в Новгороде проведение переписи было невозможно. Поэтому численники предпочли забрать предложенную дань и убраться из города. Князь Александр с дружиной вынужден был задержаться в Новгороде. Он предельно жестко обошелся с дружиной сына, участвовавшей в мятеже: кто-то был казнен, кто-то искалечен. Василий, привезенный из Пскова, был лишен наследства и выслан из Новгорода. После расправы, учиненной Александром над сыном и его дружинниками, волнения в Новгороде немного поутихли. Однако, стоило Александру покинуть новгородские пределы и отправиться восвояси, как мятеж вспыхнул вновь — были убиты несколько бояр — сторонников благоверного князя.

Тем временем пришли известия из Орды — там произошли значительные перемены. Юный хан Улагчи умер при невыясненных обстоятельствах. После его смерти нойоны Золотой Орды единодушно признали ханом Берке — брата Батыя. Новый хан был мусульманином и активно поддерживал идею переписи податного населения, так что ждать от него снисхождения по отношению к русским княжествам не приходилось. Благоверному князю Александру вновь пришлось собираться в Орду.

Однако, еще до поездки к хану Александр получил подтверждение правильности проводимой им политики взаимодействия с Ордой. На сей раз тревожные вести пришли из Галичины — туда, в Юго-Западную Русь, был направлен ордынский полководец Бурундай с войском. Наступление Бурундая застало галицкого князя врасплох, ордынское войско значительно превосходило те силы, которыми он обладал. Под угрозой разорения галицких земель Бурундай потребовал совместного похода на Литву. Хотя самому Даниилу Романовичу удалось уклониться от этого похода, его полки под предводительством его брата Василька вынуждены были выступить совместно с ордынцами. В отместку литовские князья схватили и убили сына Даниила Галицкого — Романа Даниловича, в ту пору бывшего в Литве. Но самый тяжелый удар гордый галицкий князь получил из Рима — вместо обещанной помощи римский папа Александр IV благословил принявшего католичество великого князя Литовского Миндовга на завоевание русских земель, в том числе и Галичины. Можно сказать, что история Юго-Западной Руси стала наглядным примером того, как переменчива политика Рима. Поэтому выбор благоверного князя Александра Невского, давшего жесткий отказ на предложение из Рима, представляется единственно верным не только с религиозной, но и с политической точки зрения.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика