Комтуры
Особо важное место среди братьев-рыцарей Тевтонского ордена занимали комтуры (коммендаторы, или командоры). Эти должностные лица ордена, избираемые из числа наиболее опытных и одаренных братьев-рыцарей, управляли определенными территориями или областями тевтонского орденского государства, являясь одновременно комендантами замков-монастырей, представлявших собой церковные, военно-административные и хозяйственные центры означенных территорий.
Соответственно, на комтуров, подчиненных ландмейстерам (магистрам орденских провинций, или земским магистрам) возлагались орденским руководством церковные, административно-хозяйственные и военные функции. В военное время комтуры возглавляли отряды орденских братьев-рыцарей, несших военную службу в подчиненных им округах-комтурствах (комтуриях) и составлявших конвент (совет) их комтурий (с которым комтуры, в случае необходимости, советовались по важным вопросам), и формировали собой своеобразный командный состав среднего звена. Положение и должность обязывали комтуров сражаться в первых рядах, поэтому потери среди них были особенно велики.
Так, например, один из тевтонских должностных лиц, брат Генрих Штанге (комтур Христбурга, исполнявший одновременно обязанности вице-магистра Пруссии), согласно некоторым источникам, был обязан своим прозвищем (словом «штанге», Stange, на средневерхненемецком языке именовалось рыцарское копье) виртуозному искусству, с которым он владел копьем, и вышел победителем из бесчисленного количества конных схваток на копьях (хотя его противники — язычники-пруссы, которых — к сожалению, не только в популярной литературе! — вопреки исторической правде, нередко изображают толпой пеших, косматых лесовиков с дубинами и топорами! — также прекрасно владели искусством конного боя на копьях). Комтур Генрих Штанге, вместе со своим братом Германом, пал в бою с прусским племенем самбов при Гермау в 1253 г., прикрывая отход христианского войска в безопасное место. Как писал Петр из Дусбурга в своей «Хронике земли Прусской», «об этом брате Генрихе Штанге, комтуре Христбурга, достоверно повествуется, что, когда он в часовне, преклонив колена перед алтарем, молил Бога, чтобы Он явил ему какой-нибудь знак, если считает его достойным своей милости, то деревянная фигура Распятого, перед которой он молился, протянула руку свою и, осенив крестом, благословила его, и он, увидев этот знак, ушел довольный. Это видел и сообщил всем брат Гейндрик, священник этого же замка, который молился в то время в одном ушу часовни».
Черные кресты на белом одеянии комтуров, обозначая их высокий ранг, были большего размера, чем у рядовых братьев-рыцарей.
Тевтонские рыцари шли в бой с песнью, созвучной пасхальной молитве: «Christ ist erstanden von der Marter alle...» (по-латыни «Christus resurrexit de mortuis...», а по-русски: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»). Утверждение некоторых авторов, будто члены ордена при встрече приветствовали друг друга словами «С нами Бог!» (нем. «Готт мит унс!»), хотя и представляется нам вполне соответствующим духу времени, не находит себе подтверждения в орденском Уставе рыцарей Девы Марии.
Девиз Тевтонского ордена звучал как (и звучит по сей день): «Исцелять-Защищать-Помогать» (нем. Heilen-Wehren-Helfen).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |