Сцена Преображения на византийских печатях
Выше уже отмечалось, что найденные в Новгороде печати Евфросинии с изображением на обороте сцены Преображения не имеют аналогов в древнерусской сфрагистике. Подобные изображения чрезвычайно редко встречаются и на византийских печатях. Эта особенная и даже исключительная черта, как кажется, может иметь значение важного атрибутирующего признака и способствовать выяснению некоторых новых обстоятельств, устанавливающих и характеризующих личность владелицы печатей.
Можно говорить лишь о нескольких известных ныне случаях использования образа Преображения в византийской сигиллографии, что отчасти объясняется техническими трудностями, связанными с исполнением многофигурных сцен на миниатюрной пластинке-матрице, требующим высочайшего мастерства от резчика. Но дело, по-видимому, не только в этом. Среди встречающихся на византийских и древнерусских печатях многофигурных композиций, иллюстрирующих евангельские праздники, Преображение остается едва ли не самой редкой.1
Известна, к примеру, печать Фаворского архиепископа Иоанна, на аверсе которой помещена сцена Преображения. В центре композиции расположена фигура Христа, по сторонам от него — пророки Моисей и Илия, обращенные к Христу; в нижнем уровне с трудом различаются очертания фигур апостолов: Петр и Иаков изображены по сторонам с поднятыми руками, в центре — павший ниц Иоанн. Поскольку об основании и истории епархии, центром которой был монастырь на горе Фавор, известно очень мало, датировка печати весьма затруднительна, условно ее относят к XII в.2
Трудно сказать, использовал ли подобные печати еще кто-нибудь из Фаворских архиереев — греческих или латинских, появившихся здесь в XII в.
За всю историю Византии встречаются лишь два случая, когда сцена Преображения появляется на печатях, принадлежавших светским лицам. Лишь один из них подтверждается реально сохранившимися печатями. Оба случая относятся к одному и тому же времени — концу XI — началу XII вв. — и связаны с членами одной семьи.
Ил. 93. Печать Иоанна Комнина с изображением сцены Преображения Конец XI — начало XII вв. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Особого внимания заслуживает тот факт, что изображение сцены Преображения использовала на своих печатях Анна Далассина — одна из самых знаменитых правительниц Византийской империи. Анна была матерью императора Алексея I Комнина (1081—1118) и отличалась выдающимися политическими талантами и властолюбием. После воцарения сына она стала полновластной правительницей, получив особый титул «матери-императрицы».3
Сохранилось значительное количество печатей различного вида, принадлежавших Анне Далассине в разные периоды ее жизни, часть из которых ныне хранится в Государственном Эрмитаже.4 После смерти в 1167 г. своего мужа, куропалата и великого доместика Иоанна Комнина, брата императора Исаака I Комнина (1057—1059), Анна приняла монашество, однако не прекратила своего участия в политических делах. Не слагая с себя монашеского сана, она после воцарения сына Алексея переселилась в императорский дворец, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, а в отсутствие сына, по его особому распоряжению, официально исполняла обязанности правительницы империи. Этот особый в византийской практике статус монахини-императрицы отразился в титуле Анны, выбитом на ее печатях: «Господи, защити Анну Далассину, монахиню, мать императора» или «Богородица, помоги рабе Своей Анне Далассине, монахине, матери императора».5
Печати с подобными легендами Анна Далассина использовала специально в правительственных целях и на официальных документах, в отличие от своих печатей более раннего периода, предназначавшихся для использования в частных делах.6 На официальных документах империи Анна также использовала особую личную печать с изображением двух евангельских сцен — Преображения и Успения. Ее использование было санкционировано специальным хрисовулом императора Алексея I. Текст этого документа приводит в своих записках Анна Комнина, внучка Анны Далассины:
Моя царственность готовится ныне с божьей помощью выступить против врагов Романии и усердно занимается сбором и организацией войска; очень заботит меня также управление ведомствами и делами граждан. И вот я нашел надежный оплот самодержавия и решил поручить управление всеми этими делами моей святочтимой и достойнейшей матери. Настоящим хрисовулом моя царственность ясно повелевает следующее: все те письменные распоряжения, которые она сделает <...> будут иметь такую же незыблемую силу, как если бы они исходили от светлой власти моей царственности и написанное имело источником мои собственные слова. Все исходящие от нее решения и приказы, письменные и устные, мотивированные и немотивированные, если они только будут иметь ее печать с изображением Преображенья и Успенья, должны расцениваться как идущие от моего владычества...7
В данном сообщении засвидетельствован единственный в византийской сфрагистике случай использования на одной печати изображений сразу двух евангельских сюжетов, помещенных, вероятно, на ее лицевой и оборотной сторонах. По мнению Н. Икономидиса, использование на печатях столь сложных в техническом отношении изображений сцен, как Преображение и Успение, само по себе являлось способом идентификации и удостоверения личности владельца.8
К сожалению, печатей Анны Далассины с изображением сцены Преображения не сохранилось. До наших дней, тем не менее, дошел один официальный документ, составленный логофетом Сергием Гексамилитом и датированный июлем 1082 г., на котором уцелела восковая печать Анны с изображением сцены Успения.9 Известны и другие печати Анны Далассины с изображением сцены Успения Богородицы.10 Однако состояние этих печатей сегодня не позволяет проследить сохранившиеся на них изображения в деталях.
Ко временам Анны Далассины относится еще один случай использования образа Преображения на печатях ее ближайшими потомками. Сохранилось несколько экземпляров печати со сценой Преображения на лицевой стороне и круговой надписью на обороте: «Господи, помоги рабу Своему Иоанну Комнину, дуке Диррахия, сыну севастократора».11 Диррахий (ныне — Дуррес в Албании) был главным городом фемы Диррахия, представлявшей собой византийский анклав на северо-западе Балканского полуострова, сообщавшийся с метрополией исключительно морем. В подобные пограничные области при Комнинах назначались дуки (военные наместники). По мнению исследователей, печать принадлежала внуку Анны Далассины, сыну севастократора Исаака Комнина и племяннику императора Алексея I, исполнявшему должность правителя Диррахия в конце XI — начале XII вв.12
Примечания
1. См.: Шандровская В.С. 1) Византийские печати со сценой Благовещения // Сообщения Государственного Эрмитажа. Т. XLVII. Л., 1982.; 2) Византийские печати со сценой Успения // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV—XVI вв.: Сб. ст. / Науч. ред. А.В. Банк, В.Г. Луконин. Л., 1988; Чукова Т.А. Древнерусские печати с изображением Благовещения // Сфрагистика и история культуры: Сб. науч. трудов, посвящ. юбилею В.С. Шандровской. СПб., 2004; Христианская иконография Востока и Запада в памятниках материальной культуры Древней Руси и Византии: Памяти Т.А. Чуковой. СПб., 2006. С. 41—42, 58.
2. Nesbitt J.W., Oikonomides N., McGeer E. Catalogue of Byzantine seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Washington, 2005. Vol. 5: The East (continued), Constantinople and Environs, Unknown Locations, Addenda, Uncertain Readings. P. 39. Nr. 18.1.
3. См.: Garland L. Byzantine Empresses: Women and Power in Byzantium. Ad 527—1204. London; New York, 1999. P. 180—198. См. также: Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994. С. 207—222.
4. Антокольская Н.Н. Печати Анны Далассиной в собрании Эрмитажа // ПС. Вып. 23 (86). Л., 1971.
5. Schlumberger G. Sigillographie d'Empire byzantin. Paris, 1884. P. 650. Nr. 4; Laurent V. La Corpus des sceaux de l'empire byzantin: L'Eglise. T. V, part 3. Paris, 1972. Nr. 1461; Cheynet J.-Cl., Vannier J.-Fr. Études prosopographiques. Paris, 1986. P. 98; Zacos G. Byzantine Lead Seals. Berne, 1984. Vol. II. Nr. 2696.
6. Oikonomides N. The Usual Lead Seal // Dumbarton Oaks Papers. Washington, 1983. Vol. 37.
7. Анна Комнина. Алексиада / Пер. с греч., ст. и коммент. Я.Н. Любарского. М., 1965. С. 126—127.
8. Oikonomides N. Byzantine lead seals. Washington, 1985. P. 10.
9. Jus graecoromanum / Eds. by J. et P. Zepos. Vol. 1. Athens, 1931 (repr.: Aachen, 1962). P. 298.
10. Laurent V. Documents de sigillographie byzantine: la collection C. Orghidan. Paris, 1952. Nr. 508.
11. Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. С. 57. № М-8031; Zacos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. Vol. I, part 3. Basel, 1972. P. 1503—1505. Nr. 2713 a, b.
12. Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. С. 57.
К оглавлению | Следующая страница |