Чудотворные иконы
Подобно византийским императором и правителям славянских государств на Балканах, Роман Мстиславич проявляет также заботу о приобретении других высокочтимых христианских реликвий и прежде всего чудотворных икон.
Вероятно, ко времени Романа Мстиславича относится появление в Галицко-Волынской Руси особо почитаемой чудотворной иконы Холмской Богородицы, неоднократно привлекавшей к себе внимание исследователей.1 После Второй мировой войны этот образ считался утраченным. Несколько десятилетий икона тайно хранилась в семье последнего настоятеля Холмского кафедрального собора Рождества Богородицы о. Гавриила Коробчука. В 1996 г. она в сильно поврежденном виде поступила на реставрацию в Музей волынской иконы в Луцке, а в 2000 г. была передана в этот музей на вечное хранение.2
Ил. 175. Икона Холмской Божией Матери. Конец XII — начало XIII вв. Дерево (кипарис), левкас, темпера, позолота. Национальный Музей волынской иконы (Луцк, Украина)
Образ Холмской Богородицы относят к числу выдающихся произведений константинопольской иконописной школы, выполненных первоклассными мастерами. По своему художественному уровню Холмская икона может быть сопоставлена со знаменитым образом Владимирской Божией Матери. Точное время ее создания неизвестно. В Холм икона попала, очевидно, при Данииле Романовиче, перенесшем ее сюда из Галича.3
Сам Даниил Романович с еще большей энергией продолжил деятельность своего отца, стремясь сосредоточить в Холме — новой столице Галицко-Волынской Руси — священные реликвии со всех подконтрольных ему территорий. Галицко-Волынская летопись отмечает, что построенную в Холме соборную церковь Иоанна Златоуста Даниил
оукраси же иконы, еже принесе ис Киева, каменьемъ драгымъ, и бисеромъ златымъ — и Спаса, [и] пречистое Богородице, иже емоу сестра Федора вда из монастыря [святого] Федора; иконы же прине[се] изо Оуроучего Оустретенье от отца его (очевидно, Мстислава Удалого, тестя Даниила. — А.М.).4
Упомянутую в этом сообщении икону Пресвятой Богородицы из Федоровского Вотча монастыря в Киеве иногда отождествляют с Холмской иконой Божией Матери, полагая, что она была создана и принесена на Русь еще в первой половине XII в. или даже ранее и, прежде чем попасть в Холм, более столетия пребывала в Киеве.5 Однако ряд иконографических особенностей Холмской Богородицы заставляют нас усомниться в этом.
На Холмской иконе представлен поясной образ Марии, относящийся к типу Богородицы Дексиократусы: Мария держит полулежащего младенца Иисуса на своей правой руке, повернутым к зрителю вполоборота; Иисус, в свою очередь, в левой руке держит свиток, а правой совершает благословение, стопа его левой ноги обнажена и обращена к зрителю. Поза полулежащего младенца служит прообразом страстей Христа во гробе и символизирует его предназначенность жертве.6
Ил. 176. Список с Холмской иконы Божией Матери. XIX в. Дерево, масло, позолота. Церковь Св. Иоанна Богослова в Холме. Репродукция начала XX в.
Согласно исследованиям Н.П. Кондакова, иконографический тип Богородицы Дексиократусы происходит от Нерукотворного образа Девы Марии из церкви Пресв. Богородицы в Диосполе (Лидде) близ Иерусалима.7 По преданию, Богоматерь, пребывая в Лидде, вошла в храм и прислонилась там к столбу, после чего ее лик чудесным образом запечатлелся на камне. Язычники и иудеи неоднократно пытались спилить лик Богородицы, но он вновь и вновь появлялся на прежнем месте. Исходя из этого сказания, объясняется обратная иконография Марии, держащей младенца в правой, а не в левой руке.8
Значительное количество образцов подобной иконографии известно в христианском искусстве XIII в., прежде всего з коллекции икон монастыря Св. Екатерины на Синае, где, как и на Холмской иконе, младенец Иисус изображен полулежащим на правой руке Богородицы и его обнаженная левая стопа обращена к зрителю. На рубеже XII—XIII вв. такой иконографический тип получает распространение на Балканах, что было связано с деятельностью св. Саввы Сербского. По мнению О.Е. Этингоф, наибольшее сходство образ Холмской Божией Матери обнаруживает именно с сербскими иконами Богородицы Дексиократусы XIII в.9 Исследовательница указывает и еще одну ближайшую параллель — икону «Богоматерь с младенцем» из греческого монастыря Св. Нила Россанского в Гроттаферрате близ Рима, созданную ок. 1200 г., вероятно, одновременно с Холмской иконой Божией Матери; обе они восходят к константинопольским образцам, происходящим из одной среды.10
Ил. 177. Богоматерь Агиосоритисса. Начало XIII в. Мозаичная икона. Константинополь (?). Церковь Св. Андрея монастыря ордена клариссинок (Краков, Польша)
Ко временам Романа Мстиславича, вероятно, относится появление в Галиче еще одной христианской святыни — византийской мозаичной иконы Богоматери Агиосоритиссы, ныне хранящейся в монастыре ордена клариссинок под Краковом. Согласно монастырской легенде, записанной в XVIII в., икона была первоначально принесена в Галич из Константинополя и затем досталась правившему там в 1214—1221 гг. (с перерывами) венгерскому королевичу Коломану.11
Точнее говоря, обладательницей иконы стала жена Коломана Саломея, дочь малопольского князя Лешка Белого. После смерти мужа Саломея приняла монашество и стала активным членом недавно созданного ордена Св. Клары Ассизской — второго (женского) ордена францисканцев. С помощью Саломеи в Польше было основано несколько монастырей клариссинок, сначала в Сандомирце, а затем в Скали под Краковом. После смерти Саломеи в 1268 г., согласно ее завещанию, икона Богоматери Агиосоритиссы вместе с другими ценностями стала собственностью монастыря клариссинок под Краковом.12
Ил. 178. Ченстоховская икона Божией Матери. XII — начало XIII вв. Дерево, левкас, темпера, позолота. Монастырь Ясна Гора (г. Ченстохова, Польша)
Из Галицко-Волынской Руси происходит еще одна высокочтимая чудотворная икона, известная ныне как Ченстоховская икона Божией Матери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой и относящаяся к иконографическому типу Богородицы Одигитрии, ченстоховская икона ныне является одной из главных святынь в Польше, почитаемой как католиками, так и православными. Из-за темного оттенка лика Ченстоховская Богородица также известна как «Черная Мадонна». В настоящее время икона хранится в монастыре Ясная Гора (Jasna Góra) ордена Св. Павла Отшельника (орден паулинов), расположенном в г. Ченстохова Силезского воеводства.13
О времени создания ченстоховской иконы в литературе высказываются самые разные предположения. Большинство исследователей сходятся на том, что икона создана в Константинополе в XII — первой половине XIII вв., хотя иногда предлагаются и более ранние датировки. Достоверно история иконы прослеживается с конца XIII в., когда галицко-волынский князь Лев Данилович перенес ее в город Белз. Здесь святыня прославилась многочисленными чудесами. После завоевания поляками Галицко-Волынской Руси князь Владислав Опольский в 1382 г. перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. С этого времени икона получила свое нынешнее название.14 По мнению А.И. Рогова, первоначальное появление этой иконы на Руси могло быть связано с пребыванием в Галицкой земле византийского императора Алексея III Ангела, бежавшего из Константинополя в 1203 г.15
Примечания
1. См., например: М.В. Город Холм и его древняя святыня Чудотворная икона Божьей Матери. Варшава, 1882; Будилович А. Холмская чудотворная икона Божьей Матери. Варшава, 1892; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлецкой губерний). Варшава, 1892. С. 21—23.
2. См.: Романюк О. Чудотворна ікона Холмської Богородиці: Повернення з небуття. Луцьк, 2003.
3. См.: Александрович В. Холмська ікона Богородиці. Львів, 2001 (Історичні та культурологічні студії. T. І); Міляєва Л. Ікона Холмської Богоматері (стан збереженості, іконографія, списки) // Студії имстецтвознавчі. Ч. 1 (5). Київ, 2004; Этингоф О.Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. М., 2005. С. 164—169, 618—621.
4. ПСРЛ. Т. II. Стб. 844.
5. Петров Н.И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при императорской Киевской Духовной академии. Вып. III. Южнорусские иконы. Киев, 1914. С. 13; Пуцко В.Г. Білгородська гривна // Старожитності Русі—України: 3б. наук. праць. До 70-річчя М.Ю. Брайчевського. Київ, 1994. С. 195—197; Квасюк А., Романюк О. 1) Холмська чудотворна ікона Божої Матері, повернення з небуття // Пам'ятки сакрального мистецтва Волині на межі тисячоліть. Мат-ли VII міжнарод. наук. конф-ції з волинського іконопису. Луцьк, 2000; 2) Перший етап реставрації та досліджень чудотворної Холмської ікони Божої Матері // Сакральне мистецтво Волині. Мат-ли IX міжнарод. наук. конф-ції. Луцьк, 2002; Міляєва Л. Ікона Холмської Богоматері...
6. Этингоф О.Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. С. 167.
7. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. II. Пг., 1915. С. 275, 277—278.
8. Grabar A. L'art de la fin de l'Antiquité et du Moyen Âge. Vol. 1. Paris, 1968. P. 529—534.
9. Этингоф О.Е. Византийские иконы VI — первой половины XIII века в России. С. 168—169.
10. Там же. С. 620.
11. Подробнее см.: Там же. С. 169—170, 622—623.
12. Stoksik J. Powstanie i późniejszy rozwój uposażenia klasztoru klarysek w Krakowie w XIII і XIV wieku // Rocznik Krakowski. T. XXXV. Kraków, 1961; Bieniarzówna J., Wyrozumski J., Małecki J.M., Mitkowski J. Dzieje Krakowa: Kraków do schyłku wieków średnich. Kraków, 1992. S. 124—125.
13. Pasierb J.St., Samek J., Michlewski J., Rosikoń J. The Shrine of the Black Madonna at Czestochowa. Warszawa, 1980; Pasierb J. St., Samek J. Skarby Jasnej Góry. Warszawa, 1983. S. 210 n.
14. Tomkowicz S. Obraz Matki Boskej Chęstochowskiej // Prace Komisji historii sztuki PAU. T. 4. 1930; Рогов А.И. Ченстоховская икона Богоматери как памятник византийско-русско-польских связей // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси / Редкол.: В.Н. Лазарев и др. М., 1972; Biskupski R. Ikony w zbiorach polskich. Warszawa, 1991. S. 34 n.
15. Рогов А.И. Ченстоховская икона Богоматери... С. 317.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |