Александр Невский
 

Монашеский постриг в политической практике Византии

В истории Византии известно немало случаев, когда представители высшей аристократии и в том числе члены императорской фамилии в силу различных причин, главным образом политических, принимали монашество, а потом слагали его, возвращаясь к светской жизни, и даже вступали в брак. Особенно часто подобные послабления допускались в отношении женщин.

К примеру, первое пострижение императрицы Зои Карбонопсины, четвертой жены Льва VI Мудрого (886—912) и матери Константина VII Багрянородного (913—920 и 945—959), состоявшееся в 914 г., впоследствии было отменено на том основании, что Зоя перед постригом (произошедшим во время поста) употребляла в пищу мясо, получив на это особое разрешение константинопольского патриарха, давшего ей послабление по причине болезни, — на несколько лет императрица вернулась к своей обычной жизни.1

Ил. 65. Императрица Зоя, супруга Константина IX Мономаха. Мозаика Софийского собора. Константинополь. Середина XI в. (Стамбул, Турция)

Нечто подобное происходило с дочерьми императора Константина VIII (1025—1028) Зоей и Феодорой. Преемник Константина Роман III Аргир (1028—1034), опасаясь заговора и по настоянию Зои, отослал Феодору в монастырь и приказал постричь.2 Тем не менее в 1042 г., во время восстания против Михаила V Калафата (1041—1042), Феодора была доставлена в Константинополь и коронована.3 При этом ее сестру Зою Михаил V повелел сослать на Принцевы острова и также постричь.4 Это не помешало Зое не только возвратиться на престол, но и в третий раз (в возрасте 64 лет) выйти замуж за императора Константина IX Мономаха (1042—1055).5

Подобная практика продолжалась и во второй половине XII в., в том числе в правление Исаака II, когда она, судя по имеющимся данным, приобрела массовый характер. Согласно сообщению Никиты Хониата, константинопольский патриарх

дал разрешение снять черное платье и возвратиться к прежнему образу жизни и прежней одежде тем женщинам высшего сословия, которых Андроник (император Андроник I Комнин. — А.М.) против воли постриг в монашество.6

В этом сообщении речь идет о патриархе Василии II Каматире (1183—1186), который в свое время много способствовал воцарению Исаака II, но затем впал в немилость и был смещен.7 В вину владыке было поставлено его упомянутое решение об отмене монашеского пострига для родственниц византийских вельмож, пострадавших от репрессий Андроника I. Однако сам Хониат поясняет, что это было использовано как благовидный повод, прикрывающий грубый произвол императора.8

Примечания

1. См.: Garland L. Byzantine empresses: women and power in Byzantium. 527—1204. London; New York, 1999. P. 119.

2. Ioannis Skylitzae Synopsis Historiarum / Rec. I. Thurn. Berolini; Novi Eboraci, 1973. P. 385.

3. Михаил Пселл. Хронография / Пер., ст., комм. Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 63—69.

4. Там же. С. 60.

5. Там же. С. 73—75. Подробнее см.: Garland L. Byzantine empresses... P. 136—157.

6. Никита Хониат. История... Т. II. С. 66—67.

7. Angold M. Church and society in Byzantium under the Comneni. 1081—1261. Cambridge, 1995. P. 119—121.

8. Никита Хониат. История... Т. II. С. 66.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика