Год 1261. Новгород. Ростов. Владимир
Год рождения младшего сына Александра Невского Даниила, будущего родоначальника династии московских великих князей.
Из Новгородской Первой летописи старшего извода
- Оббил владыка новгородский Далмат Святую Софию всю свинцом1. Того же лета, месяца ноября в 8 [день], на Собор святого Михаила, сгорела церковь Святого Василия, а дворов добрых 30; а на следующее утро на Славковой улице сгорела церковь Святого Дмитрия, а дворов добрых 50.
(24. С. 83)
Из Лаврентьевской летописи
- Родился у Александра сын, и нарекли имя ему Даниил.
Блаженный епископ Ростовский Кирилл исполнил дни свои в старости глубокой и в честной добродетельной седине; благоверный же князь Александр, сын Ярославль, [князья] Борис и Глеб Васильковичи волею Божией и поспешением Святой Богородицы, благословением митрополита Кирилла и епископа Кирилла вывели архимандрита [монастыря] Святого Богоявления Игнатия и сделали его причетником церкви Святой Богородицы в Ростове2.
В то же лето преставился князь Андрей Владимирович в Углече поле, и положили его в [церкви] Святого Спаса.
В то же лето поставил митрополит епископа Митрофана в Сарай.
(38. Стб. 475—476)
Основание Сарайской епархии стало важным событием как в истории Русской церкви, так и в истории русско-ордынских отношений. В то время в Орде жило немало русских — во-первых, ремесленников и рабов, вывезенных татарами из разорённой Руси, а во-вторых, тех лиц, которые обслуживали русских князей, задерживавшихся порой в Орде на несколько лет; кроме них, здесь проживали и многие другие христиане: венгры, греки, армяне, несториане. Но помимо прочего, Сарайская епископия должна была играть и важную дипломатическую роль, усиливая влияние русских князей при дворе правителей Орды. Стоит отметить, что ещё в 1253 году французский король Людовик IX Святой через своего посланца Гильома Рубрука предлагал союз хану Сартаку и великому хану Менгу против арабов, теснивших крестоносцев в Передней Азии, а также против православной Никейской империи, правители которой всё настойчивее пытались вернуть себе Константинополь, захваченный латинянами. Рубрук также усиленно хлопотал об основании в Сарае или Каракоруме представительства папы, то есть, по сути дела, католического епископства. Действительно, Менгу начал военные действия против арабов, направив в Переднюю Азию войска своего брата Хулагу (1258 год). Однако в 1260 году наступление Хулагу было остановлено сирийско-египетскими войсками султана Бейбарса. В том же 1261 году произошло важнейшее событие и в истории Византии: никейский император Михаил Палеолог овладел наконец Константинополем; Латинская империя прекратила своё существование, а Византийская была восстановлена почти в прежнем значении. Всё это означало изменение расклада сил в отношениях между Западом и Востоком. И правители Орды сделали свой выбор, согласившись на создание в столице своего государства епископства — только не католического, а православного. Именно православному сарайскому епископу, постоянно пребывавшему при ставке ордынских ханов и непосредственно общавшемуся с ними, предстояло стать посредником между Ордой, Русью и Константинополем.
Примечания
1. В младшем изводе Новгородской Первой летописи (в разных списках) добавлено: «...и дай ему Бог спасенную молитву отпущение грехов»; или: «...и устроив себе память вовеки» (24. С. 311).
2. На архимандрита Игнатия было возложено исполнение обязанностей епископа при престарелом владыке Кирилле. На следующий год Кирилл умер, и Игнатий был официально возведён в сан епископа Ростовского.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |