Церковное прославление
Из «Истории Русской Церкви» высокопреосв. Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского
...Прославление великого князя Александра Невского началось почти со дня его смерти (1263). При самом погребении его, когда митрополит Кирилл приблизился к его гробу, чтобы вручить ему разрешительную грамоту, рука умершего сама простёрлась, как бы живая, и приняла грамоту. Поражённый митрополит тотчас же поведал о видении всему народу, и неудивительно, если некоторые с того ещё времени стали призывать святого Александра в своих молитвах. Но не прежде как чрез 117 лет последовало открытие мощей его. В одну ночь незадолго пред знаменитою Куликовскою битвою инок-пономарь Рождество-Богородицкой владимирской обители, спавший на паперти церкви, в которой погребено было тело святого Александра, увидел, что свечи в церкви зажглись сами собою и два честные старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробу благоверного князя, сказали: «Встань, Александр, и поспеши на помощь правнуку твоему великому князю Димитрию, одолеваемому иноплеменниками». И Александр тотчас встал из гроба, и вскоре все трое стали невидимы. Инок поведал о всём этом монастырскому Собору. Братия после усердной молитвы решились раскопать могилу князя, нашли тело его совершенно целым и нетленным, с благоговением взяли святые мощи и положили их в раке поверх земли. С тех пор ещё более начало совершаться чудес от святого Александра. Впрочем, и после этого чествование его было только местное, даже до Московского Собора 1547 года, когда положено было праздновать святому князю Александру во всей Русской церкви.
(111. С. 158—159)
Из Никоновской летописи
[В лето 6999 (1491)]. ...Того же месяца, мая в 23-й [день], в понедельник, сгорел весь город Владимир, и с посадами. И церковь Рождества Пречистой в монастыре внутри города выгорела, и тело великого князя Александра Невского сгорело1; а всех церквей сгорело в городе девять, а на посаде тринадцать. И много беды тогда [было] горожанам и христианству...
(44. С. 229)
Из Жития митрополита Ионы2. Соборы о новых чудотворцах
...Прииде время в лето 7055 (1547), внегда, божественною ревностию подвижем, благочестивый и Богом венчанный царь и великий князь Иван Васильевич, всея Русии самодержец, Божиим благоволением от благоумныа доброты просветися разум его, осиаваем благодатию Святаго Духа, возжеле от всея душа, еже ему Бог на память возведе, иже в Русской земли царския ему державы премирное богатство взыскати и собрати, иже от мног времен и доныне сокровено и забвению предано, великиа светилникы, новейшиа чюдотворцы, овех своима царскыма очима видев, а овех же от многых известных самовидец слышав, Богом прославляемы многыми и неизреченными чюдесы, и вси приходящии к ним с верою всякым многоразличным недугом исцеление получаху и всяк праведный гнев Божий молением их на милосердие претворяем и вся благая потребная молитвами их исправляются. И праздновати же повсюду всим великым светильником не узаконено бысть, но идеже коегождо их честныа ракы со святыми мощьми бяху, ту и славими быша. И сего ради христолюбивый царь и великий князь Иван възвещаеть боголюбезнейшему митрополиту Макарию всея Русии3 и совета блага просит от него, еже от многаго благоговениа и любви имея желание в мысли своей, дабы сим новейшим чудотворцем уставити празднество в святых Божиих церквах повсюду, якоже и прежним, иже в Руской земли провозсиавшим новым чюдотворцем. Пресвященнейший же митрополит Макарий возрадовася душею, ведый, яко Божиим хотением сицево бысть тщание и вера благочестиваго царя, и вкупе Богом подвизаеми, созывают всех архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и весь священническый и иноческый чин всея Рускиа митрополиа. Егда же снидошася от предел своих в царствующий град Москву, и тогда Богом венчанный царь и великий князь со отцем своим Макарием митрополитом многое моление простирает ко всем иже в Русийском царствии его архиепископом и епископом, да коиждо их потщится во своих пределех, в градех, и в селех, и в монастырех, и в пустынях о тех великых чюдотворцех новых известно и достолепно изсведетельствовати всеми священными святыми мужми, и инокы, и пустынникы, и боголюбивыми князьми, и боляры, и богобоязнивыми людьми, где коегождо чюдотворца Бог прославил великыми знамении и чюдесы от коликых времен и в кая лета. И святителие же, слышаще таковое благое начинание и повеление, паче же смиреномудрое моление и теплейшую веру Богом венчаннаго царя, радостию духовною и желанием сердечным без закоснениа събирают люботрудным подвигом и подобопечалным собранием каноны, и житиа, и чюдеса, от многых времен чюдодействуемы, тех святых новых чюдотворцев по свидетельству тамо сущих жителей всех предиреченных чинов, и котороиждо святитель от своих предел яко многоценный дар Богу и яко всеплодну жрътву и яко приношение приатно принесоша в богоспасаемый град Москву на боголюбивый собор к благочестивому царю и великому князю Ивану и пресвященному Макарию, митрополиту всея Русии. Вкупе же с ними бяху и честнии архимандриты и игумени и весь освященный собор и предложиша сиа во приобщение церковному уставу пети и праздновати сим в предняя лета, якоже и прочим святым, от века Богу угодившим...
Такоже и сим новейшим чюдотворцем подобообразно празднество с прежними святыми съчеташа... Святых же сих, иже со святым Ионою ново Богом прославленных, имена суть сии4: святии святителие. Великаго Новаграда архиепископи Иван, и Евфимие, и Иона, и пермьскый епископ Стефан, и тферскый епископ Арсений, ростовьскый епископ Иаков, сербьскый архиепископ Арсений. И святым праведным имена: блаженный великий князь Александр Невьскый, псковьскый князь Всеволод, муромстии князь Петр и княгиня Феврониа, муромстии же князь Костянтин и чада его Михаил и Феодор, и клопьскый Михаил. Святым же мучеником имена: великий князь Михаил тферскый, Иван белоградскый, Иван и Антоний и Евстафий, иже в Литве пострадаша. Преподобным же имена: Пахнотий боровскый, Никон, ученик Сергиев чюдотворцев, Савва сторожевьской, Макарий колязинский, Дионисие глушицкый, Павел комелский, Саватий и Зосима соловетстии, Александр свирьскый, Евфимие суждальскый, Авраамие смоленьскый, Савва вешерьский, Евфросин пьсковьскый, Ефрем переокомский, Григорий иже на Пелшьме реце. Святым же иже Христа ради уродивым имена: Максим московский, Иван и Прокопий устюжскии. И сих всех святыя памяти празднуем и ликоствуем по настоящаго месяца дне и числу коегождо преставлениа и обретениа честных мощей их.
(Цит. по: 97. С. 460—463)
Из «Летописца Владимирского собора»
«Летописец Владимирского собора» — памятник очень позднего времени; он известен в двух списках: последней четверти XVII века и 1771 года. «Летописец» представляет собой каталог владимирских святынь и выписи из церковных помянников и актов, хранившихся во владимирских церквях; самые ранние из этих выписей относятся к XVI веку — времени царствования Ивана Грозного. Ниже публикуются (в переводе на современный русский язык) те известия «Летописца», которые имеют отношение к почитанию во Владимире святого и благоверного великого князя Александра Ярославича и его ближайших родственников. Не все из этих известий вызывают доверие: так, авторы «Летописца» пишут о погребении во Владимире матери и старшего брата Александра Невского, о которых достоверно известно, что они были похоронены в Новгороде.
...В Рождественском монастыре, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, лежит в серебряной раке благоверный великий князь Александр Ярославич, в иноках Алексий, Невский и Владимирский чудотворец5.
В Успенском девичьем монастыре6 в церкви Успения Пресвятой Богородицы, в приделе Рождества Христова, на южной стороне в стене гробница, а в ней лежит великая княжна Евдокия7, нетленна, и одежды целы.
А возле неё в другом гробу, каменном же, лежат мощи великой княгини Александры. В том же приделе на левой стороне, на каменном же гробу лежит великого князя Александра Невского княгиня Васса, в схиме...
Во Владимире же в Осыпи монастыре Святого мученика Георгия в церкви на левой стороне лежит великая княгиня Феодосия, в инокинях Евфросиния, великого князя Александра Невского матерь, да брат его великий князь Феодор Ярославич на правой стороне в церкви8.
Выпись из книг
По государеву царёву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси указу по книгам:
По великом князе Александре Невском панихидам впредь не быть. А на память его архимандриту, и попам, и дьяконам, и протопопу Пречистенскому с братией, и игуменам, и попам, и дьяконам соборным и ружным, всем 84-м человекам, петь вечерню, да всенощную, да обедню служить соборно ноября в 23-й день.
Да архимандриту же, и протопопу, и протодьякону, и попам, и дьяконам, и игуменам, всем 84-м человекам, петь панихиды и заупокойные обедни служить соборно же:
По великом князе Ярославе Феодоре Всеволодовиче на его память — сентября в 30-й день, в году одна панихида большая с вечерней.
По великом князе Дмитрии Всеволоде Юрьевиче на его память в году две панихиды большие с вечерней: в первый раз на его преставление — апреля в 15-й день, во второй раз на его память — октября в 26-й день.
Панихиды без вечерни:
...По великого князя Александра Ярославича великой княгине Вассе петь в году одну панихиду — августа в 21-й день.
По великой княжне Евдокии девице петь в году одну панихиду — марта в 1-й день.
По великого князя Ярослава Всеволодовича великой княгине Феодосии, в инокинях Евфросинии, что в Георгиевском монастыре, петь в году одну панихиду — сентября в 25-й день.
И всего архимандриту, и протопопу с братией, и протодьякону, и игуменам, и попам, и дьяконам, и всем 84-м человекам, на память великого князя Александра Невского и больших 5 панихид, да по тем 15 панихидам служить по ним всем соборно, тут же, где кто лежит...
А по князе Феодоре Ярославиче петь панихиды в монастыре у Святого Георгия; а петь по нему панихиду и обедню служить: протопопу, да протодьякону, да с ним дьякону, да Боголюбскому игумену, да с ним дьякону, да Дмитровскому попу, да дьякону, да митрополичьих церквей 15 попам, да двум дьяконам, да Георгиевскому игумену, да дьякону, и всего 26-ти человекам, — апреля в 8-й день.
(75. С. 63—68)
Из «Иконописного подлинника»
В иконописных подлинниках (служивших основным источником для написания икон) за XVI век, не говоря уже о более раннем времени, имя святого князя Александра Невского не встречается. И только с XVII века появляются описания внешности святого князя, каким должны были изображать его иконописцы.
Святого благоверного князя Александра Невского, Владимирского чудотворца, преставися в лето 6771 (1263), подобием: брада, аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист.
(По «Иконописному подлиннику сводной редакции» XVIII века)
Преподобный Александр Невский. Аки Георгий: ризы киноварь, испод лазорь.
(По списку Г.Д. Филимонова XVII века)
Александр Невский — средовек, рус, плечист телом, сановит и добротою исполнен, власы кудреваты и кудерцы видеть.
(По копии И.П. Сахарова с «Иконописного подлинника» XVII века)
(Цит. по: 133. С. 14, 16)
Примечания
1. Во всех списках: «згоре» или «згорело». По мнению Е.Е. Голубинского, это описка вместо «огорело» (88. С. 65—66, прим. 2). То же известие читается в Воскресенской и некоторых других летописях. В Софийской Первой летописи по списку Царского слова «и тело великого Александра Невского сгоре» вымараны более поздним книжником (52. С. 165, прим. с). В одном из списков Никоновской летописи на этом месте читается легенда «О явлении на воздусе святаго и великаго князя Александра Невскаго и о пожаре Володимерском». См. об этом предании ниже, в рассказе о чудесах святого Александра Невского.
2. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, был избран на митрополию в 1448 году и пребывал на кафедре до своей смерти в 1461 году (фактически управлял Русской церковью ещё с 1431 года). Причтён к лику святых на Макарьевском соборе 1547 года.
3. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, занимал кафедру в 1542—1563 годах. Он вошёл в историю как выдающийся книжник средневековой Руси, создатель грандиозных 12-томных Великих Миней Четьих, вобравших в себя почти все богатства тогдашней русской литературы, а также как инициатор проведения церковных соборов и принятия важных реформ Русской церкви. Именно по инициативе святителя Макария на соборах 1547 и 1549 годов были причтены к лику святых многие русские подвижники, прежде почитавшиеся лишь местно, и среди них великий князь Александр Невский. Святитель Макарий был канонизирован Русской церковью в 1988 году.
4. Далее перечисляются святые, канонизированные на обоих Макарьевских соборах: 1547 и 1549 годов.
5. Мощи святого Александра Невского были переложены в новую «сребропозлащенную» раку в 1697 году.
6. Так называемом Княгинином.
7. По другим сведениям, дочь Александра Невского.
8. Выше уже говорилось о погребении князя Фёдора Ярославича и княгини Феодосии-Евфросинии в Новгородском Юрьевом монастыре.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |