Почитание Даниила Столпника в семье великих князей Московских1
В именослове Рюриковичей личное крестильное имя Даниил до начала XIII в. ни разу не встречается. Первый и, возможно, единственный в домонгольский период случай представляет имя галицко-волынского князя Даниила Романовича, зафиксированное во множестве различных источников.
Современные исследователи уклоняются от ответа на вопрос, откуда в семье галицко-волынских князей появляется сразу несколько совершенно не характерных для Рюриковичей крестильных имен, среди которых — Даниил, Ираклий, Лев и др. Данный феномен, по заключению Н.Ф. Котляра, «в настоящее время не представляется возможным объяснить».2
Примерно к такому же выводу приходят А.Ф. Литвина и Ф.Б. Успенский, рассмотревшие все известные ныне случаи использования мужских имен среди ближайших потомков Романа Мстиславича: «Имянаречение мальчиков в этой семье вообще отличалось редким своеобразием и не во всем было ориентировано на общединастический именослов».3 В отношении же имени старшего сына Романа Даниила названные авторы лишь констатируют невозможность определить происхождение столь нетипичного для Рюриковичей имени: «...мы не располагаем данными, в честь кого из святых с этим именем он был крещен».4
Мы, действительно, не имеем прямых указаний в источниках (в особенности в письменных), в честь какого христианского святого получил свое имя Даниил Романович. Но это отнюдь не значит, что ответить на такой вопрос в настоящее время не представляется возможным. Разумеется, что при ответе на него нам придется обратиться к косвенным данным и сравнительным материалам.
Если в домонгольский период случай наречения именем Даниил старшего сына галицко-волынского князя Романа Мстиславича является уникальным в практике имянаречения Рюриковичей, то в последующее время подобные случаи становятся регулярными, особенно в семье московских великих князей. Из многочисленных источников известно, что младший сын Александра Невского, ставший родоначальником династии московских князей, получил при крещении имя Даниил. Это же имя впоследствии носили сыновья практически всех московских великих князей XIV — начала XV вв.: — Даниил Иванович, сын великого князя Ивана Калиты, родившийся в 1319 или 1320 гг. и умерший, вероятно, в молодом возрасте;5 — Даниил Симеонович, сын великого князя Симеона Гордого, родившийся в 1347 г. и умерший, вероятно в раннем возрасте;6 — Даниил Дмитриевич, старший сын великого князя Дмитрия Донского, умерший при жизни отца;7 — Даниил Васильевич, сын великого князя Василия I Дмитриевича, умерший в младенчестве.8
С большой долей вероятности мы можем определить, в честь какого христианского святого получали свои имена упомянутые московские князья, начиная с основоположника династии Даниила Александровича. Ряд известных ныне фактов прямо указывает, что в качестве патронального святого родоначальника московских князей, который сам был причислен к лику святых Русской Православной Церкви, выступает св. Даниил Столпник.9
Так, изображение Даниила Столпника с соответствующей надписью представлено на печатях, атрибутируемых Даниилу Александровичу.10 При своей жизни этот князь возвел монастырь, посвященный Даниилу Столпнику.11 Образ Даниила Столпника помещен в медальоне, который сопровождает изображение князя Даниила Александровича на фреске северо-западного столпа Архангельского собора Московского Кремля.12
Существующий доныне в Москве на правом берегу Москвы-реки ставропигиальный Свято-Данилов монастырь (Даниловский вал, 22) сохранил свое древнее посвящение во имя прп. Даниила Столпника. Обитель, в которой ныне размещается синодальная резиденция патриарха Московского и всея Руси, считается старейшим монастырем Москвы и ведет свою историю от монастыря, возведенного св. Даниилом Московским.13
Ил. 122. Св. кн. Даниил Московский в молении Св. Троице, с видом Данилова монастыря. Икона. Конец XVII — начало XVIII вв. Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург, Россия)
Первая обитель, посвященная Даниилу Столпнику, появилась в Москве на рубеже XIII—XIV вв. Тогда же в ней была утверждена первая архимандрития Московского княжества. После перевода ее в 1330 г. в кремлевский Спасо-Преображенский монастырь (Спас на Бору), Данилов монастырь запустел и был возобновлен только в 1560 г. по воле Ивана Грозного.14
Древний Даниловский монастырь и возникшее вокруг него «сельцо» Даниловское располагались на правом (южном) берегу Москвы-реки, на ее излучине. Монастырь с поселением разделяло устье небольшой речки Даниловки, ныне исчезнувшей. В XVI в. обитель была отстроена на новом месте, старое же заняло разросшееся «сельцо» Даниловское. Древнее посвящение монастыря Св. Даниилу Столпнику подтверждается сведениями о том, что главный его храм издревле был посвящен именно этому святому. Запустение монастыря во второй половине XIV — начале XVI вв. привело к использованию его территории как приходского кладбища, а храма — как приходской церкви. С возобновлением обители на новом месте ее старый храм во имя Прп. Даниила Столпника так и остался приходским, просуществовав в таком качестве до начала XVIII в.15
Не только основоположник московской княжеской династии Даниил Александрович, но и другие московские князья, носившие имя Даниила, получили его в честь того же святого — Даниила Столпника. Такой вывод можно сделать в отношении почти всех известных ныне московских князей XIV — начала XV вв. с именем Даниил.16
По свидетельству Симеоновской летописи, князь Даниил Иванович, сын Ивана Калиты и внук Даниила Московского, появился на свет 11 декабря 1319 г.,17 то есть непосредственно в день памяти св. Даниила Столпника. Такая же дата, по-видимому, содержалась и в Троицкой летописи, откуда была заимствована Н.М. Карамзиным.18
День памяти прп. Даниила Столпника был днем, с которым так или иначе соотносятся даты рождения других московских князей с крестильным именем Даниил. К примеру, сын великого князя Василия Дмитриевича родился 6 декабря 1401 г.,19 а сын великого князя Симеона Гордого — 15 декабря 1347 г.20
Исходя из указанной практики, современные исследователи высказывают предположение, что и основатель московской династии, князь Даниил Александрович, получивший свое имя в память прп. Даниила Столпника, должен был появиться на свет в самом начале зимы, незадолго до 11 декабря.21
Примечания
1. Ранее материалы настоящей главы опубликованы: Майоров А.В. О происхождении имени и уточнении даты рождения Даниила Галицкого // Actes testantibus: Ювілейний збірник на пошану Леонтія Войтовича / Відп. ред. М. Литвин. Львів, 2011.
2. Котляр Н.Ф. Комментарий // Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование / Под ред. Н.Ф. Котляра. СПб., 2005. С. 187.
3. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 567—568, 573.
4. Там же. С. 533.
5. ПСРЛ. Т. Х. М., 2000. С. 187; Т. XVIII. М., 2007. С. 89.
6. Там же. Т. IV, ч. 1. М., 2000. С. 279; Т. VII. М., 2001. Т. Х. С. 214; С. 219.
7. Там же. Т. IV, ч. 1. С. 360, 488; Т. VIII. М., 2001. С. 58; Т. XVIII. С. 24; Т. XXV. М., 2004. С. 218.
8. Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 455.
9. См.: Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. С. 531—532. См. также: Флоря Б.Н. Даниил Александрович // Православная энциклопедия. Т. XIV. М., 2006.
10. Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X—XV вв. Т. III. М., 1998. С. 67, 166.
11. ПСРЛ. Т. VII. С. 202; Т. X. С. 204; Т. XV, вып. 1. М., 2000. Стб. 46.
12. Самойлова Т.Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконографическая программа XVI в. М., 2004. С. 142, 146.
13. См.: Данилов во имя прп. Даниила Столпника московский монастырь // Православная энциклопедия. Т. XIV.
14. Кучкин В.А. О дате основания московского Данилова монастыря // ВИ. 1990. № 7; Аверьянов К А. Где находился древнейший монастырь Москвы? // Историческая география России: новые подходы: Сб. ст., посвящ. 70-летию В.М. Кабузана. М., 2004.
15. См.: Беляев Л.А. 1) Древние монастыри Москвы (конец XIII — начало XV в.) по данным археологии. М., 1994; 2) Древности Данилова монастыря (церкви во имя Воскресения Словущего и Даниила Столпника) // Культура средневековой Москвы XIV—XVII вв. М., 1995.
16. См.: Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. С. 532—534.
17. ПСРЛ. Т. XVIII. С. 89.
18. Приселков М.Д. Троицкая летопись. С. 356.
19. Там же. С. 455.
20. ПСРЛ. Т. IV, ч. 1. С. 279; Т. VII. С. 214; Т. X. С. 219.
21. Борисов Н.С. Политика московских князей. Конец XIII — первая половина XIV века. М., 1999. С. 65.
К оглавлению | Следующая страница |