Наследники Дмитрия Донского
У Дмитрия Донского было много сыновей. Всем им надо было дать частицу княжества. Дмитрий разделил отчину между пятью сыновьями. Это была та мина, которую он подложил под Московское княжество. Сын Василий получил свою отчину — Владимирское княжество. Четыре старших сына должны были совокупно править Москвой. Кроме того, Коломна отдавалась старшему сыну, Звенигород — Юрию, Можайск — Андрею, Дмитров — Петру. Было выделено княжество и младшему сыну Константину, но значительно позже.
Поскольку Владимирское княжество было самым сильным, то и правивший им князь автоматически становился главным среди других князей. Определяющей всегда была сила. Однако в XV веке Владимирское княжество постепенно пришло в упадок. Акценты сместились — могущество великого князя стало определяться силой Московского княжества. Но поскольку оно делилось, то делилась и его сила. Так Дмитрий Донской, ставя семейные проблемы выше государственных, разрушал основу сильной власти великого князя. Такая система власти не могла быть прогрессивной, работающей на государство. Власть становилась крайне неустойчивой.
Василий I (1389—1425) четыре года был в заложниках в Орде. Когда ему исполнилось 15 лет, ему помогли бежать из Орды в Литву к князю Витовту. Там он был помолвлен с дочерью литовского князя. Василий I был нерешительным и отнюдь не талантливым. Он и не помышлял об освобождении от Орды, хотя для этого были благоприятные условия вследствие разгрома Орды Тамерланом. Василий I всё время оглядывался на Витовта. В 1399 году Витовт сразился с ордынцами на берегах реки Ворсклы, но был наголову разбит.
Когда Литва угрожала Смоленскому княжеству, население слезно просило московского князя Василия о помощи, но он отказал им. В 1404 году Литва завоевала Смоленское княжество. Дальше Литва угрожала Пскову. Но Москва отказала в помощи и ему.
В 1408 году воинственный ногайский правитель Едигей, разбивший Витовта на реке Ворскле, пошел походом на Москву. Тверь выступала его союзником. Едигей разорил Ростов, Нижний Новгород и окрестности Москвы. Взять саму Москву ему не удалось.
Московский князь Василий I получил в Золотой Орде ярлык на правление княжеством в Нижнем Новгороде. Но местные князья этому воспротивились, и междоусобица длилась несколько лет. Орда выступила на стороне Василия I и помогала ему военной силой. Конечно не бескорыстно. Каждый раз, когда на Русь призывали татар, те пускали кровь русскому народу и укрепляли своё владычество. Но русские князья прибегали к такому иноземному кровопусканию весьма часто. Главным для них был личный интерес.
Церковь блюла свой интерес. С Ордой у неё проблем не было — дань она не платила, а сама имела с населения хорошие доходы. У церкви была другая проблема — как бы не потерять источник этих доходов — паству, то есть епископства. Церкви надо было любой ценой удержаться на всей территории не только Руси, но и Литвы.
В то время Русскую православную церковь возглавлял византиец Киприан. Он-то и проклял Дмитрия Донского. Дело в том, что Дмитрий Иванович (Донской) без всякого согласования с Константинополем во главе Русской православной церкви поставил преданного хранителя княжеской печати Митяя. Естественно, что церковные иерархи этому воспротивились. Митяй был послан в Константинополь на утверждение. Однако Митяя отравили. Прежний митрополит Киприан пытался пробраться в Москву из Литвы. Но Дмитрий Донской его с позором выслал обратно. Но в конце концов всё осталось по-прежнему и Киприан продолжил свою активную деятельность. Будучи очень деятельным, он восстановил единую церковную организацию не только Руси, но и Литвы. Но с Литвой были проблемы из-за преобладающего там католичества. Поэтому Киприан первым предложил объединить в пределах Литвы католическую и православную церкви. Византийская империя находилась на крутом спаде, на пути к гибели. Она цеплялась за соломинку, и ей идея очень понравилась. Это открывало путь к союзу с Ватиканом. Император Византии Иоанн V поторопился принять католичество. Византийский патриарх этим поступком императора был обескуражен.
Надо сказать, что сама по себе идея союза (унии) православной и католической церквей была не новой. Она давно обсуждалась в европейских столицах. Но практический шаг в этом направлении предложил Киприан. Предполагалось, что к эксперименту подключится и Польша. У Польши был свой интерес. Польский король Ягайло перешел из православия в католичество и надеялся, что отказ от православия (через унию) поможет ему насадить католичество в Литве. Поэтому Киприана активно поддерживал Ягайло, который накануне Куликовской битвы спешил помочь ордынцам разгромить русских.
Патриарх в Константинополе не решился на такое резкое движение. Хотя и жаждал союза с Римом. Поэтому официально византийский патриарх отклонил предложение Киприана и Ягайло. В Москве Василий I всегда вел себя очень нерешительно и боялся любых инициатив, которые могли бы осложнить ситуацию. На всякий случай он запретил поминать имя византийского императора-католика во время богослужений в Успенском соборе. Но этим был встревожен константинопольский патриарх, и он послал в Москву Василию I увещевательное послание.
Русская православная церковь до сих пор довольна деятельностью Киприана. Он способствовал расширению связей церкви с Византией. Благодаря митрополиту Киприану на Руси была проведена литургическая реформа патриарха Филофея.
Киприан скончался в 1406 году. Его пост занял грек Фотий, который прибыл из Константинополя в 1410 году. Четыре года церковь была бесхозной, и это не могло не сказаться на её хозяйстве. Имущество дома митрополитов понесло значительный ущерб. Были утрачены не только огромные богатства, но и земли. В русских княжествах он всё сумел вернуть. Литва отказалась вернуть церковное имущество, а затем Витовт и вообще изгнал Фотия из Киева. Только спустя десятилетие всё удалось восстановить, то есть распространить митрополию и на Литву.
Братья Василия I, унаследовавшие Москву, непрерывно конфликтовали. Мать Софья Витовтовна не могла призвать их к порядку (они просто-напросто с ней не считались). Поэтому Василию I пришлось своего сына Василия и жену «приказать» князю Витовту. Он должен был их опекать, быть их гарантом. Василий I скончался 22 февраля 1425 года. Тут и началась длительная борьба за власть между сыном Василия I, которого звали Василием (три других его сына умерли), и его братом Юрием Дмитриевичем. Наследнику Василию было 10 лет. Юрий Дмитриевич отказался присягнуть на верность новому великому князю Василию.
Князь Юрий имел значительные военные заслуги. Он готовился к борьбе за московский престол. Но бояре его опередили и послали против Юрия (который находился в Галиче) полки братьев Василия I. Юрий Дмитриевич вынужден был бежать в Нижний Новгород. Но он не отказался от своих притязаний на Московский престол. Получить его он надеялся из рук ордынского хана.
В Москве за малолетнего Василия II правил И.Д. Всеволожский. За Василием II была Литва, а за Юрием Дмитриевичем — Орда. Но в Литве все изменилось — Витовт скончался. Юрий сразу же отправился в Орду за ярлыком. И.Д. Всеволожский с Василием II поторопились туда же. Думали, что важно, кто первый изложит ситуацию. Ханом Золотой Орды в то время был Улу-Мухаммед. Он не торопился выслушивать близких родственников Василия и Юрия. Он продержал их в своей «приемной» целый год. Родственники провели в Орде целый год, а ярлыка на княжение никто из них не получил. Спустя год князья вернулись домой. Но следом за ними ехал посол хана Мансыр-Улан. Он по распоряжению хана посадил на владимирский трон Василия II. Возвращаться с пустыми руками ордынцы не желали. Они стали добиваться от великого князя выполнения финансовых обязательств.
Улу-Мухаммед считал, что надо сохранить противовес великому князю. Поэтому он через своего посла вручил ярлык на Дмитровское княжество князю Юрию. Василий II воспротивился этому и изгнал наместников Юрия из Дмитрова. Но Юрий не смирился и с войском появился под Москвой. Он сразился с войском Василия II на Клязьме (20 верст от Москвы) и разгромил его. Юрий занял Московский престол, а Василия II он отправил в Коломенский удел. Власть взяли в свои руки бояре. Кончилось тем, что Юрий «сам с великого княжения в пяти человецех съехал». Так писали епископы. Юрий заключил новый договор с Василием II и признал его «братом старейшим». После этого Василий II напал на Галич. Сам Юрий на этот раз избегал войны с племянником. Он ушел в Белозеро. Галич был дважды разорен Василием II. 20 марта 1434 года Юрий с сыновьями нанес ответный визит племяннику в Москву. Вернее, битва произошла под Ростовом. Василий II бежал. Юрий затем взял Москву и сел на великокняжеский трон.
Став великим князем, Юрий Данилович стал чеканить монеты с изображением Георгия Победоносца, который поражает копьем змея. Так Георгий Победоносец стал защитником Москвы. Его стали изображать на гербе Москвы. Юрий процарствовал всего два месяца. Он умер 5 июня 1434 года. Братья Юрия умерли раньше. На престол могли претендовать только внуки Дмитрия Донского. Великим князем объявил себя Василий Косой (внук Дмитрия), но усидел на престоле всего один месяц. Затем вновь воцарился Василий II. Ослепил он и И.Д. Всеволожского за то, что тот его раньше предал и перешел на сторону Юрия.
Митрополит Фотий скончался. Константинополь назначил нового митрополита с подачи литовского великого князя Свидригайло. Свидригайло был братом Ягайло и вождем западнорусских православных князей и шляхты. Свидригайло предложил кандидатуру смоленского епископа Герасима, который патриархом был поставлен на общерусскую митрополию. Его признали епископы. Но очень быстро Свидригайло его сжег в прямом смысле этого слова.
Византия боялась надвигающегося турецкого нашествия. Она искала спасения в союзе с Римом, в унии. Поэтому русским митрополитом был назначен грек Исидор. В 1439 году был подписан Акт о соединении христианской церкви под началом Рима. Исидор в Москву не торопился. Он задержался на год в Литве. В Москву он вернулся в марте 1441 года. В Успенском соборе во время литургии имя патриарха было заменено на имя папы. Тут же была зачитана грамота о том, что церкви соединяются. Но власти не могли это переварить и три дня уговаривали грека Исидора отказаться от новшества. Не помогло. На четвертый день его заточили в Чудов монастырь. Но он оттуда бежал, сначала в Тверь, затем в Рим. Так Москва не захотела быть разменной монетой в политической игре православного иерарха в Константинополе. Протест написали, но в течение двух лет так и не отправили в Византию. В конце 1448 года по инициативе Василия II Собор епископов избрал Иону митрополитом. После этого в Успенском соборе «возлагается на плещо его честный амфор и посох великой митрополич дается в руце его».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |