Глава вторая. Социально-политическая роль церкви и формы материального обеспечения кафедр
Для понимания деятельности древнерусской церкви как социально-политической организации важно изучение не только ее общехристианских и византийских традиций и истоков, но и условий ее экономического положения на Руси как при самом учреждении, так и в процессе эволюции в течение интересующего нас времени.
За это время Русь прошла два периода социально-экономического развития, которые в современной советской науке принято обозначать как раннефеодальный период (IX—XI вв.) и период развитого феодализма (с XII в. и далее).
Первый из них, когда формируется церковная организация, обладает рядом черт, определивших ее первоначальное положение в стране. Это прежде всего существование государства, возникшего одновременно с классовым обществом. Сообщения Бертинских анналов под 839 годом и патриарха Фотия в 867 г. говорят о том, что оно уже существовало, а в 882 г., по Повести временных лет, произошло объединение южной Киевской Руси с Новгородом и установление в Киеве новой династии, что стало началом нового этапа истории государства. Оно во главе с князем и дружиной осуществляло власть над обширной территорией через княжеский двор с его челядью — управителями — и дружину.
Далее, территория, входившая и продолжавшая включаться в состав государства Руси, подвергалась эксплуатации в форме даней, полюдья и др., т. е. через конфискацию продуктов прибавочного труда их производителя местной социальной верхушкой, оторвавшейся от породившего ее коллектива и противопоставившей себя ей, или непосредственно представителем государственной (центральной) власти. Эта регулярная и выработавшая устойчивые формы эксплуатация становится выражением раннефеодальной (раннеклассовой) формы собственности государства в лице князя и его семьи на соответствующую территорию. Такая ранняя собственность не может быть отождествлена еще с феодальной собственностью XII—XVII вв., не говоря уже о буржуазной собственности, продажа ее невозможна, а отсуждение другими способами очень затруднено, но она передается по наследству внутри одного княжеского рода.
Кроме того, в этот период вотчина как классовое производящее хозяйство, основанное на эксплуатации в самой вотчине (княжеском, боярском хозяйстве), имеет небольшое экономическое и социальное значение, хотя она уже существует в IX—X вв. В хозяйственном развитии страны в этот период вотчина, где работали лично несвободные производители, челядь, не являлась определяющей, но она играла лишь подсобную роль, важную для существования и деятельности ее владельца — князя, боярина, дружинника. Малым значением вотчины в жизни страны определяется и отсутствие на Руси в IX—X вв. господствующего рабовладельческого типа хозяйства, остававшегося на уровне уклада.
Наконец, для указанного периода характерно значительное социально-политическое значение общины как соседского коллектива (включившего в себя родовые коллективы), который защищает своих членов — крестьян и горожан — от усиления эксплуатации и социальной стратификации. Эксплуатация такого рода происходит не только со стороны государства, но она угрожает общине как извне — со стороны вотчины, так и изнутри — со стороны общинных властей. Община препятствует выделению аллода как источника разложения коллектива, хотя этот процесс необратим и медленно идет. Русская Правда и Повесть временных лет отразили взаимоотношения общины с государством и вотчиной и борьбу их.
Для нового периода развитого феодализма на Руси можно считать характерным постепенное изменение феодальной эксплуатации в процессе вызревания и широкого распространения вотчины как системы производства и эксплуатации в сельском хозяйстве от государственной формы к вотчинной, что усиливало личную зависимость крестьянской массы на Руси и сокращало число населения, эксплуатировавшегося в примитивных формах государством в виде даней. Таким образом, имели место сближение (с перспективой синтеза-слияния) социальных процессов в двух сферах эксплуатации: переход внутри вотчины от жестоких ранних форм рабской зависимости от господина к зависимости, ослабленной работой на земле (пашенные холопы), с одной стороны, и потеря лично свободным тружеником экономической самостоятельности в пользу феодала при сохранении определенной части этой личной свободы (закупы, рядовичи) — с другой. В политической организации система государства с центром в Киеве и княжескими посадниками в местных центрах сменилась полицентрической формой с членами княжеской династии или династическими линиями на столах феодальных земель, что было выражением глубокого процесса вызревания нового социального строя по всей стране.
Церковная организация была создана на Руси в конце X в., т. е. в условиях первого периода существования феодального общества, что и определило способ и формы ее материального обеспечения — княжеской властью и в виде отчислений от государственного бюджета.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |