Архитектура города в период развития капитализма в России
Во второй половине XIX века Новгород был типичным провинциальным городом царской России. Он не имел развитого промышленного производства. В «Памятной книжке Новгородской губернии на 1899 год» отмечалось, что в Новгороде проживало 14 106 мужчин и 8097 женщин, действовало 13 небольших предприятий, на которых трудилось 140 рабочих. Мелкие фабрики и заводы полукустарного типа выпускали кирпич, черепицу, обувь, свечи, занимались кожевенным делом, пивоварением.
В то время строительство осуществлялось по генеральному плану, составленному в 1834 году, который попал в Новгород лишь в 1837 году. При утверждении в штабе военных поселений в проект были внесены некоторые изменения, связанные с военными задачами. Город рос за счет окраин, где возникли Никольская, Санкт-Петербургская, Михайловская (Псковская) слободы.
Как и в первой трети XIX века, главное внимание уделялось застройке оси «запад — восток», которая улицами Чудинцовской и Легощей (современные улицы Советская и Льва Толстого) вышла за пределы земляного вала и соединила город с железнодорожным вокзалом.
Железная дорога Новгород — Чудово строилась шесть лет — с 1843 по 1849 год. По ней из Новгорода отправлялись овес, овощи, сено, солома, лен, пенька, пакля и другое сырье. Однако пропускная способность железной дороги была недостаточной — до 1916 года она оставалась узкоколейной.
В 1878 году открылось движение по другой узкоколейной дороге, соединившей Новгород со Старой Руссой.
Была предпринята попытка соединить железной дорогой Новгород с Орлом и Царским Селом, по которой предполагалась перевозка хлеба из черноземных районов страны в северные области. Дорога должна была пройти по юго-западной окраине Новгорода и далее между городом и Юрьевым монастырем. Высокая насыпь для железнодорожного моста через Волхов вблизи Юрьева монастыря зрительно изолировала монастырский комплекс от городского центра. Царские чиновники пренебрегли мнением ученых, рекомендовавших другую трассу для железной дороги Орел — Новгород — Царское Село (за Антониевым монастырем), и работы начались. Но сооружению дороги и моста помешала первая мировая война.
В начале века велись некоторые работы по благоустройству города. В 1901 —1902 годах набережную Волхова на небольшом участке облицевали гранитом. Два рукава ручья Гзень были соединены в одно русло. Его берега укрепили дерном. На Торговой площади устроили фонтан. В 1898 году начала действовать небольшая водопроводная линия. Конечно, эти меры не могли заметно улучшить санитарно-гигиенические условия города. В то время, как сообщалось в одном из документов, на мощенной булыжником Кремлевской площади «сдавался покос... и ...соборный иерей, сняв его, накосил себе здесь... семьдесят пудов сена». Складские хозяйства и грузовые водные причалы, расположенные на берегах реки в центре города, ухудшали его облик.
Новгород утратил свое значение как центр военных поселений. Софийская площадь перестала использоваться для военных парадов. Из всего некогда обширного ее пространства выделили среднюю, самую широкую часть, вокруг которой были воздвигнуты здания Дворянского собрания и театра. Первое из них было построено в 1851 году по проекту А. Штакеншнейдера. Деревянный театр, занимавший северную часть площади, сгорел в 1877 году. Вместо него предполагалось построить каменное здание, аналогичное сооруженному в Рыбинске по проекту архитектора В. Шретера. Но из-за отсутствия достаточных средств вновь был построен деревянный театр. Он также сгорел.
Архитектор Штакеншнейдер, очевидно, понимал всю сложность и ответственность задачи по проектированию здания в древнем городе, да еще непосредственно у кремля. Здание Дворянского собрания тактично вписывалось в архитектурное окружение, не противоречило ансамблю кремля. Пластичность главного фасада подчеркивалась двойной раскреповкой средней части. Членение по горизонтали междуэтажной тягой и рустовка первого этажа создавали впечатление распластанности здания на площади. В то же время использование многочисленных декоративных элементов — полуциркульных и трехлопастных проемов, стрельчатых порталов, треугольных сандриков с разрывом посредине и без него, пилястр, филенок, раскреповок, парапетов в виде трехлопастных арок с барельефным заполнением — придавало архитектуре фасадов измельченность и эклектичность, снижало его художественные качества, внося диссонанс в архитектуру центральной части Новгорода.
Между зданием Дворянского собрания и кремлем появились еще две постройки с деревянной оградой, нарушившие гармоничное сочетание Софийской площади с Кремлевской. А после того как застроили жилыми зданиями южную часть публичного сада, непосредственно примыкавшую к кремлю, еще больше ухудшилась взаимосвязь главной площади города, Софийской, с кремлевским комплексом.
По композиционной оси города «запад — восток» проводились и другие градостроительные работы. Через ров, окружающий кремль, по оси Софийской площади построили каменный мост с двумя арочными пролетами, металлической оградой и чугунными фонарями. В годы Великой Отечественной войны фашисты взорвали мост. На его месте после освобождения Новгорода от гитлеровских захватчиков построен новый.
В начале XIX века мост через реку Волхов обветшал, особенно его деревянные верхние строения. Поэтому инженер Г. Соловьев в 1899 году составил проект нового моста, который воздвигли в 1902 году. Одновременно была устроена гранитная набережная для причала судов. Высоко поднятые фермы нового моста нарушили архитектурную связь между кремлем и комплексом Ярославова дворища. Подобный пример нарушения исторически сложившихся композиционных связей городского ансамбля в результате нового строительства или реконструкции, к сожалению, в то время не был единичным.
В годы Великой Отечественной войны мост был разрушен фашистами.
* * *
В 1862 году в Новгородском кремле был сооружен памятник Тысячелетию России.
Из пятидесяти двух представленных на конкурс проектов лучшим был признан проект живописца М. Микешина.
Очертания памятника напоминают колокол. Верхняя часть монумента представляет собой шар, символизирующий державу. Коленопреклоненная женщина, стоящая на нем, олицетворяет Россию, а осеняющий ее ангел с крестом — православную церковь.
Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих в соответствии с дворянской историографией шесть главных эпох в истории России: основание Русского государства — 862 год; введение христианства на Руси — 989 год; начало изгнания татар — Дмитрий Донской, 1380 год; основание единого Российского государства—Иван III, 1491 год; восстановление единодержавия — Михаил Федорович, 1613 год; начало преобразования России и образование Российской империи — Петр I, 1721 год.
Подножие памятника опоясывает горельеф, на котором изображены выдающиеся деятели России. Они объединены в четыре группы — «Государственные люди», «Военные люди и герои», «Писатели и художники», «Просветители народа».
Всего на памятнике 129 скульптурных фигур. Его высота — 15 метров, вес бронзового литья — около 100 тонн.
В годы Великой Отечественной войны фашисты варварски разрушили памятник. В Германию они отправили окружавшие памятник фонари и бронзовую решетку, монумент разобрали на части.
Победоносное наступление соединений Советской Армии сорвало планы фашистов. 20 января 1944 года наши войска вступили на территорию новгородского кремля. Сразу же после освобождения города от оккупантов началось восстановление памятника, и 2 ноября 1944 года он был снова открыт.
Памятник Тысячелетию России, расположенный между Софийским собором и зданием бывших присутственных мест, образовал промежуточное звено между этими сооружениями, усилив единство композиции ансамбля в целом.
В конце XIX — начале XX века в городе строились одиночные здания. В 1870-х годах в кремле рядом с Софийским собором возвели трехэтажную постройку, в которой ныне размещается Новгородское музыкальное училище. Объем здания и его углубленное по отношению к Софийскому собору расположение не мешают восприятию древнейшего архитектурного сооружения Новгорода. В главном фасаде явно видна попытка использовать элементы древнего новгородского зодчества — окна второго и третьего этажей на выступающих частях здания объединены полуциркульными наличниками.
Между церковью Сергия Радонежского и Грановитой палатой встроили двухэтажное здание епархиальной канцелярии, занятое теперь детской музыкальной школой. В архитектуре фасадов использованы килевидные наличники, четырехугольные двухуступчатые шинки и другие мотивы, заимствованные из более ранних новгородских построек. Здание легко вписалось в прилегающую застройку.
По проекту архитектора К. Тона на Софийской стороне, на современной Ленинградской улице, возвели костел (в настоящее время в нем расположен кинотеатр «Родина»). Многие декоративные элементы здания утрачены, но основная часть сохранилась. Главный фасад подчеркнут массивным порталом с высокой полуциркульной нишей.
В начале Суворовской улицы построили трехэтажный дом в псевдорусском стиле, но с хорошо прорисованными деталями, удачными пропорциями.
В Новгороде сохранились два здания того времени, образцы промышленной архитектуры, — на улицах Германа и Дмитриевской. Здание на улице Германа с обеих сторон фланкируется несколько выступающими объемами, вертикальность которых подчеркивается многоступенчатыми парапетами, украшенными аркатурными поясками.
Основной корпус здания на улице Дмитриевской запроектирован в виде компактного объема, напоминающего крепостную башню. На всех четырех углах из плоскости стен как бы выступают навесные бойницы. Вертикальность фасадов подчеркнута пилястрами и высокими арочными проемами.
Градостроительные работы в период капиталистического развития Новгорода не имели существенного значения для улучшения его архитектурного облика. Многие улицы оставались неприглядными, неблагоустроенными, постройки на них были в основном деревянными.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |