Святой благоверный великий князь Александр Ярославич, нареченный во иноцех Алексий Владимирский чудотворец, преставился в лето 6771 месяца ноября в 14 день
Сын Ярослава II Всеволодовича, вел. кн. Владимирского, от брака (второго?) с Ростиславой-Феодосией (в иночестве Евфросиния) Мстиславовной, дочерью Мстислава Мстиславича, кн. Галичского и Новгородского, прозванного Удалым, родился около 1220 года, был наименован кн. Новгородским в 1236 году, а в 1240 году шведский король вследствие папской буллы отправил многочисленное войско под начальством зятя своего Биргера на ладьях в Неву, к устью Ижоры; при войске были бискупы, чтобы крестить русских. Благоверный Александр вышел к ним на встречу с малой дружиной, но с твёрдою надеждою на Бога. На берегах Невы, где шведы стояли уже станом, встретил Александра начальник приморской его стражи, Ижорянин Пелгусий, ревностный христианин, и поведал ему чудное видение, которого удостоился накануне. Ожидая князя, он провёл ночь на берегу Финского залива в бдении и молитве. Мрак ночной исчез, и солнце озарило поверхность тихого моря. Вдруг Пелгусий услышал шум на море и увидел ладью с гребцами, одеянными мглою, и двумя лучезарными витязями в ризах червлёных; витязи походили на св. страстотерпцев Бориса и Глеба, как изображались они на иконах. Один из витязей сказал другому: «Брат Глеб, вели гребсти скорее, да поможем сроднику нашему Александру!» Битва началась 15 июля в день памяти св. Владимира, просветителя Руси, в начале дня и продолжалась до ночи. Шведы бились упорно, но потерпели страшное поражение. Тёмная ночь спасла остатки шведов; они спешили бежать восвояси. Эта славная победа доставила победителю прозвание Невского. Кончив со шведами, Невский витязь должен был поспешить против Ливонских рыцарей, которые завладели Изборском, разбили псковитян и при помощи изменника Твердислава ворвались в самый город Псков. Александр двинулся на защиту Пскова и разбил немцев на весеннем льду Чудского озера. Пятьсот рыцарей пало в битве, около пятидесяти попалось в плен. Когда Александр с торжеством входил в город св. Ольги, ведя за собою пленных рыцарей, весь Псков с восторгом встретил его. Он завещал псковичам любовь к своему потомству. «Если кто из позднейших моих потомков прибежит к вам в печали, — сказал он, — или просто придёт пожить к вам, и вы не примете, и не почтёте его как князя, то назовётесь вторыми жидами». Эту победу современники прозвали «Ледовым побоищем»; она заставила орден трепетать за собственное существование, папа принуждён был до времени отложить свои виды на присоединение Русской земли к латинству. По кончине отца и после непродолжительного правления брата Святослава престол великого княжения достался по праву престолонаследия Александру Невскому. Теперь победителю шведов и рыцарей предстояла другая, более трудная победа — победа над самим собою. Доселе он не преклонял выи своей Орде, и русские люди с гордостью называли его своим независимым князем. Теперь он должен был пожертвовать своею воинскою славою и идти на поклон к Батыю, который давно слышал о нём и желал его видеть. Александр любил отечество более княжеской чести своей, более самой жизни, не хотел подвергнуть Русскую землю новым бедствиям и смиренно поехал в стан монгольский, где Батый принял его с ласкою и освободил от исполнения обрядов языческих (в уверенности, что герой-христианин отвергнет их и предпочтёт смерть за веру Христову). Узнав Александра, Батый сказал, что молва не преувеличила достоинств доблестного князя, что он действительно человек необыкновенный. Оттуда Александр должен был предпринять путешествие в глубину Татарии к великому хану. И там он нашёл такой же приём, как у Батыя: великий хан утвердил Александра на престоле Владимирском, поручив ему всю Южную Россию и Киев. Прямо из Орды Александр с торжеством прибыл во Владимир, где радостно встретили его митрополит Кирилл с духовенством, бояре и народ. Вскоре прибыло к новому великому князю посольство от папы: отчаявшись водворить латинство в России оружием крестоносцев, папа надеялся ещё успеха от хитрых обольщений. Он уверял Александра, что Ярослав, отец его, находясь в Татарии у великого хана, дал слово монаху Карпини принять веру латинскую и, без сомнения, исполнил бы своё обещание, если бы не скончался внезапно, уже присоединённый к истинному стаду Христову; что сын обязан следовать благому примеру отца, если хочет душевного спасения и мирского счастия, что в противном случае он доказал бы свою безрассудность, не повинуясь Богу и Его наместнику (папе), что князь и народ русский найдут тишину и славу под сению римской церкви. Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, написал папе ответ, в котором изложил подробно всю историю ветхозаветной и новозаветной Церкви и догматы семи вселенских Соборов, заключив свое писание так: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем». Этот ответ обличает высокую умеренность благоверного князя и «истинно христианское желание правды и мира в делах веры». Александр не думал укорять римлян, но только доказал, что вера русских чиста и православна. Южная Россия давно уже была обложена данью; новый хан Золотой Орды Сартак, сын недавно умершего Батыя, захотел распространить эту меру в Северной России и в Новгороде. Александр снова ездил в Орду и старался яснее определить отношения Руси к хану: ему удалось придать делу такую форму, что только исчисление народа и раскладка дани были поручены татарским чиновникам, а все прочие дела по управлению государством остались в заведывании природных русских князей. Зимою 1257 года прибыли чиновники татарские, сочли народ в областях Северной Руси и поставили сборщиков дани поголовной, от которой было избавлено одно только духовенство. Дань поголовная требовалась и от Новгорода: герой Невский, некогда ревностный поборник новгородской чести и вольности, должен был с горестию взять на себя дело тяжкое и неприятное — склонить к рабству народ гордый, пылкий, который всё ещё славился своею исключительною вольностью. Александр отправился в Новгород, едва успел усмирить и подчинить его общему закону. Баскаки сочли жителей Новгорода, распределили налоги и удалились, потому что новгородцы обязались доставлять определённое количество серебра прямо в Орду или через великих князей, но не хотели иметь дела с татарскими сборщиками. Чтобы защитить народ от бесчеловечного общения этих сборщиков, Александр ещё раз поехал в Орду, но на обратном пути должен был остановиться в Нижнем Новгороде: жестокий недуг сокрушал тело, изнурённое трудами. Отдохнув здесь несколько времени, он доехал до Городца, но там, чувствуя приближение кончины, поспешил принять схиму с именем Алексия и преставился в ночь на 14 ноября 1263 года, на 45 году от рождения. В продолжение своей жизни Александр участвовал более нежели в двадцати битвах, четыре раза ездил в Орду, где многие из современных князей сложили свои головы под ножами убийц; но он, хранимый самим Богом, везде был цел и невредим, мечи врагов и ножи убийц щадили его, только он сам не щадил себя. Истощив силы в ревностном служении отечеству, он не давал себе покоя и отягчённый трудами непомерными, скончался в цвете лет. Тело великого труженика за Русскую землю было привезено во Владимир и 23 ноября погребено в соборной церкви Рождественского монастыря. Современники повествуют, что усопший великий князь, когда при отпевании хотели разнять руку его для вложения разрешительной грамоты, сам, как бы живой, распростер руку и принял грамоту из руки митрополита (Соф. врем. Т. I. С. 273). Все присутствующие поражены были ужасом при этом чудесном событии и уверились, что Бог желает прославить Своего угодника. Мощи св. князя, как инока, погребены были в Рождественском Владимирском монастыре, где в 1380 году обретены нетленными и положены открыто (Хмыров. «Перечень Государей Русских». С. 7. Рассказы из Ист. Р. Церкви. С. 111—117). В 1724 году император Пётр I перевёз из Владимира мощи Св. Александра на берега Невы, в сооружённый им Александро-Невский монастырь, и установил праздновать память его, кроме древнего праздника 23 ноября, еще 30 августа, в день заключения мира со Швецией. Св. мощи почивают в раке, сооружённой императрицею Елисаветою в 1753 году из первого серебра, добытого в её царствование. Первоначальное житие Св. кн. Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам. Единственный нам известный отдельный список жития в рук. Моск. Дух. Акад. XVI в. № 576, л. 1—9. Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его, составленными в XVI веке, в духе позднейшего житейского стиля (В.О. Ключевский. С. 65—66). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» (Филимонов. С. 199).
Отпечатано по книге
«Описание о Российских святых».
Граф М.В. Толстой. Москва. 1887 год.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |