Александр Невский
 

Крест-реликварий собора Парижской Богоматери1

В ризнице собора Парижской Богоматери среди наиболее почитаемых реликвий до нашего времени сохранился древний крест-реликварий, содержащий в себе частицу Честного Животворящего Креста Господня.2 Он имеет форму двойного, или иерусалимского, креста, к которому с обратной стороны прикреплена золотая пластинка с надписью на греческом языке, состоящей из двух небольших ямбических стихов:

Иисус Христос,

Пригвожденный ко кресту, Тот, Кто возвеличил род человеческий;

Так написал Мануил Комнин Венценосец.3

Этот крест и в особенности греческая надпись на нем неоднократно привлекали к себе внимание ученых. Первым в начале XVIII в. его исследовал и описал Бернар де Монфокон (1655—1741) — основоположник современной греко-византийской палеографии.4 Изучению реликвии посвящено и несколько специальных исследований.5

В связи с проведением в 1992—1993 гг. в Париже международной выставки «Византия — шедевры византийского искусства в публичных собраниях Франции» крест-реликварий из собора Парижской Богоматери был подвергнут тщательной научной экспертизе, проводившейся специалистами Музея Лувра.6

Экспертиза подтвердила древность креста и установила, что реликварий был изготовлен в форме двойного креста из светлого дерева (ботаническая экспертиза при этом не проводилась), к которому прикреплена смоченная в пчелином воске частица Животворящего Креста, хорошо заметная благодаря своему более темному цвету. Дерево реликвария плотно обрамлено с трех сторон тонкими золотыми пластинками, окаймляющими также края его лицевой стороны и создающими подобие плотно прилегающего оклада.

С тыльной стороны дерево реликвария дополнительно прикрывает золотая пластинка с греческой надписью, прикрепленная при помощи специальных небольших зубцов, устроенных на скругленной кромке оклада. Золотую пластинку с надписью по краям украшают декоративные полоски, состоящие из небольших округлых углублений со следами непрозрачной эмали темно-небесного, зеленого, светло-зеленого и кирпичного оттенков. Буквы надписи, вероятно, также были выполнены непрозрачной эмалью небесного цвета более светлого оттенка.

Ил. 110. Греческая надпись на кресте-реликварии Мануила Комнина собора Парижской Богоматери. Прорись

Крест вместе с окладом достигает 21 см в высоту и имеет ширину плеч 6,7 и 9,3 см соответственно.7

О пребывании этой реликвии во Франции известно со второй половины XVII в. С 1684 г. крест находился в аббатстве Сен-Жермен де Пре — старейшей и наиболее почитаемой христианской обители Франции, основанной в середине VI в. и просуществовавшей до Великой французской революции. Здесь реликвия почиталась как одна из главных святынь монастыря и всей Франции. Специально для нее королевскими ювелирами по эскизу главного придворного художника Людовика XIV Шарля Ле Бруна (1619—1690) был изготовлен новый пышный реликварий.8

Золотую оправу креста украшало множество драгоценных камней — бриллиантов, жемчугов, рубинов и аметистов. Один из бриллиантов отличался особо крупными размерами. Сама реликвия была видна сквозь плитки горного хрусталя, вмонтированные в оправу. Эта оправа, очевидно, была создана до прибытия реликвии во Францию, возможно, еще в средние века и затем дополнительно украшена мастерами эпохи Возрождения.9

Ил. 111. Реликварий «Страсти Спасителя». По эскизу Ш. Ле Бруна. Конец XVII в. Аббатство Сен-Жермен де Пре (с гравюры начала XVIII в.)

Подставка креста, в которой заняли свое место и некоторые другие важнейшие реликвии аббатства, была выполнена в виде сложной многофигурной композиции из позолоченного серебра и также украшена бриллиантами, сложенными в форме равноконечных крестов. Крест держали в руках два коленопреклоненных ангела в длинных одеждах с распущенными крыльями. Ангел, расположенный справа от креста, в поднятой вверх правой руке держал головку гвоздя, которым Иисус Христос был прибит к кресту. В левой руке другого ангела, располагавшегося слева от креста, находился хрустальный сосуд, в котором был заключен миниатюрный ангел, завернутый в красную тафту и держащий на голове кусочек ткани, смоченный в крови Спасителя. Вниз от креста свисали края поддерживаемого ангелами подобия савана. У ног ангелов находился еще один, стоящий на коленях маленький ангел, выполненный из позолоченной меди, держащий в руках золотой крест с частицей Животворящего Креста. Вся композиция, получившая название «Страсти Спасителя», помещалась на восьмиугольном постаменте из позолоченной меди с серебряными филигранными вставками, стоящем на десяти шарах. Постамент также украшал знак герба Бурбонов (?). Общая высота композиции достигала 90 см, а ширина — 120 см.10

Во время Великой французской революции имущество аббатства Сен-Жермен де Пре было конфисковано или разграблено. Великолепный реликварий «Страстей Спасителя» пошел на переплавку. Однако древний крест-реликварий с частицей Животворящего Креста и греческой надписью на обороте удалось спасти монастырскому священнику Й.Ф. Руссино, хранившему затем реликвию до конца своей жизни. После смерти священника, согласно его завещанию, реликвия была передана в собор Парижской Богоматери и в начале 1828 г. торжественно помещена в ризнице собора в новом, изготовленном для нее ювелиром Ж. Фамехоном реликварии из позолоченной бронзы и хрусталя. В таком виде реликвия сохранилась до нашего времени.11

Примечания

1. Ранее материалы настоящей главы опубликованы: Майоров А.В. Византия, Польша, Венгрия и Галицко-Волынская Русь: Откуда происходит крест Мануила Собора Парижской Богоматери // Україно-угорські етюди / Відп. ред. Л.В. Войтович. Вип. 1. Львів, 2010.

2. Auzas P.M., Capner G. Notre-Dame de Paris. Le Trésor. 2 ed. Paris, 1989. Nr. 12.

3.

Ι[ΗΣΟΥ]Ϲ Χ[ΡΙΣΤΟ]Ϲ,
Στ[αυ]ρω̑ παγεὶς ὑψώσας ἀν[θρώπ] ων φύσιν
Στ Γράφει Κομνηνός Μανουὴλ στεφηφόρος.

4. Montfaucon B. Paleographia graeca. Paris, 1708. P. 309.

5. См.: Raffin L. Une insigne relique de la Vraie Croix au trésor de Notre-Dame de Paris. La croix palatine. Paris, 1939. Из новейших работ см.: Dąbrowska-Zawadzka E. La relique de la Vraie Croix appartenant a Manuel Comnène // Bulletin de la Société nationale des Antiquaires de France. Paris, 1987; Dąbrowska E. 1) Królów polskich relikwiarz koronacyjny Krzyża Świętego // Kultura średniowieczna i staropolska. Studia ofiarowane A. Gieysztorowi w pięćdziesięcioletnie pracy naukowej. Warszawa, 1991; 2) Jeszcze o relikwii Krzyża Świętego i relikwiarzu koronacyjnym królów polskich // КН. 1993. R. 100. Nr. 2; Durand J. La Vraie Croix de la princesse palatine au trésor de Notre-Dame de Paris: Observations techniques // Cahiers Archéologique Paris, 1992. T. 40; Derwich M. Pacyfikał koronacyjny królów polskich // КН. 1991. R. 98. Nr. 4; 2) Le baiser de paix utilisé lors du couronnement des rois de Pologne et déposé au Trésor de Notre-Dame de Paris. Considerations sur l'importance des croix et des reliques pour le couronnement des rois de Pologne // Cahiers de Civilization Médiévales 38. 1995.

6. Byzance — L'art byzantin dans les collections publiques françaises. Musé du Louvre, 3.11.19921.2.1993. Cataloque d'exposition. [Paris, 1992]. P. 444—445. Nr. 340.

7. Durand J. La Vraie Croix de la princesse palatine... P. 139—146.

8. Bouillart J. Histoire de l'abbaye royale de Saint-Germain-des-Prés. Paris, 1724. P. 278—281.

9. Dąbrowska E. Królów polskich relikwiarz koronacyjny Krzyża Świętego. S. 76—77.

10. Bouillart J. Histoire de l'abbaye royale de Saint-Germain-des-Prés. P. 278—281, 313—316. Упоминания о реликвии Животворящего Креста и реликвария «Страстей Спасителя» аббатства Сен-Жермен де Пре неоднократно встречаются в описаниях исторических памятников и достопримечательностей Парижа, опубликованных в XVIII в., см.: Martial le Fevre A. Description des curiosités des églises de Paris et environs. Paris, 1759. P. 179—180; Piganiol de la Force J.A. Description historique de la ville de Paris. Paris, 1765. Т. VIII. P. 62—63; Thierry L.-V Guide des amateurs et étrangers voyageurs à Paris. Vol. II. Paris, 1786—1787. P. 512—513.

11. Gosselin. Notece historique sur la sainte couronne & les autres instrument de la Passion de Notre-Dame de Paris. Paris, 1828. P. 73—80; Raffin L. Une insigne relique de la Vraie Croix... P. 51 n.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика