Александр Невский
 

Древнерусские, польские и немецкие источники о дате битвы под Завихостом: причины расхождений

Тесная связь Романа с Филиппом Швабским подтверждается не только упоминанием русского князя в синодике монастыря Св. Петра в Эрфурте — главной цитадели Штауфенов в Германии, но и содержащейся в нем точной датой смерти Романа: 13 календы июля, что соответствует 19 июня.1 Знать точную дату смерти русского князя в далеком эрфуртском монастыре могли только при условии, что его связи со Штауфенами имели не разовый и случайный характер, а развивались постоянно вплоть до самой смерти Романа, и что о подробностях его трагической гибели было хорошо известно при дворе короля Филиппа.

Для сравнения укажем, что в Германии не знали дня смерти куда более значительных европейских властителей, чем Роман Мстиславич, состоявших к тому же в более близком родстве с королевской семьей. Например, не известной осталась дата смерти византийского императора Исаака II, отца германской королевы Ирины (Марии), жены Филиппа Швабского: в синодике Шпейерского собора — усыпальницы германских королей, где покоится прах Филиппа и Ирины, — поминовение Исаака приурочено ко дню смерти его первой супруги, матери германской королевы.2

Заметим также, что точная дата смерти Романа не была известна древнерусским летописцам.3 Большинство древних польских анналов и хроник, наперебой сообщающих о славной победе своих князей Лешка и Конрада над Романом, также не знают точной даты гибели русского князя, ограничиваясь только указанием года (1205).4 Лишь в немногих польских источниках (в Рочнике Траски, Малопольском рочнике и Краковском календаре) содержится указание, что битва под Завихостом и соответственно гибель Романа произошли в день памяти Свв. мучеников Гервасия и Протасия.5

Приурочивая битву к дню памяти названных святых, польские средневековые авторы, похоже, не знали ее точной календарной даты: Ян Длугош, к примеру, датировал битву 19 июня,6 а Мацей Стрыйковский — 14 октября.7 Дело в том, что память раннехристианских святых Гервасия и Протасия (живших в I—II вв.) отмечается дважды: 14 октября — в день их мученической кончины, а также 19 июня — в день обретения их мощей. Последней дате отдается предпочтение в католической церкви, так как день обретения мощей святых великомучеников в 386 г. епископом Амвросием Медиоланским знаменует собой окончательное торжество ортодоксального христианства над арианством в Медиолане (Милане). Православная же церковь датой памяти свв. Гервасия и Протасия принимает 14 октября (по юлианскому календарю).8

Как видим, древнерусские и польские средневековые источники либо совсем не знают точной даты битвы под Завихостом и гибели Романа Мстиславича, либо путаются в ее определении. В то же время в далекой Германии эту дату знали в точности (и она совпадает с днем памяти свв. Гервасия и Протасия, принятым в Западной церкви). Объяснить такое странное, на первый взгляд, обстоятельство можно лишь тем, что в Германии с особым вниманием следили за выступлением Романа летом 1205 г. И если на Руси и в Польше этот злосчастный поход воспринимался как неожиданная и даже нелепая случайность, то в окружении Штауфенов на него смотрели иначе: выступления своего русского союзника здесь ждали и потому хорошо знали о его трагическом результате.

Примечания

1. Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde... S. 517.

2. Kalendarium necrologicum canonicorum spirensium recentius // Fontes rerum Germanicarum. T. IV. Stuttgart, 1868. P. 323. Подробнее см. главы 21 и 22 настоящей работы.

3. Ипатьевская летопись вообще не содержит известий о гибели Романа, а в Лаврентьевской летописи указан только год этого события. См.: ПСРЛ. Т. I. М., 1997. Стб. 425.

4. Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники: текст, перевод, комментарий. М., 1990. С. 148—149, 156; MPH. T. II. Lwów, 1872. P. 800—801; Т. III. Lwów, 1878. P. 46; MPH. Series nova. T. VIII. Warszawa, 1970. P. 79.

5. MPH. T. II. P. 836, 923; Т. III. P. 162.

6. Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша. С. 347.

7. Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Źmódska і wszystskiéj Rusi. T. I. Warszawa, 1846. S. 213—214.

8. См.: Скурат К.Е., Грацианский М.В. Амвросий Медиоланский // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2000.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика